На написание данной статьи меня сподвиг комментарий одного из читателей, который поинтересовался, какие именно техники айкидо я могу применить «на улице», кроме юби дори, разве что. Мол всё остальное работает исключительно внутри додзё.
Мой ответ, что я буду применять то, что будет наиболее необходимо в данный момент, его явно не устроил и породил лишь не вполне адекватную реакцию. Впрочем, именно так обычно и бывает, когда люди ожидают услышать лишь то, что хотят, а не то, что выбивается за грани их понимания. И как раз об этих самых гранях я хотел бы поговорить в этот раз...
Часть 1. Мастерство — это вообще что?
Кого мы обычно называем мастером? Того, кто умеет делать своё дело очень хорошо.
Боевые искусства, которые мы подразумеваем, все, так или иначе, связаны с освоением двигательных действий, навыков. Поэтому на них распространяются все те же правила, которые актуальны и для других видов аналогичной двигательной деятельности. В конце концов, у нас у всех одна и та же одинаковая структура мозга и принципы его работы. Поэтому для меня, как для преподавателя, мастерство в боевых искусствах измеряется и определяется не чемпионскими званиями (что весьма условно и относительно) и не дипломами и сертификатами, званиями и данами (что тоже не совсем объективно и относительно), а вполне конкретными навыками и умениями человека, способностью применять их в различных, в том числе и критических обстоятельствах, и степенью владения оными.
Можно ли измерить эту степень? Вполне, если вы понимаете о чём речь и знаете критерии оценки, то есть попросту на что нужно смотреть и что оценивать (кстати, именно непонимание этих моментов часто вызывает непонимание того или иного решения аттестационной комиссии в момент экзамена на очередную ученическую или мастерскую степень).
Все двигательные действия проходят 3 этапа своего формирования. У каждого этапа свои цели и задачи, свои критерии. На окончательном, 3-м этапе, нам необходимо добиться того, чтобы навык выполнения желаемого действия не просто прочно закрепился, достиг автоматизации в выполнении, но и приспосабливался к различным условиям его выполнения, то есть мы должны иметь возможность вариативного исполнения в зависимости от внешних обстоятельств.
Стабильность и вариативность навыка, надёжность и экономичность технических действий, результативность действий, достигаемая за счёт соответствия между техническими характеристиками действия и уровнем развития двигательных качеств. И, как уже было упомянуто выше, полная автоматизация действия. А что это такое — полная автоматизация? Это когда контроль за выполнением отдельных элементов действия полностью выводится из сферы активного внимания. Ну и, конечно же, важным моментом является то, как всё это происходит в сочетании с другими действиями.
Фактически результатом как обучения, так и дальнейшего совершенствования, является формирование прочного, но в то же время лабильного комплексного умения и способности применять его в различных обстоятельствах под воздействием самых разнообразных факторов. Это и есть искусство, в узком смысле этого слова.
Мне очень понравился комментарий Олега Таранухина к предыдущей статье, который наглядно это описывает: "Очень давно я учился в речном техникуме и там на занятиях мне выложили философский опус. Морская практика — это наука, а судовождение — это искусство. Предмет морская практика у нас включал работу с морскими картами, секстаном, маяками, пеленги, крюйс-пеленги, разворот судна при работе двигателями в раздрай… А вот судовождение, каждая попытка – это импровизация проведения судна по сложному участку речного русла, где каждую секунду меняются условия (то ветер свальный, то отмель намытая и не обозначенная на карте, то туман, то встречные). Судоводитель должен все нюансы учитывать и в одно касание вносить поправки. Судоводитель должен слиться в одно целое с природой реки или воды и получать удовольствие от процесса судовождения…"
Если отбросить Все эти сложные термины и "объяснить на пальцах", то мастерство не в том, сколько и как много техник вы знаете, а в том, насколько свободно вы ими владеете и способны применить в различных условиях. Помните известную цитату Брюса Ли?
Так она как раз об этом...
Вопрос "какую технику/техники вы примените в том или ином случае" не имеет никакого смысла. Это вопрос ученика, который не достиг ещё мастерского уровня, так как мастер не мыслит категориями техник. В прямом смысле этого слова, так как у ученика и у мастера это происходит по разному из-за того, что задействованы разные отделы мозга.
Кстати, весьма доступно физиология подобных процессов написана на канале у Антона Болотова. Рекомендую прочесть, если не читали.
Допустим, вы попадаете в какую-либо критическую ситуацию и на вас нападают. В этот момент некогда думать — нужно действовать, и действовать не раздумывая. Это вопрос вашей реакции на атаку и то, как отреагирует ваше тело (до того, даже как отреагирует разум), а так же насколько эта реакция и те действие, которыми вы отреагируете, будут адекватны, целесообразны, рациональны и эффективны. Вы просто реагируете тем или иным образом, той или иной техникой. Не раздумывая. По сути тут всё зависит от того, какие нейронные связи вы сумели выстроить в своём мозге в результате тренировок/практики. Насколько эти связи глубоки, обширны и прочны. Техники, приёмы и т.п. — это просто инструменты для формирования и оттачивания навыков, мастерства.
Если человек задумывается о том, что он будет делать, если его техника работает только в определённых условиях (например исключительно внутри собственного додзё и только на товарищах), то о мастерстве говорить рано. А если это происходит после многих лет занятий, то тут уже стоит задаться вопросом: а тем ли вы вообще занимаетесь и так ли, как нужно? Обладает ли ваш преподаватель необходимыми учительскими компетенциями? Преподавание — это тоже наука, и ей тоже нужно учиться. Хороший мастер не является по умолчанию хорошим учителем. Это совершенно разные компетенции.
Проблема во всём этом ещё и в том, что до тех пор, пока люди не достигнут подобного мастерского уровня, они не смогут в полной мере понять, о чём именно речь и как это, собственно, так. Эффект Даннинга-Крюгера и тут работает в полной мере.
Конечно, порой трудно бывает признать правду, что ты много лет занимался ху...ёй и ничему так и не научился, кроме иллюзий. Мне подобное пришлось пережить после 8 лет занятий айкидо Айкикай, когда я, будучи уже состоявшимся инструктором, попал на семинар к сэнсэю Томите. А потом я уже сам множество раз наблюдал, как это происходит с другими.
За два десятка лет преподавания через меня прошло много людей. И ещё над большим количеством я имел возможность наблюдать. Кто-то достигает результатов быстрее, кто-то медленнее, а кто-то и вовсе топчется на месте, упираясь в стеклянный потолок по той или иной причине. До тех пор, пока я не получил педагогического образования в области ФК и "следовал традиции преподавания", результаты обучения были непредсказуемы. После же, когда я начал понимать, как всё работает на самом деле, — прогнозируемыми. Естественно, что из всего этого возникает вопрос: а как сделать так, чтобы мастерство гарантированно развивалось и результат был предсказуем? А вот об этом уже речь пойдёт во второй части.
Продолжение следует...
p.s. Кстати, я уже писал несколько статей примерно на эту тематику. Если интересно, то вот подборка. Естественно, что самое ценное там — ваши комментарии.