Найти тему
Открытая семинария

Сказка о царе Салтане - явление Белого царя

Этой восьмой публикацией мы заканчиваем маленький цикл по Сказке о царе Салтане (1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая, 5-ая, 6-ая, 7-ая). В предыдущей публикации мы останавились на том, как князь Гвидон остался дома, с женой, ждать того часа, когда приедет царь Салтан. Интересно, что Гвидон сам не едет к Салтану в гости, не навязывается ему. Он ждет. Потому что (и Пушкин знает это) согласно пророчеств не будущий царь приходит к правителям, но правители приходят к Белому царю:

Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.

-2

Знамения и чудеса, которые Бог производит над местом будущего Белого царя - вот что приводит на это место царя Салтана и всю его свиту. Пророческий Сборник Льва Мудрого подробно это описывает. Также именно знамения и чудеса приводят царя Салтана и его свиту на Буян. Бог не часто использует чудеса и знамения - но избрание помазанника этим непременно знаменуется.

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:

«Матушка моя родная!

Ты, княгиня молодая!

Посмотрите вы туда:

Едет батюшка сюда».

Флот уж к острову подходит.

Князь Гвидон трубу наводит:

Царь на палубе стоит

И в трубу на них глядит

-3


С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;

Вообще, имеющиеся пророчества не определяют четко - каким образом состоится приемство власти. Это и не удивительно - Бог уважает Своих помазанников, государей, и предоставляет им делать свой выбор. И этот выбор может варьировать от выбора Саула, который преследует Давида, и до сценария Соломона, когда царь получает власть из рук Давида - хотя и не без приключений. Как бы там ни было, при поддержке "Салтана" или вопреки ей, но "Гвидон" становится Белым царем.

В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

-4

Отвечая на вопрос пророка Захарии о том, кем являются помазанник, представленный ему в видении, Ангел Божий отвечает ему, что это - помазанный царь (Зоровавель), который являет людям Краеугольный камень - Великую подводную Стену (великая гора, отвес и т.д.):

6 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нём!»
8 И было ко мне слово Господне:
9 руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.
10 Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? Захария 4 глава

Зоровавель - помазанный царь, после 108 лет отсутствия царя - являет людям Краеугольный камень Земли, о котором говорится еще в предыдущей главе:

9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нём начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.
10 В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу. Захария 3 глава

Но читаем дальше:

Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешечек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.

-5


Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.

-6

Это очень и очень важно: речь идет не просто об избрании какого-то хорошего человека в цари, но именно законного наследника. Того, который сохранился чудесным образом, когда говорили, что царица родила "неведому зверюшку", или, попросту, что у нее была "ложная беременность". Читаем дальше:

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.

Полный текст Сборника Льва Мудрого говорит следующим образом о "ткачихе с поварихой с сватьей бабой Бабарихой":

(71) И они скажут себе: «Мы слышали о нем, что он благой Божий. Что касается нас, то все мы скованы нашими собственными цепями, и мы разделяем грехи и преступления этих знатных имен и тех, кто собирает налоги, вместе с весьма нечестивыми священниками.
(72) И, как следствие, многие сбегут в мрачные и плохо освещенные места земли (Север). И все оставшиеся, кто не бежал, воздав славу Богу, умиротворятся.»

Несколько лет назад в своем комментарии к этим строкам я подписал: "Таким образом все воры и мошенники от государства и церкви отправятся на Север, для исправления, как ткачиха с поварихой, составлявшие козни против Белого царя." Но читаем дальше, уже до конца:

-7

День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Вот, говорил премудрый Соломон, что Белый царь может пить вино, пока он не коронован, но как только становится царем, то сказано ему "не царям, Лемуил (помазанный царь) пить вино". Вот и пьет теперь, хотя и от радости, Салтан. А Пушкин, как и его герой Гвидон, хотя мед-пиво пил, но "усы лишь обмочил". Вот и мы скоро будем на этом чедесном пире. Вся страна приглашена будет на этот пир. Ох, погуляем! За Белого царя! За Святую Русь!