Как Калининграду пришлось тряхнуть кёнигсбергской стариной ради фильма «Щит и меч»
В 1968 году «Щит и меч» триумфально зашагал по экранам нашей страны. А снимать его начали двумя годами ранее. И янтарному краю повезло принять участие в этом, как сейчас бы сказали, успешном проекте.
Итак, съёмки стартовали 23 сентября 1966-го в Риге. Там работали до середины октября. А затем съёмочная группа переехала в Калининград. И 22 октября в газете «Калининградская правда» было опубликовано такое объявление:
Напомню, экс-Кёнигсберг в этой картине должен был изображать оккупированную Третьим рейхом Польшу, куда в 1940 году перебрался из «порабощённой СССР» Латвии главный герой книги – немец Иоганн Вайс. Он же – советский разведчик Александр Белов. Он же – Станислав Любшин, быстро набиравший тогда популярность актёр театра и кино.
Кстати, в калининградской прессе его почему-то упорно называли Владиславом. Так и писали: «Владислав Любшин, который ранее снимался уже во многих фильмах», «для Владислава Любшина эта роль – уже девятая работа в кино». Ну, в итоге всё же разобрались, как там кого зовут…
Режиссёр Владимир Басов, взявшись за экранизацию книги Вадима Кожевникова «Щит и меч», говорил: «Фильм, как и роман, будет основан на строго документальных фактах». И, конечно, в числе прочего требовалась убедительная «заграничная» натура. А тут уж никак не обойтись без бывшего Кёнигсберга.
Да, в 1966 году Калининград «был уже не тот». Город менялся на глазах, «киношный рай» – целые районы немецких развалин (готовых и при этом бесплатных декораций для лент о войне), уходил в прошлое, на месте руин росли новые дома.
Тем не менее развернуться в ту пору ещё было где. В частности, съёмочная группа успела застать величественные развалины Королевского замка. Именно тут произошла последняя встреча Вайса-Любшина и разведчика Бруно, сыграл которого сам Басов.
Основным же местом съёмок стал Южный вокзал. В те дни здесь часто можно было вдруг встретить «фашистов». По воспоминаниям старожилов, граждане порой в ужасе замирали: немцы в городе!..
В первую очередь для съёмок на вокзале и требовались «мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет». В массовке они изображали прибывших в «фатерлянд» репатриантов из Латвии (в числе которых был и Вайс-Любшин).
В перерывах калининградцы просили автографы у актёров, фотографировались вместе «на память». Девушки проявляли повышенный интерес к молодому и не известному широкой публике красавцу. Образ «белокурой бестии» Генриха Шварцкопфа – первая роль в кино Олега Янковского.
Потом были съёмки в павильонах «Мосфильма», в Польше, в ГДР… Планировалось, что «Щит и меч» будет трилогией. И премьера первых двух частей состоится в декабре 1967-го, в дни празднования 50-летнего юбилея чекистов. Но в ходе работы планы пришлось переиграть. Во-первых, стало ясно, что рамки трилогии тесны, нужна ещё одна серия. Во-вторых, к концу 1967 года не успевали закончить даже 1-ю часть.
В итоге премьерный показ первых серий («Без права быть собой» и «Приказано выжить») в Москве состоялся только 19 августа 1968-го. Премьера 3-й и 4-й части («Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж») прошла 3 сентября.
В Калининграде премьера первых серий состоялась 25 августа 1968-го. Причём чести представить местной публике самый ожидаемый фильм года удостоилась второстепенная «Родина» (ныне – «Киноленд»). А показ в тогдашнем кинотеатре № 1 (в уже не существующей на сегодня «России») прошёл лишь на другой день.
Теми сеансами показ картины в Калининграде в августе 1968-го и ограничился. Попали на них, естественно, далеко не все желающие. Немногочисленных счастливцев расспрашивали о фильме. А те восторженными отзывами пуще прежнего раззадоривали народ.
Так что когда «Щит и меч» наконец по-настоящему был выпущен на экраны, к кассам в кинотеатрах выстроились рекордные очереди. Ажиотаж царил больше месяца. Ведь серии показывали не все сразу, а по очереди, растягивая удовольствие. И если 1-я часть вышла в калининградский прокат 23 сентября, то 4-я – лишь 21 октября.
Первый отклик на «Щит и меч» в Калининграде был опубликован 27 сентября. В областной молодёжке «Калининградский комсомолец» вышла рецензия «За право быть собой». Автор писал:
«Есть ли в фильме недостатки? Много. Я не хочу о них говорить. Вы их заметите без меня и вынесете им свой пристрастный суд. Но с главным – с мыслью, обликом, характером Александра Белова, патриота и человека, вам уже не расстаться».
Суть статьи: «Щит и меч» – крупный успех.
Солидная «Калининградская правда» выдержала паузу, написав о новой ленте, только когда в прокат вышли все её части. Тон статьи спокойнее, критики больше. Однако в целом и эта рецензия была хвалебной.
А что же простой зритель? Справедливости ради нужно отметить, что после премьеры 3-й части ажиотаж начал спадать. Но даже менее посещаемые две последние серии по итогам года заняли в СССР 6-е и 7-е место. Первые же серии стали лидерами проката. «Без права быть собой» тогда посмотрели 68,3 миллиона человек, «Обжалованию не подлежит» – 66,3 миллиона. И эти цифры лучше всяких слов говорят о том, с каким успехом прошёл «Щит и меч».
Сегодня эта картина входит в золотой фонд отечественного кинематографа. Её часто показывают по ТВ. Востребована она и среди тех, кто предпочитает смотреть кино в интернете. И судя по отзывам на сайтах, посвящённых фильму «Щит и меч», у молодых зрителей эта старая лента тоже вызывает, как правило, одобрение.
А ещё считается, что именно в этом фильме гитлеровцы впервые были показаны не карикатурно. Враг выглядел достойным, сильным противником. До этого же у зрителя порой даже возникал вопрос: и чего мы с ними так долго справиться не могли?
Немало у фильма и других достоинств. Прежде всего, конечно, отменная игра. Одни актёры «проснулись знаменитыми», другие – открылись с неожиданной стороны. Как и обещал режиссёр, фактура-натура убедительны, всё выглядит достоверно, реалистично. И снято интересно, я бы даже сказал – стильно. А какая там песня звучит! Помните: «С чего начинается Родина, с картинки в твоём букваре…»
И последнее. Признаться, роман «Щит и меч» я не осилил. Ни в юности, ни сейчас. Так что лично от меня Басову – двойное спасибо. За то, что сумел снять отличное кино на основе не самого, на мой взгляд, убедительного литературного материала.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: