Доброго времени. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня буду пояснять за 45 позицию списка, коей является ещё одна картина режиссёра Жан-Люка Годара. На сей раз - хотя бы адекватная.
45 место
"Безумный Пьеро"/"Pierrot le fou"(1965)
Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 8 189;
Рейтинг IMDb - 7,4; Кол-во оценок - 35 876;
Режиссёр - Жан-Люк Годар.
Фердинанд и нанятая присматривать за его ребенком приходящая няня, Марианна, сбегают из дома и едут к морю на угнанном автомобиле, набитом крадеными деньгами... Он оставляет позади богатую жену, а она – неприятности, связанные с бандитами. Преследуемые полицией, они сжигают автомобиль, а вместе с ним и деньги мафии, и скрываются на безлюдном острове. Но что-то в их отношениях не складывается, и роман кончается.
Без спойлеров
Четвёртый фильм режиссёра в списке, до того я пояснял за "Жить своей жизнью"(1962), "Две или три вещи, которые я знаю о ней"(1966) и "История(и) кино"(1998), - и лучший из них. Конечно, далее по списку будет ещё одна его картина, но лучше ли она этой - ещё увидим. А пока так.
И звучит это неплохо, "лучший его фильм по моему мнению", но так как мы имеем дело с Годаром, то не стоит чрезмерно обольщаться. "Безумный Пьеро" неплох как кино, но как лента Годара он именно хорош ТОЛЬКО на фоне других его работ, которые обычному зрителю смотреть довольно тяжко даже зная, с чем предстоит иметь дело. Хотя малознакомый с этой сферой зритель может обмануться тем, что почти все рецензии на картину строго положительные, но бывалых этим не надуришь. Если начать эти рецензии читать, то вы заметите, что, собственно, обсуждений фильма там мало, больше какие-то пространные размышления а-ля школьные сочинения по литературе, которые, при должном навыке демагогии и дипломатии, можно нацепить вообще к любому фильму.
С другой стороны, здесь пока про фильм тоже мало что сказано. Так что там с ним? Первое, что могу и хочу отметить - это приятные цвета. "Жить своей жизнью" был чёрно-белый, "Две или три вещи..." настолько интересны, что даже цветная плёнка не спасла, плюс я не помню там такой насыщенности в цветах. Выглядит "Безумный Пьеро" действительно красиво. Ходят слухи, что в цветах даже заключена часть смысла всего фильма, но я быдло, поэтому такие глубины познания нам неведомы, плюс я не имею вредных привычек и не употребляю запрещённых на территории Российской Федерации веществ, которые помогли бы мне этот смысл увидеть и разгадать, так что за объяснениями таких вещей стоит обратиться к более толковым людям, ведущим явно не столь здоровый образ жизни. А так что? Ну типа да, часто используются белый, синий и красный, как бы цвета флага Франции, заметил. Но а ещё это цвета флага, допустим, России, а ещё Словакии, Словении, Хорватии, Югославии, Нидерландов и Парагвая - и чо?
Также в кои-то веки я увидел у Годара внятный сюжет, в котором есть начало, какие-то события и финал, причём всё это внятно и пригодно для осмысления без семи высших образований и бутылки водки с пачкой сигарет. Более того, фильм даже интересно смотреть, по крайней мере первую половину. Во второй половине, как бы Годар не пытался меня развлечь, а он явно пытался, суть происходящего стала ясна, так я не без интереса, но уже больше досиживал. Тем не менее, за два таких явных плюса Годару моё почтение.
Из минусов - опять какая-то бесконечная болтовня на вселенские темы, которая и так на любителя, а учитывая обрывочность и постоянную смену тем понять, что хотел от зрителя автор, написав такие диалоги и монологи, становится задачей для тех самых людей, которых я описал выше, повторяться не буду.
Со спойлерами
Есть вопросы к финалу ленты. Не к тому, к чему всё в итоге пришло, то есть к гибели обоих, эм, влюблённых, - такого как раз и стоило ожидать, учитывая, что они весь фильм скрываются и от полиции, и от мафии, - а к тому, как это обставлено. В последней четверти Марианна возвращается к Фердинанду и уговаривает ему помочь ей и её названному брату помочь в каком-то деле. Он предлагает ей после дела уехать куда-то, однако она уже с этой темы слезла, но делает вид, что "подумает". На деле никуда с ним она уже не собиралась, так что после дела она со своим "братом", который на деле любовник, кидает Фердинанда. Тот их догоняет и в завязавшейся перестрелке "братан" погибает, а Марианна оказывается смертельно раненой, после чего также умирает.
В чём беда? В том, что показано это всё, особенно касаемо заговора Марианны и самого дела, как-то невнятно, так что мне пришлось пересмотреть эти сцены, дабы понять, с чего они вообще в финале стали друг в друга палить. Возможно, сказалось то, что я к этому моменту уже совсем сдулся, но я так не думаю. Учитывая, что до этого к происходящему на экране было мало вопросов, здесь явно нарратив дал сбой.
К последней сцене, где "Пьеро" приклеивает к голове связку взрывчатки с понятным исходом, вопросов нет. Я как-то не думал, что он настолько её любил и привязался, что после её смерти сам решил себя подорвать, пусть он в последний момент и пытался потушить фитилёк, ну да ладно.
А ещё есть прикольный момент, когда Фердинанд за рулём оборачивается и обращается напрямую к зрителям, а Марианна такая, мол, "ты кому?", а он ей, дескать, "зрителям", а она оборачивается, смотрит в камеру и делает такое выражение а-ля "а-а-а, вы". Слом четвёртой стены не такой уж прям редкий приём, но и не настолько частый, так что это был занятный подкол. Некоторые трактуют это как апогей слома Годаром стандартной ткани кино, которого и без этого, мол, в фильме полно, но я заметил только это. Иных всяких сломов стандартов кино я тут не приметил. По мне, обычный с этой точки зрения фильм. Своеобразный, но не более.
Или нет? Считается ли сломом момент, где Фердинанд резко сворачивает с дороги и топит автомобиль, дабы доказать Марианне, что он свободен, а не следует каким-то стандартам, спокойно проезжая по дороге? Не знаю. Но видел я в действительности людей, которые примерно так же поступали с той же целью. Весело, конечно, если вы не сидите с ними условно в одной машине:)
Послесловие
"Безумный Пьеро" - симпатичный и относительно занятный фильм режиссёра Жан-Люка Годара, который сумел избавиться от стандартной для этого кинодела душнины в действии и даже сумел чуть уменьшить степень духоты в диалогах, которые всё такие же пространные и обрывчатые, но это уже хоть как-то можно воспринимать. Если вам нравились все прочие работы режиссёра, то это вообще снос всего. Если не нравились, то это редкий шанс "подружиться" хотя бы через "Безумного Пьеро". Лента всё ещё на любителя, но здесь я хотя бы не пожалел потраченного времени.