Есть мнение, что в России отсутствуют деревья старше 200 лет. Что должно, по идее, удивить и навести на размышления о недавно прокатившейся по планете, но почему-то забытой, катастрофе. Это интересное мнение, учитывая, что деревья старше 200 лет в России – есть. Самым старым считается лиственница на острове Ольхон, возраст которой составляет 777 лет. На заглавной же картинке, кстати, берёза в долине Гейзеров на Камчатке. Ей около 300 лет.
В европейской части страны также встречаются древние деревья. Например 600-летний Псковский дуб. Но куда интереснее именно берёза, пристальное рассмотрение которой приоткрывает тайну отсутствия старых деревьев в России. Если присмотреться… она просто не выглядит старой. И даже не слишком велика. Ничуть не старше на вид и не больше берёзы у меня под окнами, – а той меньше 50 лет.
...То есть, первое. Определить возраст дерева на глаз – нельзя. Совсем. Некоторые выглядят старыми, – но им может быть и 30, и 3000 лет. Некоторые молодыми. Им ровно с таким же успехом может быть и 300, и 3000 лет. Некоторые же не выглядят никак. Старые деревья за редкими исключениям не эффектны, ибо борются за жизнь в тяжёлых условиях. Возраст Патомского кратера был определён по возрасту тоненьких, чахлых, карликовых лиственниц на его склонах. А там попадались экземпляры проросшие на камнях и 250, и даже 500 лет назад.
Но вообще, – в России действительно мало деревьев возрастом более 200 лет. Потому что, – не считая даже периодические вырубки и лесные пожары, – как раз такова примерно нормальная продолжительность жизни большинства видов растущих у нас деревьев.
Почему-то часто думают, что дерево живёт вечно, если его не срубить. Ничего подобного. Деревья стареют, становясь более подверженными болезням и вредителям. Виды сохраняющие бодрость до 300 лет (как дубы) – редкость. Живущие тысячами лет, как секвойи, – единичные исключения.