Недавно затронутый вопрос замены зенитного пулемёта на башне танков вызвал ожидаемые споры. Одни считают уместной замену пулемёта на автоматический гранатомёт типа АГС, другие убеждены в необходимости дополнить пулемёт ЗРК пехотного образца для борьбы с воздушной угрозой. Есть сторонники замены пулемёта на автоматические пушки, если не 30 мм, то хотя бы 23 мм. Я считаю, что непосредственные зенитные средства для большинства танков пока бесполезны и установка АГС будет полезнее. Свою точку зрения готов укрепить ретроспективой и практикой боевого применения подобных средств.
Вспомогательное оружие танка
Танки межвоенного периода и Второй Мировой имели по меньшей мере два пулемёта – курсовой и спаренный. Периодически на хронике можно увидеть зенитные пулемёты, оборонительные средства в корме башни, а иногда даже по бортам. К тому же, танки могли оснащать пистолетными бойницами. Плюс, экипаж мог использовать гранаты – от осколочных до дымовых.
В качестве альтернативы выступали огнемёты. Их использовали практически все страны участницы... При этом, огнемёт часто заменял курсовой или спаренный пулемёт. Известны и другие примеры – мортиры, предназначенные для постановки дымовой завесы. Для них создавались не только дымовые, но и осколочные заряды в целях самообороны в условиях окружения или подхода к окопам противника. Справедливости ради, подобный метод использования мортир не получил широкого распространения.
Последний вариант – оснащение танка сигнальными ракетницами. Они были на американских и некоторых британских танках. Подобными приспособлениями не брезгали и немцы, но их применение подразумевало открытие люка, в то время, как западные образцы бронетанковой техники имели встроенные ракетницы в башне. Правда, назначение сигнальной ракетницы никак не связано с самообороной… Или связано?
Практика применения «Тигров»
Тяжёлые танки Tiger I в ранних модификациях имели большое количество мортир для постановки дымовой завесы – 6 на башне и 6 по периметру корпуса. 92 мм гранаты выпускались на расстояние около 40 метров и могли скрыть танк от глаз противника не только с фронта башни, но и вокруг боевой машины.
Ключевое отличие от теории заключалось в наличии осколочных 92 мм боеприпасов, которые чаще всего использовали для защиты от пехоты противника. Мортиры на башне действительно заряжали дымовыми зарядами, а вот корпусные – осколочными. Они приводились в действие одновременно и спасали танк от нападения пехоты противника всего один раз. Правда, вряд ли пехота могла продолжать атаку после разрыва 92 мм осколочного заряда над головами.
У подобной конструкции был всего один серьёзный недостаток – мортиры по периметру корпуса часто срывало при плотном пулемётном или артиллерийском огне, из-за чего, круговая оборона танка в случае необходимости просто не работала.
Ситуацию исправили осенью, зимой 1943 года. Тогда от мортир на башне и корпусе отказались, заменив их на одну внутри боевого отделения. Её преимущество заключалось в полной защищённости от вражеских средств поражения, возможности выбрать тип снаряда во время боя, быстрая перезарядка и возможность кругового вращения. Так же, экипаж мог не только скрыть машину в дымах или осыпать противника осколками, но и подать сигнал в условиях отсутствия связи, авиационных налётах (последнее было описано в мемуарах Отто Кариуса), осветить поле боя в ночное время. Справедливости ради, подобные мортиры ставились не только на «Тигры», но и на «Пантеры» серии Ausf G.
Прошлое и современность
Опыт применения мортир внутри башен немецких танков типа «Тигр» и «Пантера» отлично масштабируется на современность, ведь многие танки вермахта не имели зенитного вооружения. Редко можно было встретить пулемёты MG-42, но они были очень слабым подспорьем в условиях господства авиации СССР и союзников.
Сейчас, проблемы танков и авиации немного другие, но итог примерно тот же – невозможность бороться с вертолётами и самолётами. БПЛА заметить сложно из-за их размеров и манёвренности. И того, пулемёт используется больше как средство подавления пехоты и лёгких укреплений.
Чем же АГС похож на условную мортиру? Баллистика у них схожа, но АГС автоматический и не требует постоянной перезарядки. Это делает автоматический гранатомёт более эффективным противопехотным средством, а задачу постановки дымовой завесы лучше сохранить за имеющимися комплексами в роде отечественной «Тучи».
Итог
Использование мортир в качестве второстепенного оружия для танков практиковалось ещё во времена Второй Мировой войны. Мортиры отлично себя зарекомендовали, но их скорострельность оставляла желать лучшего, а нехватка ресурсов у Германии не дала распространить идею на другие, более массовые танки и САУ. Плюс экипажи танков ещё могли бороться с авиацией… Сейчас такой возможности нет, зенитные пулемёты чаще используют против пехоты, и «мортиры» в виде автоматических гранатомётов вполне могут заменить стрелковое вооружение на командирских башенках, дав танку новые возможности.