Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Все фильмы советской франшизы про Шерлока Холмса: от худшего к лучшему

Оглавление

Шерлок Холмс, без сомнения, является одним из самых экранизируемых персонажей в истории кинематографа. Каждый может найти себе любимую экранизацию - есть дилогия от Гая Ричи, которую очень любят в России, есть не менее любимый сериал про Шерлока с Бенедиктом Камбербэтчем. Но Шерлок был настолько популярным, что его экранизации добрались даже до СССР. В качестве ТВ-проектов вышло восемь полнометражных фильмов с Василием Ливановым и Виталием Соломиным. Сериал этот не то чтобы не был успешен - по крайней мере в наших кругах всё это вещи культовые. Да даже за рубежом эти проекты популярны и даже любимы публикой. И так как в этом году я решил дважды отметить день Российского кино, то в качестве второй статьи выбрал именно эту серию фильмов. Ну и про метод расстановки. Обычно фильмы в списках распределяются по местам при помощи этой формулы: (КП+IMDb+(RT+Met)/2)/3. Для русских фильмов была выбрана альтернатива в качества сайта Критиканство вот с такой формулой: (КП+IMDb+Критиканство)/3. Но на подсчётах к советскому Шерлоку выяснилось, что всего у двух частей есть рейтинг на Критиканстве. Поэтому вновь изобретаем новый способ подсчёта: в этот раз третьей стороной возьмём процент положительных рецензий на КиноПоиске.

8. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается (1986), (82+79+77)/3=79.33

Впервые мы открываем последнее место с настолько внушительных 79 баллов, хотя и подсчёт по сравнению с другими списками не совсем честный. Завершающий фильм этого сериала вообще любят заметно меньше предшественников, хотя я определённо не соглашусь с таким мнением. Что меня смутило, так это некая разобщённость истории в первой и второй сериях. Лишь на шестой части создатели пробили тренд не делать одну историю всего на час, а делить её на несколько эпизодов. Но эпизодов, скреплённых вместе единой историей, чего не скажешь про Двадцатый век. В остальном же мои претензии к фильму кончились, ну почти. Мне показалось, что довольно странно под самый конец сериала выстраивать драму предательства между двумя друзьями, которые уже как родные. Типа, серьёзно, Ватсон и вправду поверил, что Холмс является предателем в восьмой части? В остальном же это всё такой же крепкий детектив с классной харизмой от актёров. Правда, визуально кино выглядит чуть более притягательным и изобретательным. Детектив в этот раз мне показался куда как более захватывающим и интересным, а дедукция Шерлока в этот заиграла новыми красками. Что касаемо финала всей франшизы, то раньше мне казалось, что концовка была чуть более плаксивой и сентиментальной. Сейчас же кажется, будто бы персонажи не прощались со зрителем навсегда, хотя всё-таки получилось довольно лампово. Финал всё равно ощущался таким тёплым, а улыбка Ватсона вместе со смехом Шерлока сделали его таким, не знаю, своим что ли. В общем, некий скепсис к этой части я совершенно не разделяю, хотя больше всего меня зацепила именно вторая серия, тогда как первая прошла под лозунгом классически классной серии сериала.

7. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Охота на тигра (1980), (84+84+84)/3=84.0

-2

В 1980 году создатели порадовали нас аж тремя полнометражными историями про Шерлока и Ватсона, сделав эту трилогию своеобразным циклом противостояния Мориарти. Охота на тигра уже обыгрывала сюжет с якобы мёртвым Шерлоком, который возвращается к своему новому делу. Вообще, если выбирать из всех серий советской франшизы, то именно Охота на тигра, для меня по крайней мере, является самым эмоциональным в плане отношения Холмса, Ватсона и миссис Хадсон. Из хронометража в час первые минут 30 Шерлок Холмс как таковой не вступает в действие, а до этого нам показывают Ватсона и его рефлексию по другу. Он скучает без Шерлока, с которым успел породниться, так что даже решает в честь своего погибшего друга устроить своё расследование. Чем ещё зацепила Охота на тигра, так это первой встречей нашей любимой троицы. Я почему-то отлично помню 1 серию 3 сезона "Шерлока" с Камбербэтчем, где мне не понравилась сцена воссоединения двух друзей. Во-первых, в неё зря добавили комедию. Во-вторых, Джон просто взял и избил друга, которого всё это время считал мёртвым. В советской версии всё куда как ламповее и банально лучше: мы сначала наблюдаем за офигевшим Ватсоном, потом за милейшей улыбкой Шерлока, а после все дружно начинают говорить по душам. Ну, чёрт, это так классно. Разве что, объяснение Шерлока касательно своего выживания всегда вводило меня в ступор: неужели Мориарти был настолько беспечен? Следующие полчаса уже после объединения персонажей были классическим детективом в духе Шерлока: персонажи вместе что-то расследуют, Холмс находит разные улики и раскрывает дело, а после за светской беседой раскрывает все карты. Но тем не менее я Охоту на тигра просто обожаю - тоже считаю, что её недооценили.

6. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры (1983), (84+83+92)/3=86.33

-3

Быстренький марафон по советскому Шерлоку до поры до времени был очень приятным, но лишь на Сокровищах Агры (тобишь, седьмой части) я почувствовал небольшую усталость. Выяснилось, что именно эта часть во франшизе полюбилась мне меньше всего. Во-первых, здесь впервые чувствуется хронометраж, для такой истории 2,5 часа показались мне великоватыми. К тому же, кино ещё умудряется вкидывать в свою и без того запутанную историю целый флэшбек с Ирэн Адлер, который, как мне кажется, не то чтобы того стоил. Вообще, в этой части герои стали непомерно сентиментальными, страдая от любви или обсуждая её. И если Ватсон в этой истории оказался просто пассивным, видимо, сдувшись после двух подряд приключений в самоволку, то вот Шерлок всё ещё старается оставаться таким же харизматичным, но ему будто бы не идёт роль влюблённого парня. Хотя с точки зрения кастинга Ирэн Адлер мне понравилась, но вот сценарно её роль в сюжете оставляет свои вопросы, попутно делая из Шерлока персонажа трагичного, но излишне привязанного к девушке, а не делу. Правда, взгляд Шерлока под финал просто неподражаем, ну и фразочка "Любовь, Ватсон...". А, ещё я просто обожаю пробежку Холмса, Ватсона и собачки в погоне за разъяснением происходящего. В целом эта часть мне зашла, но я бы назвал её худшей во франшизе.

5. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа (1980), (83+83+96)/3=87.33

-4

Первая часть трилогии 1980 года, если судить по рейтингу КиноПоиску, среди всех восьми фильмов тоже ценится не лучшим образом, хотя мне тоже кажется недооценённой. Король шантажа лишь постепенно вводил в игру Мориарти, но при этом всё ещё рассказывал свою детективную историю, в этот раз весьма умело разбавленную юмором. Не то чтобы до того сериал не мог побаловать зрителей юмором, но Король шантажа устроил прям целый эпизод, созданный потехи ради. Чёрт возьми, ограбление дома в исполнении Холмса и Ватсона - это просто что-то за гранью гениального. Да и главного злодея при всём при этом я бы назвал одним из лучших во франшизе - он и хитрый, он и опасный, он и весьма жестокий. Детективная линия в этот раз тоже была обстроена несколько по-новому. С новым, так сказать, сезоном шоу ожидал большой успех, так что и бюджет побольше проглядывается, хотя лучшим по части съёмок явно станет Собака Баскервилей. Кому как, а я бы назвал Короля шантажа одним из лучших фильмов во франшизе, так как сюжет в нём двигается очень стремительно, детективная история прописана отлично, много удачных комедийных элементов, а история прокладывает путь к противостоянию с Мориарти.

4. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка (1980), (84+84+94)/3=87.33*

-5

Я смотрел все части Шерлока с Ливановым и Соломиным ещё в детстве - это были очень ламповые и атмосферные часовые фильмы, которые заняли в моём сердце определённое место, но не пересматривал я их очень давно. Так что смотрел, можно сказать, как в первый раз, но по ходу пересмотра ловил вот эти моменты "Ой, да, я помню эту сцену, эту заразительную улыбку и этот обворожительный смех". На Смертельной схватке же произошло кое-что непредвиденное: я, чёрт возьми, совершенно эту серию не помню. Хотя, в курсе же был подноготной Охоты на тигра, так что не мог эту часть не смотреть. А, быть может, мой мозг отказывался вспоминать эту часть, потому как среди всех восьми фильмов вот она-то как раз и состарилась сильнее всего. Да и в купе с экшоновым финалом не получается прощать скупость постановки, которая фильм назад была очень даже хорошей (ну кроме убийства злодея, та сцена тоже выглядела очень странно). Но больше всего меня разочаровал Мориарти. Ведь они с Шерлоком - гении мысли воплоти, так что довольно странно было наблюдать за картиной их битвы или, скорее, драки, где эти суперумные люди ровным счётом никак не использовали свои способности. И в общем, если брать в расчёт три самые известные русскоговорящему зрителю экранизации про Шерлока Холмса, то мы имеем занимательные картину. Самый свежий финал 2 сезона "Шерлока" прям запарился над хитросплетениями сценария, сделав эту битву действительно битвой разумов. Более экшоновая и мейнстримная Игра теней умудрилась показать и захватывающее интеллектуальное противостояния, и захватывающие визуальное противостояние. А советский Шерлок и Мориарти за 30 лет до этого устроили... просто битву у водопада. Не хочу сейчас бросить тень на классику, но как будто бы создатели перегнули с этим палку. Я не помню свои ощущения касательно Мориарти из детства, но сейчас он, при всём уважении, казался несколько комичным и местами нелепым. Что только подкрепляла весьма странная постановка боя в третьем акте. Знаете, я как-то разочарован от этого фильма. Не то чтобы он прям плохой, просто, наблюдая до этого умение авторов увлечь обычным диалогом, что ты забываешь про дешевизну постановки, хотелось бы подобного увидеть и в противостоянии Холмса и Мориарти. А мы получили очень плохо состарившуюся драку, хотя Шерлок и выкрутился из неё весьма эффектно.

3. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись (1979), (84+83+97)/3=88.0

-6

Франшиза началась в 1979 году с двух обособленных часовых серий. При этом первая часть сериала с подзаголовком Знакомство считается одним из лучших фильмов по Шерлоку, а вот последующая Кровавая надпись уже ценится заметно меньше. Мне же кажется, что вторая серия стала прекрасной работой над ошибками, что исправила более менее все шероховатости Знакомства. Во-первых, продолжение уже не тратило много времени на представление персонажей, так что можно было с чистой совестью переходить сразу к завязке. Во-вторых, Кровавая надпись стала прям полноценным детективом с качественной сценарной работой и отличным проявлением способностей Шерлока. Наблюдать за приключениями Холмса и Ватсона очень приятно: персонажи могут и в юмор, и в отличный детектив. Развязка в этот раз тоже оказалась более проработанной и злодея победили не так просто. Собственно, я очень люблю эту часть ещё и за, на мой взгляд, самого лучшего злодея во франшизе. Для начала, Николай Караченцов в этой роли выглядит ну просто великолепно - вполне подстать Ливанову и Соломину. Да и сам персонаж получил трагичную предысторию и хороший мотив, а его финальный монолог получился действительно очень трогательным. Ну и речь Шерлока в финале касаемо работы и моральный стороны вопроса тоже великолепен. Короче, как вы поняли, Кровавая надпись для меня - это лучший фильм серии с Ливановым, да и в принципе любимый про Шерлока Холмса.

2. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей (1981), (86+86+94)/3=88.66

-7

Собака Баскервилей, вероятно, - самое известное дело за Шерлоком Холмсом. В детстве я смотрел довольно много экранизаций Баскервиля, но все они мне не нравились. Только серия из мультсериала "Чип и Дейл спешат на помощь" была шикарной. Не любил я и советскую версию, которая была не столько страшной, сколько просто непомерно скучной. К тому же, именно с этой части хронометраж одной полноценной истории достиг 2,5 часов. И вот, пересматриваю я первую серию и такой: а в смысле, а что тебе не нравилось-то? Визуал и картинка же замечательные, атмосфера очень крепкая, а персонажи очень харизматичные. В этот раз наше внимание вновь удерживает Ватсон, пытающийся в одиночку расследовать это дело, тогда как на Шерлоке серия концентрируется не очень сильно. Но сериал смог найти Ливанову отличную замену. Настоящим золотом фильма стал до неприличия харизматичный Баскервиль, а я раньше даже и не знал, что играет его Никита Сергеевич Михалков. Персонаж действительно просто чудо как хорош - его улыбка, смех, манера поведения и просто та сцена, где его с ложечки кормят кашей, - ну просто шедевр. Ещё именно эта часть среди всех фильмов с Ливановым стала самой визуально богатой. Имение Баскервилей и окрестные болота идеально передают дух и настроение этого мрачного заведения. Ну и саспенс и триллер выстроены в первой серии просто блестяще - местами прям не можешь оторваться от настолько стремительного и захватывающего действия. А потом я посмотрел вторую серию, где всё пошло по бороде. Вторая серия поначалу достаточно неплохо смотрелась по части комедии ( чёрт, как же я обожаю фразу "Овсянка, сэр"), развязка сего действия вновь не была самой сильной частью сюжета. С появлением Шерлока серия, конечно, оживилась, но пошла в откровенный боевик. Вообще, экшена и перестрелок в этой части прям очень много, хотя мне кажется, что для такой истории нужно поменьше подвижного действия, а побольше мрачной атмосферы и мощного триллера. Хотя в целом благодаря пересмотру я поменял своё мнение и теперь советскую "Собаку Баскервилей" тоже люблю, но это явно не лучшая часть франшизы для меня.

1. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство (1979), (86+86+96)/3=89.33

-8

С довольно-таки большим отрывом на 1 место всё-таки встаёт самая первая часть приключений Холмса и Ватсона. И я только сейчас заметил, насколько самый первый фильм отличается от всех предыдущих. То ли это была проба пера, то ли авторы хотели захватить побольше аудитории, но ведь Знакомство трудно назвать детективом - это ж комедия. Вот персонажи познакомились, а затем сразу же начали обсуждать разные ироничные вещи потехи ради. К тому же, из всех частей именно эту цитировать лучше всего. Тут ну настолько простые, но в то же время классные и глубокие диалоги, над которыми можно и посмеяться, и поразмыслить. Ещё мне очень нравится химия здешних Холмса и Ватсона. В сериале с Камбербэтчем меня постоянно бесило, что Шерлок знает абсолютно всё, а Джон тупо ходит за ним, редко делая что-то полезное. В советской же версии персонажи идеально дополняют друг друга: гениальный Шерлок, не знающий банальных вещей, и весьма образованный Ватсон, который всегда поможет другу разобраться с делом. Да и вообще, я ещё ни разу не упомянул просто гениальную заглавную тему сериала - музыка в фильме просто замечательная. Нельзя забывать и про культовые посиделки у камина, которые эта серия тоже гениально использовала. С чем у первого фильма есть проблемы, так это с детективной линией и развязкой. Они как бы есть, но всё это происходит так стремительно, что я даже и не понял, что злодея победили. Но, как я говорил, Знакомство стоит воспринимать именно что комедией, с которой у картины проблем однозначно нет. С 1 местом я бы поспорил, но не с культовым статусом проекта.

Подводя итог, можно сказать, что "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" можно назвать эталонной франшизой. Несмотря на преклонный возраст и съёмку сразу для ТВ, все фильмы выглядят на удивление свежими и не теряющими интереса. Тут как будто бы и обсуждать нечего: все фильмы как минимум классные, а вновь вспомнить их для этой статьи было приятно. Кстати, интереса ради, обсчитал я балл "Шерлока" с Камбербэтчем. Сравнивать даже по баллам всё ещё не совсем честно, но всё-таки мы победили пять раз: (89+91+(78+85)/2)/3=87,16. Следующее От худшего к лучшему будет по всем полнометражным фильмам про Черепашек-ниндзя.

Ссылка на телеграмм-канал.

От худшего к лучшему