Найти в Дзене

Немцы в городе!..

Как Калининграду пришлось тряхнуть кёнигсбергской стариной ради фильма «Щит и меч»

Видный нацист Вилли Шварцкопф (Альгимантас Масюлис) встречает своего племянника Генриха Шварцкопфа (Олег Янковский). Роль вражеского железнодорожного узла сыграл калининградский Южный вокзал
Видный нацист Вилли Шварцкопф (Альгимантас Масюлис) встречает своего племянника Генриха Шварцкопфа (Олег Янковский). Роль вражеского железнодорожного узла сыграл калининградский Южный вокзал

В 1968 году «Щит и меч» триумфально зашагал по экранам нашей страны. А снимать его начали двумя годами ранее. И янтарному краю повезло принять участие в этом, как сейчас бы сказали, успешном проекте.

Первая серия стала тогда лидером проката: «Без права быть собой» посмотрели 68,3 миллиона человек
Первая серия стала тогда лидером проката: «Без права быть собой» посмотрели 68,3 миллиона человек

Итак, съёмки стартовали 23 сентября 1966-го в Риге. Там работали до середины октября. А затем съёмочная группа переехала в Калининград. И 22 октября в газете «Калининградская правда» было опубликовано такое объявление:

-3

Напомню, экс-Кёнигсберг в этой картине должен был изображать оккупированную Третьим рейхом Польшу, куда в 1940 году перебрался из «порабощённой СССР» Латвии главный герой книги – немец Иоганн Вайс. Он же – советский разведчик Александр Белов. Он же – Станислав Любшин, быстро набиравший тогда популярность актёр театра и кино.

Кстати, в калининградской прессе его почему-то упорно называли Владиславом. Так и писали: «Владислав Любшин, который ранее снимался уже во многих фильмах», «для Владислава Любшина эта роль – уже девятая работа в кино». Ну, в итоге всё же разобрались, как там кого зовут…

Режиссёр Владимир Басов, взявшись за экранизацию книги Вадима Кожевникова «Щит и меч», говорил: «Фильм, как и роман, будет основан на строго документальных фактах». И, конечно, в числе прочего требовалась убедительная «заграничная» натура. А тут уж никак не обойтись без бывшего Кёнигсберга.

Роль разведчика Бруно исполнил режиссёр фильма Владимир Басов
Роль разведчика Бруно исполнил режиссёр фильма Владимир Басов

Да, в 1966 году Калининград «был уже не тот». Город менялся на глазах, «киношный рай» – целые районы немецких развалин (готовых и при этом бесплатных декораций для лент о войне), уходил в прошлое, на месте руин росли новые дома.

Съёмки проходили при большом стечении зевак. На заднем плане виднеются руины Кафедрального собора с могилой Канта
Съёмки проходили при большом стечении зевак. На заднем плане виднеются руины Кафедрального собора с могилой Канта

Тем не менее развернуться в ту пору ещё было где. В частности, съёмочная группа успела застать величественные развалины Королевского замка. Именно тут произошла последняя встреча Вайса-Любшина и разведчика Бруно, сыграл которого сам Басов.

Последняя встреча разведчиков Иоганна Вайса (Станислав Любшин) и Бруно (Владимир Басов) произошла в руинах Королевского замка
Последняя встреча разведчиков Иоганна Вайса (Станислав Любшин) и Бруно (Владимир Басов) произошла в руинах Королевского замка

Основным же местом съёмок стал Южный вокзал. В те дни здесь часто можно было вдруг встретить «фашистов». По воспоминаниям старожилов, граждане порой в ужасе замирали: немцы в городе!..

Осенью 1966-го советский Калининград местами словно вернулся в недавнее прошлое, когда здесь ещё было «логово фашистского зверя»
Осенью 1966-го советский Калининград местами словно вернулся в недавнее прошлое, когда здесь ещё было «логово фашистского зверя»

В первую очередь для съёмок на вокзале и требовались «мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет». В массовке они изображали прибывших в «фатерлянд» репатриантов из Латвии (в числе которых был и Вайс-Любшин).

Иоганн Вайс изображает радость от того, что вырвался из «порабощённой СССР» Латвии
Иоганн Вайс изображает радость от того, что вырвался из «порабощённой СССР» Латвии

В перерывах калининградцы просили автографы у актёров, фотографировались вместе «на память». Девушки проявляли повышенный интерес к молодому и не известному широкой публике красавцу. Образ «белокурой бестии» Генриха Шварцкопфа – первая роль в кино Олега Янковского.

Сыграв Генриха Шварцкопфа, Олег Янковский, как говорится, проснулся знаменитым
Сыграв Генриха Шварцкопфа, Олег Янковский, как говорится, проснулся знаменитым

Потом были съёмки в павильонах «Мосфильма», в Польше, в ГДР… Планировалось, что «Щит и меч» будет трилогией. И премьера первых двух частей состоится в декабре 1967-го, в дни празднования 50-летнего юбилея чекистов. Но в ходе работы планы пришлось переиграть. Во-первых, стало ясно, что рамки трилогии тесны, нужна ещё одна серия. Во-вторых, к концу 1967 года не успевали закончить даже 1-ю часть.

Одно из первых впечатлений Иоганна Вайса по прибытии в Третий рейх – гитлеровец весело гонит польских партизанок. Видимо, на казнь...
Одно из первых впечатлений Иоганна Вайса по прибытии в Третий рейх – гитлеровец весело гонит польских партизанок. Видимо, на казнь...

В итоге премьерный показ первых серий («Без права быть собой» и «Приказано выжить») в Москве состоялся только 19 августа 1968-го. Премьера 3-й и 4-й части («Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж») прошла 3 сентября.

В Калининграде премьера первых серий состоялась 25 августа 1968-го. Причём чести представить местной публике самый ожидаемый фильм года удостоилась второстепенная «Родина» (ныне – «Киноленд»). А показ в тогдашнем кинотеатре № 1 (в уже не существующей на сегодня «России») прошёл лишь на другой день.

Теми сеансами показ картины в Калининграде в августе 1968-го и ограничился. Попали на них, естественно, далеко не все желающие. Немногочисленных счастливцев расспрашивали о фильме. А те восторженными отзывами пуще прежнего раззадоривали народ.

Известие о выходе этого фильма в прокат вызвало ажиотаж
Известие о выходе этого фильма в прокат вызвало ажиотаж

Так что когда «Щит и меч» наконец по-настоящему был выпущен на экраны, к кассам в кинотеатрах выстроились рекордные очереди. Ажиотаж царил больше месяца. Ведь серии показывали не все сразу, а по очереди, растягивая удовольствие. И если 1-я часть вышла в калининградский прокат 23 сентября, то 4-я – лишь 21 октября.

Первый отклик на «Щит и меч» в Калининграде был опубликован 27 сентября. В областной молодёжке «Калининградский комсомолец» вышла рецензия «За право быть собой». Автор писал:

«Есть ли в фильме недостатки? Много. Я не хочу о них говорить. Вы их заметите без меня и вынесете им свой пристрастный суд. Но с главным – с мыслью, обликом, характером Александра Белова, патриота и человека, вам уже не расстаться».

Суть статьи: «Щит и меч» – крупный успех.

Солидная «Калининградская правда» выдержала паузу, написав о новой ленте, только когда в прокат вышли все её части. Тон статьи спокойнее, критики больше. Однако в целом и эта рецензия была хвалебной.

Важный разговор состоялся возле здания, в котором сегодня располагается узел почтовой связи (на площади Калинина около Южного вокзала)
Важный разговор состоялся возле здания, в котором сегодня располагается узел почтовой связи (на площади Калинина около Южного вокзала)

А что же простой зритель? Справедливости ради нужно отметить, что после премьеры 3-й части ажиотаж начал спадать. Но даже менее посещаемые две последние серии по итогам года заняли в СССР 6-е и 7-е место. Первые же серии стали лидерами проката. «Без права быть собой» тогда посмотрели 68,3 миллиона человек, «Обжалованию не подлежит» – 66,3 миллиона. И эти цифры лучше всяких слов говорят о том, с каким успехом прошёл «Щит и меч».

Принимавшие участие в массовках калининградцы потом с удовольствием видели себя на экране. Путь и в образе репатриированных немцев
Принимавшие участие в массовках калининградцы потом с удовольствием видели себя на экране. Путь и в образе репатриированных немцев

Сегодня эта картина входит в золотой фонд отечественного кинематографа. Её часто показывают по ТВ. Востребована она и среди тех, кто предпочитает смотреть кино в интернете. И судя по отзывам на сайтах, посвящённых фильму «Щит и меч», у молодых зрителей эта старая лента тоже вызывает, как правило, одобрение.

Нацистский туз в исполнении Альгимантаса Масюлиса выглядит убедительно и... по-прежнему актуально
Нацистский туз в исполнении Альгимантаса Масюлиса выглядит убедительно и... по-прежнему актуально

А ещё считается, что именно в этом фильме гитлеровцы впервые были показаны не карикатурно. Враг выглядел достойным, сильным противником. До этого же у зрителя порой даже возникал вопрос: и чего мы с ними так долго справиться не могли?

Немало у фильма и других достоинств. Прежде всего, конечно, отменная игра. Одни актёры «проснулись знаменитыми», другие – открылись с неожиданной стороны. Как и обещал режиссёр, фактура-натура убедительны, всё выглядит достоверно, реалистично. И снято интересно, я бы даже сказал – стильно. А какая там песня звучит! Помните: «С чего начинается Родина, с картинки в твоём букваре…»

И последнее. Признаться, роман «Щит и меч» я не осилил. Ни в юности, ни сейчас. Так что лично от меня Басову – двойное спасибо. За то, что сумел снять отличное кино на основе не самого, на мой взгляд, убедительного литературного материала.

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»

Смотрите также:

Мотор!.. | Калининградская Пруссия | Дзен