Найти тему
Открытая семинария

"На море-Океане, на острове Буяне": князь Гвидон и Алатырь

Сказочный остров Буян - непременная часть русских сказаний - стал широко известен и благодаря Пушкину. Именно на этом острове разворачиваются основные события "Сказки о царе Салтане". В русских преданиях остров Буян лежит на Бел горюч камне Алатыре. В 1906 году поэт Константин Бальмонт (полный текст стихотворения по ссылочке) написал стихотворение, которое начиналось такими строчками:

"На море-Океане,
На острове Буяне,
Меж камней-богатырь
Есть Камень-Алатырь"

Мы продолжаем наш цикл по "пророческому" прочтению Сказки о Царе Салтане (1-ая часть и 2-ая часть по сносочкам). Остров Буян, на котором укрылся будущий государь - на самом деле на такой сказочный. Есть только один "остров", который буквально сидит на Алатыре - на Великой подводной Стене - это Россия. Россия буквально начинается со Стены. Стена сегодня еще спрятана от взоров - как скрытый град Китеж, спрятавшийся под водой, как остров Буян в Сказке Пушкина - недосягаемый для злодеев. Но продолжим наше чтение сказки о царе Салтане:

180-ый меридиан (анти-Гринвич) провели по Великой подводной Стене, с которой начинается Русь.
180-ый меридиан (анти-Гринвич) провели по Великой подводной Стене, с которой начинается Русь.

Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».

Град Китеж - сокрытый под водой
Град Китеж - сокрытый под водой

Говоря о неожиданном появлении города Пушкин стоял одной ногой в прошлом, другой в будущем. Мы говорили о масонских связях Пушкина и о его принадлежности к ложе. Наверняка он знал о том, что его возлюбленный город Санкт-Петербург имеет сходное происхождение - он возник из моря, благодаря опустившегося уровня воды в регионе. Я не буду тут никому доказывать, что не мог никакой царь Петр ни за какую пятилетку построить этот город. И до сих пор никто не мог бы построить такой город - даже если бы строили всей страной, и всей имеющейся теперь техникой и технологий. Град достраивали, не строили, крестьяне Петра Первого.

(мы уже на ОС говорили о тайнах усадьбы Хомяковых, и о невероятном дворце Бобринских в глухомани и т.д.)

А теперь - про будущее. Пушкин связывает появление этого "чудного града" (Китежа, или Шамбалы) всвязи с Гвидоном - будущим Белым царем. Кстати, на днях, комментируя предыдущую публикацию этого цикла, подписчица Светлана Ш. написала следующий комментарий:

Читала недавно "Туманы Авалона", там король Артур был рождён и воспитывался особой королевских кровей (и колдуньей) на острове и до инициации носил имя Гвидион. Так, для размышления).

(Возьмите музыкальную паузу!)

Да, тут действительно есть над чем поразмышлять. Кстати, имя Гвидон - Гвидо - во французском означает "вождь", а в старо-германском - мощное дерево. И то и другое являются характеристиками Белого царя:

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет. Псалом 1:3
Древо Алатырь
Древо Алатырь

Так вот, всвязи с будущим БЦ мы многократно говорили, что одной из его задач будет явить людям великое таинство Божие - краеугольный камень Земли, подводную Стену, это сокровище, данное Богом человекам, и до поры сокрытое под водой.

Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.

Остров Буян - сокрытый остров. Венчание Гвидона на царство - это скрытое венчание, духовное, подобное тому, каким венчан был на царство пастушок Давид - за десять лет своего второго, видимого помазания на царство, когда он на самом деле сделался государем.

Остров Буян, внезапно расцветший великой цивилизацией и процветанием - это, безусловно, тот же сокрытый до времени прихода Белого царя "град Китеж", спрятанный под водой до поры от лиходеев. И это Шамбала, которой предстоит быть найденной в то же самое время. Все это - образы одного: Новой Святой Руси.

-5

Но прежде, чем эта Новая Святая Русь вернется на свое место - в царство славного Салтана - и воссияет во всей обетованной славе, она дается Гвидону - будущему Белому царю - чудесным образом, как модель, как понимание того, что будет в будущем, как сделать народ счастливым и процветающим, по какому пути направить цивилизацию, и т.д. До того времени, пока царь Гвидон и его народ не придут к Гвидону, и не покаятся в своих грехах - до того самого времени "Остров Буян" остается уделом лишь князя Гвидона. И только слухи о нем достигают "большой земли", удивляют и восхищают кого-то, даже правителей. Но потом выступают ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой - и своими комментариями отвращают людей от того главного, о чем им было сообщено. Но так и должно быть, таков сюжет этой Сказки. Мы еще об этом почитаем, даст Бог.

Но в конце концов, с приходом правителей и народов этой Большой земли, Руси, на чудесно указанное место - к князю Гвидону - все меняется в устройстве Большой земли. Все те "технологии" о которых говорит Сказка (и о которых мы поговорим в последующих публикациях), что были "испытаны" князем Гвидоном на его острове, все они становятся достоянием Новой Святой Руси.

-6

Интересно, что пророческий Сборник Льва Мудрого также связывает начало истории будущего Белого царя - князя Гвидона - с пребыванием на острове.

(1) «... Истинный царь, живший во влажном месте вследствие зноя, тот, которого люди изгнали из его жилища и отдали ложе его на островах... когда он плыл и ловил рыбу в седмичном седьмом году.
(2) Тебе оказали волчью дружбу, но ты был не скор на гнев и способен контролировать свои эмоции; как человек зрелый в годах и очень мудрый.

Ну, скажите, разве не о том же самом идет речь и в "Сказке" А. С. Пушкина? Первая наша встреча с царем, как с избранником Божиим, происходит в тот период жизни будущего царя, когда он находится на островах. Путь царя к осознанию того, кто он, начинается с этого «субботнего» года на острове, где он жил и «ловил рыбу».

(30) потому что в те дни опечалятся люди и ударят лицами в землю и посыплют персть на главы свои и возопиют ко Господу Богу.
(31) Тогда услышит Господь молитву их, и обратит слух Свой к населяющим землю, и пошлет Архангела Своего в человеческом образе, и тот водворится на островах. И обретет святого Божия, дотоле невидимого и незнаемого.
(32) И Архангел найдет святого человека, которого он ищет, Помазанника, которого не видят люди мира, и не узнает ни один человек.
(33) Он полезен, но кажется людям бесполезным; бедный, но не желающий ничего ценного; дающий милостыню и получающий милостыню; бедно одетый, но облаченный по праву в виссон.
Белый царь из Сборника Льва Великого. К нему пришли с просьбой взойти на трон.
Белый царь из Сборника Льва Великого. К нему пришли с просьбой взойти на трон.

Опять идет указание на то, что будущий царь каким-то образом «водворился» на островах. Не совсем понятно, находит ли Архангел на этом острове человека, которому надлежит стать царем, или же сам будущий царь, «невидимый и незнаемый» представлен здесь в образе Архангела в человеческом образе, в образе Ангела Фиатирской церкви, предтечи. И то, и другое прочтение текста допускается. Впрочем, это «обретение святого Божия» (государя) – еще не есть его представление людям. Скорее, это начало пути царя к царству, его запечатление Богом.

-8

У Пушкина этот Архангел представляется в сокрытом образе Белой Лебеди. Лебедь делает для Гвидона великие чудеса. Эта Лебедь - та, кто имеет настоящие права на царство, но до поры она заколдована злым волшебником, которого побеждает Гвидон. Лебедь - это еще будущая жена Гвидона, но об этом поговорим позже. (Лебедь - та же Царевна Лягушка, или Царевна Кошка, как в моем Сказе про Григория).

-9

Интересно, что про будущего Белого царя, еще в его бытность Гвидоном, сказано:

(24) И знание будет в сердце его. В юности своей он уверует, но будет как будто незнающий, доколе он не познает три книги. Тогда он станет мудр и познает (...)

В следующих публикациях этого цикла мы поговорим о тех трех "книгах", которые откроются будущему государю - в тех образах, которые заложил Александр Сергеевич.