Доброго дня всем. Продолжается разбор ЛЕГЕНДАРНОГО... а, э-э-э, извините, привычка с просмотра "ВанПис", — я имел ввиду продолжается разбор какого-то там списка всего лишь лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, — ну всего лишь. То же "всего лишь" можно сказать и о количестве оставшихся в нём лент, о которых надобно рассказать.
Но с этим торопиться не буду, — и не потому что после окончания списка я от нечего делать сопьюсь, нет, конечно, как можно, — ведь сегодня надо ещё поведать о предпоследней работе Годара из тех, что встали на моём пути в обозреваемом топе.
22 место
"Презрение"/"Le mépris"(1963)
Рейтинг КП - 7,4; Кол-во оценок - 5 788;
Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 36 136;
Режиссёр - Жан-Люк Годар.
На Капри снимается исторический фильм об Одиссее и Пенелопе. Французский сценарист Поль постоянно ревнует свою жену Камиллу к американскому продюсеру Джереми Прокошу. Она же на эту опеку и зависимость реагирует «презрением».
Без спойлеров
Жан-Люк Годар... ах, всё никак наши дорожки с ним не разойдутся. Опустим то, что его работы в подобных рейтингам располагаются уже давно и я сам на него напал, — об этом забудем, не было этого. Из четырёх его фильмов, виденных мною до сего момента трое мне настолько не понравились, что я со своей колокольни назвал их едва ли смотрибельными вовсе. А вот "Безумный Пьеро" был хорош, хоть и мутноват местами, по старой доброй традиции этого режиссёра. И с некоторым облегчением могу сообщить, что "Презрение" мне показалось не хуже "...Пьеро". На фоне "Жить своей жизнью" или "Истории кино", "Le mépris" — шедевр прямолинейности и эстетичности.
О чём хотелось бы сказать сразу, что можно увидеть по прикреплённым в читаемом материале кадрам из картины, так это тот факт, что фильм довольно симпатичный, или, как принято говорить, красиво снят. Тут речь и о том, как это снято, и о том, что снято. Пейзажи и в целом природа, так скажем, на руках у оператора с режиссёром были очень хорошие, и испортить такую натуру было бы сложно даже при желании. Впрочем, коли об этом говорить, с операторской работой тоже проблем я здесь не вижу, потому как даже сцены в закрытых помещениях выглядят достойно, но это, наверно, уже вопрос о наполнении кадра, а не съёмки. А уж когда дело доходит до сцен на острове Капри, то и вовсе туши свет. Сказал бы, что в эти моменты я будто чувствовал тёплый бриз Средиземного моря, но я сижу в тёмном и душном помещении, от чего довольно трудно абстрагироваться, так что если обломал атмосфЭрность, то извиняйте:)
Как и попытки передать атмосферу картины, здесь не будет попыток какого-то лютого анализа отдельных частей фильма. Я уже, помнится, говорил, но не грех и повторить: не вижу смысла с оСинь умИным лиТСом, как это говорится у молодёжи, пояснять за актёрскую игру, декорации, сценарии(тут типичная годаровская неопределённость) и прочее такое, потому как мы тут рассматриваем вершину рейтинга лучших фильмов эвер, — я не хочу говорить, что воспринимаю высокий уровень этих аспектов как должное, но а как иначе, ведь ясен день, что с этим всё должно быть в порядке. Но, по традиции, это не касается смысловой части и увлекательности просмотра. Что-что, как не это, вообще стоит обсуждать? А перед этим дополнительно лишь отмечу, что музыка здесь хорошая. Её мало, — мне вовсе почудилось, что тут 1-2 трека на всю картину, — но она достойная и сильно подчёркивала почти все те моменты, где начинала играть.
Смотреть фильм было не скажу, что весело, но явно и не скучно, за счёт временами любопытных диалогов и красоты окружающей героев среды. Середина малость провисает, как мне видится, но в целом увлекает очень даже ничего так. Особенно учитывая, какими были прочие работы этого автора.
А теперь про смысОлы. Помню, я даже смотрел полуторачасовую лекцию на канале "Еврейского музея..." по "Презрению", где всё раскидывали прям очень по-умному, — настолько умно, что я, даже пересмотри её сейчас, едва ли сумел пересказать содержание. Так что коли кого смущает мой дегроидный уровень разбора синематографа, то, как грица, милости просим.
В общем, есть тут две линии, которые можно обсудить: это линия отношений между героями Брижит Бардо и Мишеля Пикколи и линия съёмок фильма про Одиссея, он же Улисс(как же мне дорого обошлось знание того, кто такой этот Улисс, уф... дважды...), под режиссёрской дланью Фрица Ланга, который реальный персонаж и играет, соответственно, сам себя, и продюсерством мистера Прокоша, который, э, выдуманный персонаж, коего играет Джек Пэланс. Наверняка, есть какое-то хитроумное объяснение, которое по красоте объединяет эти две ветки в единую смысловую структуру, — но я такой не знаю :Р
И-и-и дальше уже идут спойлеры, сами понимаете. Поэтому если интересно, что там за суета в этом "Презрении", то либо забейте и идём далее, либо придётся посмотреть ленту самостоятельно.
Со спойлерами
Касаемо отношений Камиллы и Поля. Как мне показалось, её отношение к нему переменилось после того как Поль с открытой душой сказал ей, мол, "конечно, дорогая, можешь ехать с этим молодым, симпатичным и очевидно богатым американским продюсером в его усадебку, а я такси закажу". В конце, кстати, сам Поль выдвигает ей эти же подозрения, когда они сидят на каменной лестнице у моря на Капри. Другого объяснения я не видел, да и не видел смысла искать, если и так прекрасно видно, что было до того и после.
Однако тут некоторые рецензенты попытались связать эту ветку с линией фильма об Улиссе, предположив, что Камилла переменилась к Полю ещё — или исключительно — из-за того, что он отошёл от своего истинного мнения по картине, которое разделял с Лангом, ради наживы, дабы угодить Прокошу. Теория имеет место быть, я даже могу припомнить один намёк на это со стороны Камиллы(когда она спрашивает у Поля, на самом ли деле он согласен с Прокошем и не согласен с Лангом по поводу картины), но лично я этого в фильме не увидел. По крайней мере, я не считаю, что это была основная причина того, что Камилла начала презирать Поля.
Да, это самое очевидное и прямое объяснение, и не вижу резона крутить по этому поводу носом. Даже само кино на это "тонко" намекает, когда устами Поля и Ланга пересказывает историю Одиссея, когда тот на пофиг дал другим мужчинам ухаживать за своей ненаглядной Пенелопой, а когда понял, что дело зашло далеко, было уже поздно.
Что касается линии со съёмками фильма, то тут уже всё не так просто. Без ознакомления с тематическими материалами до таких выводов дойти будет чуть сложнее. А дело в том, что здесь у нас показан конфликт голливудской манеры съёмки фильмов, которую представляет Прокош, с манерой, так сказать, традиционной европейской, за которую топит Фриц Ланг. Ну и меж этих двух огней ещё двое неопределившихся молодожёнов. Ланг выступает за то, что история Одиссея есть нетленная классика, гармоничная с природой, к которой нужно подходить с почётом, что-то такое, а вот мириканский продюсер Прокош велит переписать готовый сценарий и добавить в него боёвки да наготы, и поболее. Ну а на чьей же стороне находится сам Годар так и осталось вопросом... вернее, осталось бы, — а потом я вспомнил эпизод, когда продюсер даёт Полю альбом с древнеримской живописью для подготовки к съёмке фильма по древнегреческой мифологии, и всё сразу стало понятно. Ну не знает товарищ, где Рим, а где Греция, бывает.
А ещё можно почитать, что, если правду говорят, Годару съёмки "Презрения" были отчасти навязаны, и он как бы в отместку снял кино именно так, обличая дЭбильный голливудский подход к кинематографу с его желанием всё принизить и опошлить. Даже начальная сцена с голыми телесами Бардо была снято именно так — дабы как бы и угодить деловым партнёрам, и одновременно с тем показать, как они, понимаете, свои дела делают. Если так, то Годар, конечно, "трололо" ещё тот.
Это всё, без иронии, любопытно, и я даже могу согласиться с тем, что как "кино о кино" творение Годара крепко сделано. Хотя таких фильмов про фильмы в целом не очень много, но уж ладно. Думал было ещё, а почему Годар умертвил эту парочку на модной красной машине под занавес, — но предположу, что это такой способ сделать более трагичной ситуацию главного героя в финале. Говорили, дескать, что ни её смерть, ни смерть любовника не дадут нашему Улиссу покоя, — да вот оба и того, представились.
Спросил бы ещё, а какого рожна Камилла покатила с продюсером, раз так рассорилась с супругом из-за него, ведь казалось, что он ей не шибко-то симпатичен, — но тут, во-первых, нет ничего нереального, а во-вторых, сюда всегда можно впихнуть спич про то, что женщина своего шанса не упустит, что одна она никогда не останется, что её оставлять надолго нельзя, и так далее. Во избежании в свой адрес каких-либо обвинений эту часть, с вашего дозволения, пропущу:)
Послесловие
"Презрение" — яркий и завораживающий видами острова Капри фильм про кино и отношения эМ и Жэ фром Жан-Люк Годар, который вполне удобоварим даже для не самого хардкорного фаната авторского кинематографа и смотрится интересно. Прям понравится-понравится он не всем, — тут даже как-то неудобно делать очевидную ремарку, что кино не для всех, — но признать за ним ряд достоинств можно и без семи пядей во лбу. Как минимум хорошая визуальная составляющая и добротная постановка кадра под милую музыку здесь имеются. Посему ставлю эту картину в один ряд с не менее приятным "Безумным Пьеро" и надеюсь, что грядущий просмотр "На последнем дыхании" пополнит этот самый ряд хороших работ своего режиссёра.