Найти в Дзене
Дневник М и Ко

Впечатление от нового учебника истории для 10 и 11 класса

Оглавление

Чисто ради праздного любопытства я решил посмотреть новый учебник истории, про который сегодня твердят и пишут, пишут и твердят.

Как пишут в Интернете, с 1 сентября 2023 года в школах в 10 и 11 классах будет использоваться новый учебник истории.

- А если бы на месте учителей был я? - подумал я.

Напомню, я сам вел уроки истории лет восемь или даже десять.

Вот, к примеру, я учитель истории, которому выпало бы вести в 10 и 11 классах. Мне нужно заранее каким-то образом ознакомиться с учебником.

Есть ли они уже в школах? Я не знаю. Кто в курсе - напишите.

Но в 21 веке грех было бы не воспользоваться электронной версией для ознакомления.

Начал искать. Поиск привел меня в соцсеть Вконтакте.

Там учебник был выложен, но тут же удален за нарушение авторских прав.

Интересно получается.

Начал искать на официальных сайтах. Зашел на сайт издательства. Там он есть. Но вот только доступно просмотреть лишь самое начало. Или я не туда тыкал?

Ладно, решил пойти другим путем. В той же социальной сети начал читать комментарии, где люди пишут "вышлите мне учебник, те кто успел скачать, на почту, мне надо рабочую программу готовить".

И кто-то один дал ссылку на телеграм, где можно было скачать учебники.

Я зашел и скачал.

А вот действительно - учителям же вроде как надо писать рабочую программу. Да и вообще - перед началом учебного года нужно ознакомиться с учебником, чтобы потом не прыгать с одного места на другое.

Ладно, начал смотреть учебники. Мне действительно было интересно узнать, что там внутри.

Просмотрел 10 и 11 классы.

Если кому интересно - вот моё впечатление:

Самое главное - этот учебник является учебником своего времени. И этот факт нужно принимать.

При Империи, наверное, были свои учебники истории, при раннем СССР - свои, в послевоенном СССР - свои, на закате СССР - свои.

Что понравилось:

В учебнике за 10-й класс упомянут, таки, человек из нашей деревни.

В учебниках много иллюстративного материала - это фотографии, плакаты, схемы.

Прямо в учебниках изображены QR коды, ведущие на сайт, где можно посмотреть соответствующий фильм. Ссылка ведет прямо на фильм. Может быть еще куда-то ссылки есть, но я проверил на фильмы - работает.

Информация дана вполне доступным языком.

Информация представлена в виде хронологии без особых "эпитетов". Чем-то мне это напомнило циклы "Намедни" Леонида Парфенова.

Что не особо понравилось:

Как мне показалось, учебник получился слишком "политизированным". Это касается как истории СССР, так и современной истории России. К примеру, я бы хотел, чтобы дети представляли не только политическую жизнь страны, но и вообще - могли понять, как жили простые граждане: что их интересовало, что беспокоило, какие были трудности, чем гордились, как отдыхали, что читали, что смотрели.

Также в некоторых темах я заметил "скомканность" подачи информации, когда с одного места перепрыгивают на другое.

Некоторые вопросы в конце параграфов мне показались излишними.

Общий вывод

В любом случае подача исторического материала будет целиком зависеть от учителя.

Сами же знаете, что любой разговор или монолог можно передать "с разными интонациями".

- А она мне такая говорит: "Послушай, Валентина, а вот когда ты ко мне обращалась, я тебя всегда выручала. А я ей говорю: "Тамара Павловна, когда я к вам обращалась? Наоборот, я всегда вам помогала, всегда выручала. Не могу я вам сегодня дать этот курвиметр, он мне самой нужен". Представляешь, я всё для нее делаю, а она мне в конце заявила: "Ну, ладно, жизнь-то такая, сегодня ты с курвиметром, а завтра ведь иначе всё может быть".

Как правило, подобные монологи передаются с разной интонацией в зависимости от отношения к говорящему.

Так и учебник. Один в нем увидит одно, другой - другое. Третий вообще скажет - "Не морочьте голову, записывайте в столбик даты".

Если кому-то интересно, как там переданы события последних лет, то я скажу так - "Вот как передают по телевизору, так и там".

Короче, учебник как учебник, а я много всяких видел.