Найти тему

Оранжереи в Китае 18 века

Оранжереи или "оранжереи"? Пусть каждый решает для себя, но если вспомнить, что изначально оранжерея это место для зимовки лимонных деревьев, выращиваемых в кадках, в условиях холодных европейских зим, то в Китае вполне себе оранжереи, хоть и своеобразные и не для цитрусов.

Итак, в 18 веке жил французский государственный деятель Анри Леонар Жан Батист Бертен (Henri Léonard Jean Baptiste Bertin, 1720-1792 гг.). Начинал он юристом в Бордо, а далее последовала впечатляющая карьера - генерал-лейтенант полиции Парижа, генеральный контролер финансов, государственный секретарь.

Портрет Анри Бертена, художник Александр Рослин
Портрет Анри Бертена, художник Александр Рослин

Будучи очарованным Китаем, он поддерживал миссию иезуитов к императору Китая. В 1777 году Бертен получил от них набор картин из Пекина, которые затем были переплетены в альбом с надписью “Serres chaudes des Chinois, et fleurs qu'ils y conservent”, буквально "Китайские теплицы и цветы, которые они там хранят".

У альбома характерная обложка из синей бумаги, типичная для многих альбомов с картинами коллекции Бертена. Дата указана на основании надписи в верхней части первой картины, которая гласит: “Шесть картин с изображением китайских теплиц. Получено в 1777 году”. Помимо названия, надписи на первой картине и цифр в нижних правых углах каждой из картин, в альбоме нет другого текста на французском языке, в то время как там есть китайские надписи на первой, третьей и четвертой картинах.

Простая синяя обложка альбома
Простая синяя обложка альбома
Название альбома
Название альбома

Картины удивительно информативны. На первой картине изображено здание шириной в десять отсеков. Относительно простое, оно выходит окнами на обнесенный стеной внутренний двор, который пуст, за исключением трех больших корзин; голые деревья указывают на то, что сейчас зима. В первых четырех отсеках справа с балки чуть ниже карниза свисают бамбуковые циновки; одна циновка развернута и свисает до самой земли. Следующие три отсека заполнены решетчатыми окнами, оклеенными белой бумагой. В следующем отсеке, по-видимому, находится дверной проем, но он и последние пять отсеков кажутся пустыми, либо незаконченными, либо с минимальными деталями в картине. Крыша также кажется незавершенной, с черепицей только на первых двух и последних двух пролетах. Остальная часть покрыта различными слоями неопознанного материала, в дальнем конце которого видны деревянные балки рядом с участком черепичной крыши. Вполне вероятно, что картина, таким образом, раскрывает детали фактического строительства теплицы.

Первая картина альбома
Первая картина альбома

Вторая картина визуально наиболее сложна. На нем показаны два вида части здания, очень похожей на ту, что изображена на первой картине, с внутренним двором справа, дверью, которую можно прикрыть свернутым ковриком, и решетками, оклеенными бумагой. Слева - вид интерьера в разрезе с тремя полками с цветущими растениями и миниатюрными деревьями, растущими в керамических контейнерах. Самой важной деталью этой половины картины является поперечное сечение пола, на котором отчетливо видны различные каналы и вентиляционные отверстия под серым кирпичным покрытием. Они подробно описаны в заметке о теплицах, которая будет упомянута ниже.

Вторая картина альбома
Вторая картина альбома

На третьей и четвертой картинах в альбоме представлены два полных вида интерьера теплицы, наполненных деталями, включая множество различных видов растений, которые в них содержатся, и дневной свет, струящийся сквозь покрытую белой бумагой решетку. Первая, третья и четвертая картины помечены на китайском языке хуа'эр джаоцзы или хуа'эр цзяо - термин, который означает буквально “погреб” или “яма” для цветов, но это был современный термин, обозначающий теплицу, парниковый эффект или зимний сад. Эти надписи, единственные надписи на китайском языке в данном конкретном альбоме, подчеркивают особую характеристику китайских теплиц: они вырыты ниже уровня земли.

Третья картина альбома
Третья картина альбома
Четвертая картина альбома
Четвертая картина альбома

На последней картине, которая не помечена, показан более простой способ защиты рассады в холодную погоду. Это вид с высоты птичьего полета на огороженный сад, где углубленные грядки с новыми растениями можно защитить от суровых погодных условий, либо развернув большой бамбуковый коврик, чтобы прикрыть неглубокие ямки, либо положив бамбуковый коврик на жесткую раму поверх слегка углубленной грядки.

Пятая картина альбома
Пятая картина альбома

Хотя альбом “Китайские теплицы” 1777 года почти не содержит текста, в третьем томе “Воспоминаний о Китае” (Mémoires concernant les Chinois), опубликованном в 1778 году, содержится 15-страничная статья, озаглавленная "Китайские теплицы". Отправленная Бертену отцом Франсуа Буржуа, руководителем французской миссии в Пекине в то время. Буржуа был одним из постоянных корреспондентов Бертена. Автор рукописи Пьер-Марсьяль Сибо. Рукопись содержала 14 подобных статей на самые разнообразные темы. Одна из статей статья содержит информацию, которая в точности соответствует тому, что изображено в альбоме картин о китайских теплицах.
То, что видел Сибо, - это, в частности, теплицы трех разных типов: те, что находятся во дворце императора и его садах, те, что принадлежат торговцам цветами в Пекине, и те, что используются садоводами или фермерами в окрестностях столицы. Все они построены в одном стиле и в соответствии с одними и теми же основными формами. Из-за экстремальных зимних погодных условий в Пекине и его окрестностях, а также в соответствии с традицией, распространенной по всему Китаю, теплицы или зимние сады всегда ориентированы на юг. Но, пишет Сибо, что действительно отличает китайские теплицы или оранжереи - это то, как они заглублены в землю, что-то вроде траншеи. Этот пониженный уровень пола, хорошо заметный на рисунках в альбоме, обеспечивает теплоизолирующие эффекты подвала, который, наряду с выходящим на южную сторону фасадом, состоящим из окон, заклеенных бумагой, а также остальной частью здания, построенной из толстых стен без проемов, в полной мере использует преимущества света и тепла предоставлено солнцем. Такие принципы проектирования также означают, что характерная для северного Китая система отопления, состоящая из воздуховодов горячего воздуха под кирпичным полом, наиболее эффективна и потребляет наименьшее количество топлива.
В одном из разделов своей статьи Сибо суммирует семь важнейших элементов строительства китайских теплиц, включая выемку пола теплицы, особые качества крыши, необходимость в системе печей и дымоходов в китайском стиле под кирпичным полом или под приподнятой платформой, а также наличие прочных ковриков, которые можно опускать на оклеенные бумагой окна в ночное время или в особенно суровую погоду. Далее следует всестороннее обсуждение в четырех пронумерованных разделах того, для чего именно используются китайские теплицы и как ими управляют. Здесь Сибо подробно рассказывает о том, как поддерживать надлежащую атмосферу в теплице, особо отмечая, как поддерживать надлежащую влажность в условиях искусственного обогрева. Сохранение растений и кустарников, чтобы они могли цвести зимой, является одной из особых целей - что снова наглядно проиллюстрировано на рисунках в альбоме китайских теплиц, - а также размножение рассадой и черенками и даже предоставление нежных ростков вне сезона.

Альбом с изображениями китайских теплиц, который Бертен получил в 1777 году, иллюстрирует детали, обсуждавшиеся в статье, которая была отправлена ему из Пекина в конце того же года и опубликована почти сразу, в 1778 году. Несомненно, эти две вещи — картины и текст — должны быть связаны между собой, и, возможно, они отвечают на запрос самого Бертена. Тем не менее, сочетание подробного письменного описания с картинами, которые подчеркивают четкую и практичную информацию, олицетворяет цель Берлина - научить Францию учиться у Китая.

Ссылка на альбом тут.

Как всегда, спасибо за внимание!