Мне недавно кто-то в очередной раз помпезно и с вызовом сказал, а зачем, мол, кихон всю жизнь точить - разок научился (уже смешно) и пошёл себе дальше техники изучать. Чего там сложного в этом вашем айкидо – 2 поворота, 2 прямолинейных движения, 7 базовых бросков, 5 удержаний, несколько ударов, и всего-то. 3 месяца поделал и научился. Еще встречалось мнение, что надо сначала понять Идею, а потом уже учиться делать что-либо, а «зубрежка» тут вообще не нужна. Позволю себе не согласиться. И здесь нам в помощь могут прийти труды небезызвестного в некоторых кругах ученого Н.А. Бернштейна. Как и любой ученый, а в данном случае всемирно известный физиолог, он использует в своих умозаключениях неимоверно сложные конструкции, и в целом разбираться в его выводах простому человеку тяжеловато. Но, если немного вдуматься, и сопоставить определенные утверждения (а в научном мире они обязаны быть подтверждены экспериментально) с практикой, то всё начинает выглядеть совершенно по-другому.
"До работ Бернштейна в физиологии бытовало мнение, что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция."
Первый же вывод, к которому пришел Бернштейн в ходе своих исследований, состоял в том, что на основе такого механизма не может осуществляться хоть сколько-нибудь сложное движение. Если простое действие может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии, то сложные двигательные акты, которые призваны решать определенные задачи, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход выполнения движений. В результате конечная цель может быть достигнута только в том случае, если в ход выполнения движения будут постоянно вноситься поправки.
Процесс формирования навыка был описан Бернштейном очень подробно. Рассматривая этот процесс, он выделяет большое количество частных фаз, которые объединяются в более крупные периоды:
В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. По мнению Бернштейна, все начинается с выявления двигательного состава движения, т. е. с того, как надо его делать, какие элементы движения, в какой последовательности, в каком сочетании надо выполнять. Ознакомление с двигательным составом действия происходит путем рассказа, показа или разъяснения, т.е. в этот период идет ознакомление с тем, как движение выглядит внешне.
За этой фазой следует другая, наиболее трудоемкая фаза первого периода — фаза прояснения внутренней картины движения. Одновременно с этим человек учится перешифровыватъ афферентные сигналы в команды. Таким образом, следуя схеме рефлекторного кольца, наиболее «горячими» являются следующие блоки: «программа», где происходит прояснение внешнего двигательного состава; «задающий прибор», где формируется внутренняя картина движения; блок перешифровки, обеспечивающий отработку правильных коррекций.
Последний элемент особо важен, поскольку состоит из первоначального распределения коррекций по нижележащим уровням, т. е. построение движения опирается не на одно рефлекторное кольцо, а на целую цепь, которая формируется в процессе отработки правильных коррекций. Первоначально освоение движения происходит под контролем сознания, т. е. все процессы находятся в его поле. Однако, в ходе многократного повторения начинают проясняться и осваиваться сигналы обратной связи на нижележащих уровнях. Как правило, они дают более точные и недоступные более высокому уровню сведения о различных сторонах движения. Например, на уровне А имеется информация о тонусе мышц и равновесии тела, на уровне В — о положении частей тела и т. д.
Этот процесс подводит ко второму периоду — автоматизации движений. В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате, ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении. В этот же период происходит еще два важных процесса: во-первых, увязка деятельности всех низовых уровней, в процессе которой происходит отладка сложных иерархических систем, во-вторых, «рекрутирование» готовых двигательных блоков.
Содержание второго процесса заключается в том, что низовые уровни организма, имеющие опыт построения движений, уже имеют готовые двигательные блоки (функциональные системы), которые были сформированы ранее по другим поводам. Поэтому если при освоении нового движения организм установит необходимость в определенного типа перешифровках (уже имеющихся у него), то он иногда в буквальном смысле ищет и находит их в своем «словаре». Бернштейн назвал этот словарь «фонотекой». Причем «фоно» понималось в значении не звука, а именно фона, на котором разворачиваются двигательные процессы. Он считал, что каждый организм имеет свою «фонотеку», т. е. набор фонов, от объема которого зависят его двигательные возможности и даже способности.
Интересен тот факт, что необходимый блок может быть извлечен из движения, совершенно не похожего на осваиваемое. Например, при обучении езде на двухколесном велосипеде очень полезен бег на коньках, потому что в обоих типах движения имеются одинаковые внутренние элементы.
В последний, третий период, происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации. Под стабилизацией понимается достижение такого уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, т. е. не разрушается ни при каких обстоятельствах. В свою очередь, под стандартизацией понимается приобретение навыков стереотипности. В этот период при многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по выражению Бернштейна, «гвардейцев в строю».
Следует отметить, что стереотипность, помимо автоматизации, обеспечивается механизмом использования реактивных и инерционных сил. Когда движение осуществляется в быстром темпе, возникают реактивные и инерционные силы. Их влияние может быть двояким: они могут мешать движению или, если организм научится эффективно их использовать, способствовать движению. Поэтому устойчивость достигается и за счет нахождения динамически устойчивой траектории. Динамически устойчивая траектория — это особая, уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении, благодаря чему движение приобретает легкость, непринужденность и стереотипность. После формирования динамически устойчивой траектории и завершается формирование навыка.
Так что же мы имеем в итоге? Опуская кучу научных выводов и скучных формулировок, мы приходим к тому, что освоение устойчивого навыка невозможно без постоянных коррекций и многочисленных повторений в течение многих лет. Организм человека на иной путь просто не способен. Поэтому те, кто с дивана утверждает, что всё просто, либо после нескольких месяцев практики считает, что освоил базовые движения, глубоко ошибаются. И с этой позиции, единственно правильным путем будет являться постоянная тренировка и коррекция базовых движений, без которых прочая двигательная активность способна быстро деградировать и приходить в упадок. Малейшие неточности в базовых формах при этом, способны повлечь снижения КПД техник, ударов и перемещений на 50-70%. Причем это справедливо как для спортсменов, так и для людей, практикующих ТБИ.