Найти тему
НУАР-NOIR

«Смерть ходит на высоких каблуках»

Некогда советская кинокритика использовала название этой ленты как синоним-метафору безвкусности и пошлости западного криминального кинематографа. Хотя надо учитывать, что во время работы над фильмом «Смерть ходит на высоких каблуках» Лучиано Эроколи закладывал в свой проект ироничные смыслы.

В частности, он иронизировал, но не пародировал над привычными криминальными жанрами. По этой причине в первой половине фильма чувствуются аллюзии к нуару (мигающий свет неона в номера отеля), а во второй – к триллерам германской студии «Риальто».

В итоге это обстоятельство позволяет нам ещё раз заявить: итальянский джалло вызван к жизни и произведен на свет в первую очередь мрачным нуаром, но не классическим хоррором. Впрочем, в отличие от предшествующей ленты «Грязное фото для женщины вне всяких подозрений» режиссер всё-таки ввел в действие такого персонажа как «убийца в перчатках» (атрибут джалло).

Однако его поведение является осмысленным. Если в обычных «итальянских триллерах» это было циррозно-желтушечный монстр, который в силу своей внутренней и внешней уродливости мстит миру прекрасного, а потому утверждает свою Анти-Эстетитку через убийство красивых девушек, то на сей раз причина преступлений менее психопатична, но более рациональна.

Это пригоршня крупных брильянтов, которые похитил опытный медвежатник. Однако перед смертью «забыл сообщить», где именно он их спрятал. А потому возникает обоснованное подозрение, что у своей непутевой дочки, которая в Париже подрабатывает танцовщицей.

И не какой-нибудь балериной в местной труппе, а в самых вызывающих заведениях Пляс-Пигаль, что дает повод придать фильму эротико-музыкальное звучание. По крайней мере, начальной его части. Которая вдохновила Бобба Фосси на создание отдельных номеров в легендарном «Кабаре». Вы думаете, почему тут одинаковые прически и название клуба «Кит-Кат»?

Кадр из фильма «Смерть ходит на высоких каблуках» (1971)
Кадр из фильма «Смерть ходит на высоких каблуках» (1971)

А ещё позже Роман Полански использовал сцену с морским окунем в своем «Китайском квартале». Опять же неожиданная развязка через случайную фразу была употреблена (опять же позже) в «Захвате поезда Пелем 123». Так что фильм, хотя и ироничный, не отнюдь не легковесный.

Кадр из фильма «Смерть ходит на высоких каблуках» (1971)
Кадр из фильма «Смерть ходит на высоких каблуках» (1971)

Что до нас, то очень забавно смотрится осознанное использование сугубых итальянцев для изображения вечных «европейских антагонистов»: французов и англичан. Это уже укол в «мягкое место» немецких триллеров 60-ых годов, когда в действие вводились «ряженные служащие» Скотланд-Ярда.