Один из самых частых запросов логопеду – помочь разговорить ребёнка, снять с него «венец молчания». Мы попросили Викторию Бунину, известного логопеда и нейрореабилитолога, «хозяйку фабрики по превращению молчунов в болтунов» посодействовать в этом воспросе. Виктория более 20 лет работает с неговорящими малышами, включая детей с тяжелыми нарушениями развития речи. Она создает вспомогательные пособия для занятий, пишет книги. Ее аудитория в соцсетях насчитывает более 200 тысяч человек, экспертный блог активно читают и комментируют родители.
Самые «больные» родительские темы Виктория раскрыла в книге «500 ответов логопеда». Это компактный настольный сборник с конкретными вопросами и чёткими ответами. Одним он поможет снять беспокойство и убедиться, что их малыш развивается нормально, другим – обратить внимание на тревожные «маячки» в состоянии крохи, третьим подскажет, как грамотно подготовиться к приему у логопеда.
В книге море практических рекомендаций, разъяснений и советов, что делать в том или ином случае. А еще там есть игры на развитие речи и коммуникации, внимания и логики, мышления и восприятия. С согласия Виктории делимся двумя из них.
Игра «Веер». Играем дома, на даче и в машине
В качестве примера – отработка глаголов ЛЕТИ или ДУЙ.
Сложите из листка бумаги веер и покажите ребёнку, как можно махать, создавая ветерок. Далее вырезаем из журналов картинки с различными предметами. Они тонкие и легко улетят, если на них подуть веером.
Лайфхак! Если подобрать картинки из одной категории (например, предметы одежды), то ребёнку с хорошим пониманием речи можно в конце перечислить предметы и назвать обобщающее слово – «одежда, её надевают». А потом попросить малыша показать, какая у него есть одежда.
Положите перед ребёнком одну картинку:
- Ветер, дуй. Я дую на платье. Лети! Платье, лети! Платье летит. Ветер унёс платье. Улетело платье.
- Дуй. Дуй на шарф. Лети! Шарф летит.
После игры сложите картинки в конверт и подпишите: «Одежда».
Картинки можно сочетать с игрушками. Грузовик «обкатает» глагол ВЕЗИ или позже, на продвинутом уровне поможет понять значение предлогов («положи в грузовик!»). Фонарик или лазерная указка помогут при изучении глаголов «вижу, ищу» и формировании грамматических категорий («вижу кофтУ, вижу шубУ»). Кукольную мебель можно использовать для отработки понимания и употребления глаголов СПИ-СИДИ и для усвоения предлогов («положи куртку В шкаф», «положи шарф НА шкаф»).
Важно! Подготовьте пространство для занятий. Стол должен быть однотонный, без ярких рисунков или надписей. На столе не должно быть ничего, кроме того, что используется в игре, а рядом – каких-либо отвлекающих факторов: телевизора, других игрушек, источников громкого звука.
Игра-квест «Магазин». Играем в магазинах и на рынках
Из бумажного каталога любого супермаркета вырезаем картинки продуктов, которые собирались купить. Составляем чек-лист, наклеив их на лист бумаги и нарисовав рядом «окошки» для отметок того, что положим в тележку. Покажите ребёнку картинки и назовите их. Сообщите, что вам надо купить в магазине эти продукты.
В магазин берём с собой карандаш. Вручите ребёнку чек-лист и покажите, как поставить галочку напротив предмета, который вы купили. Во время квеста неоднократно озвучивайте названия товаров.
- Это яблоки. Надо купить яблоки. Пойдём искать, где продают яблоки. Это яблоки? Нет. Это яблоки? Да. Бери яблоки. Клади в тележку. Клади аккуратно. Сюда клади.
Старайтесь произносить изучаемые глаголы чаще.
- Что ещё надо купить? Покажи.
Дайте ребёнку чек-лист в руки. Именно ребёнок должен быть главным в игре. Делайте паузы и ждите инструкции для вас. Пусть они будут даже невербальные – жестами, мимикой. Пауза даёт больше шансов услышать первые слова или звукоподражания.
Лайфхак! Создавайте провокационные ситуации. Например, вместо изображённого в чек-листе молока возьмите сыр:
- Надо купить молоко. Так, где же молоко? Вот. Ставь галочку. Нет? Это не молоко? А что это? Ах да. Это же сыр!
Можно в конце игры, когда останется один продукт, сообщить ребёнку, что вы всё купили и пора идти на кассу. Реагирует ли малыш на то, что один продукт не куплен?
Как правило, этот квест вызывает восторг у детей и у родителей. Его польза в том, что ребёнок не только многократно слышит изучаемые слова, но и видит их использование в реальной ситуации.
А в книге «500 ответов логопеда» вы найдёте и другие игры для развития мышления и речи ваших малышей. Успехов вам и вашему ребёнку!