Из чего складывается мастерство в боевых искусствах?

402 прочитали

Есть у меня один товарищ, который постоянно называет меня мастером, причём ещё с тех пор, когда сам я о себе подобного сказать не мог. Вот он действительно мастер, а я, так, погулять вышел — думал я лет 14-15 назад.

Сейчас у меня всё в порядке и с самооценкой, и с самоценностью, да и синдром самозванца я давно из себя выдавил по капле. Я успел поруководить не одной федерацией БИ, на стене висят множество дипломов, сертификатов и грамот за развитие БИ в нашей республике, есть свой клуб какой-то авторитет среди коллег... Но, всё равно до сих пор я продолжаю задумываться: а мастер ли я? И каким мерилом следует измерять мастерство, и в чём оно, собственно, состоит? Какова та самая пресловутая формула мастерства, по аналогии с формулой любви, которую пытался разгадать граф Калиостро в одноимённом фильме?

Есть у меня один товарищ, который постоянно называет меня мастером, причём ещё с тех пор, когда сам я о себе подобного сказать не мог.

Я не без основания считаю, что в этой жизни мне всегда везло с Учителями: и с теми у кого нет никакого дана, и с признанными мастерами с 8-9 данами, у которых мне посчастливилось обучаться лично, а не присутствовать на паре-тройке семинарах. Каждый из моих сэнсэев —настоящая жемчужина, и каждый из них так или иначе повлиял на меня, на моё формирование и становление.

При этом у меня нет какого-то особого пиетета перед каждым из них (возможно потому, что я знаю какие они в повседневной жизни, а не только в зале), я не считаю их суперменами способными навалять десятку-другому агрессоров. Я стараюсь трезво оценивать и их, и свои возможности. Но всё равно, каждый раз я не перестаю поражаться каким непостижимым образом и с какой лёгкостью, можно даже сказать играючи, они справляются с нами, далеко не новичками в боевых искусствах и заставляют ощущать себя неповоротливым и неуклюжими слонами в посудной лавке. Конечно, понятно, что при желании молодость и сила одержит победу над 80-ти летними стариками (если постараться), но ЧТО ТАКОГО есть в них, что заставляет не только произносить, но и думать это с оговоркой и неуверенностью?

Прозанимавшись 30 с лишним лет различными боевыми искусствами я уже не склонен верить всяким полумистическим байкам про сверхспособности. Моего опыта и образования вполне достаточно, чтобы объяснить многие "фокусы" с рациональной точки зрения современной науки. И с возрастом я всё меньше люблю слушать такие байки и сказки про всякие энергии ки, ками и прочую лабуду. Этот язык и объяснения хороши для уровня образования прошлых веков, но никак не для нынешнего времени.

В результате долгих и многочисленных размышлений я пришёл к следующим выводам, из чего складывается мастерство:

1) Хорошо развитые чувства дистанции и тайминга — то, что в японском языке называется маай и сэн. Результатом этого становится своевременность реакций и так называемое "чувство противника", слияние с ним.

2) Хорошая база (кихон) — устойчивые навыки высшего порядка, крепкие и хорошо разветвлённые нейронные связи глубоко в ЦНС. Это позволяет не просто хорошо владеть инструментарием практически мгновенно, спонтанно и бездумно, на инстинктивном уровне, фактически не подключая неокортекс.

3) Наличие не просто отдельных нейронных связей, а развитых нейронных сетей, что позволяет не только спонтанно реагировать техникой на внешние раздражители, но и но и свободно комбинировать эти реакции (техники) в различных сочетаниях.

4) Опыт, как результат большой практики. В изобразительном искусстве важна "насмотренность", в музыке — "наслушенность" — это позволяет тоньше и чётче чувствовать и замечать различные аспекты, разбираться в нюансах техники, уметь чувствовать её изнутри. Собственно говоря, это как раз результат п.3 (впрочем, можно сказать и наоборот). Но я всё же вывел это в отдельный пункт, так как именно опыт позволяет не просто свободно комбинировать, но делать это АДЕКВАТНО, за счёт умения правильно распознавать ситуации и и выбирать на подсознательном уровне правильные, адекватные для данного момента реакции.

В сущности всё остальное, на мой взгляд, является следствиями вышеперечисленного, а также стажа практики. Лучше всего, на мой взгляд, это передано в этой статье (кроме того там хорошо отражены критерии на тот или иной дан, позволяющие реально и честно измерить своё мастерство на основании навыков и качеств, а не тому кто кому чего-то и по какому-то поводу присудил).

Если Вам есть, что дополнить или Вы не согласны со мной — напишите в комментариях, давайте обсудим.

А пока я постараюсь пояснить это на примере музыки, как я часто это делаю на тренировках или семинарах.

Моя жена отлично играет на фортепиано (она профессиональная певица). Не Мацуев, конечно, но в нотах не нуждается. Просто садится за инструмент и начинает играть на слух всё, что ни попросишь. При этом она не подбирает мелодию по нотам. Просто садится, кладёт руки на клавиши и начинает свободно играть. Играть ту музыку, которая звучит у неё в голове здесь и сейчас. Говорит, что не знает, что сыграет в следующий момент, что делают её пальцы. Таким образом она не просто играет знакомую ей музыку (часто впервые), но и способна к джазовой импровизации, и даже способна сочинять музыку на ходу, передавая ею свои чувства, настроение и т.д. Попросту говоря, это и есть то, что люди называют "свободным владением инструментом".

Раньше для меня это было удивительно и непостижимо. Но сейчас я её вполне хорошо понимаю. Понимаю, потому что способен делать то же самое в боевых искусствах. Мне уже давно не нужно думать, что именно делать — я спонтанно реагирую на ситуацию, причём сам абсолютно без понятия, что именно сделаю в следующее мгновение. Кроме того, я так же как и жена играя на фортепиано способен импровизировать, играть джаз, свободно перемещаясь не только между техниками "внутри" каратэ, айкидо, дзюдзюцу или фехтования, но и между ними самими в зависимости от сложившейся ситуации. Думаю, что во многом благодаря тому, что исповедую подход от общего к частному, то есть от принципов к техникам, что как раз и формирует те самые нейронные сети и связи между ними.

Как этого достигают музыканты? Нужна ли им для этого мистика и энергия ки? Насколько мне известно — нет. Даже талант не является определяющим условием. В основном нужны упорство и труд, а ещё, как показывают некоторые исследования, условно 10 тысяч часов практики.

А вы как считаете? Из чего складывается мастерство и что нужно для того, чтобы стать/считаться мастером боевых искусств?

#боевые искусства #единоборства #айкидо #джиу-джитсу #дзюдзюцу #мастерство #каратэ #восточные единоборства #кендзюцу #иайдо