Здравствуйте, друзья. Сегодняшний рассказ - об интереснейшем художнике по росписи посуды, мастере Дулёво, ветеране ВОВ Николае Михайловиче Борисове (1923-2006). Прошу не путать героя с многолетним директором завода в Дулёво Борисовым Михаилом Борисовичем (последний более известен)! Поскольку статья выходит сразу после статьи о таком эпатажном персонаже Дулёвского завода, как Городничев В.А, который за счёт активной работы отдела мозга, отвечающей за фантазию, выдавал многочисленные интервью о своих баснословных подвигах, нигде не отражённых документально, более того, противоречащих архивным документам, чем "подставил" множество фронтовиков, необходимо отметить, что Николай Михайлович Борисов был настоящим героем Великой Отечественной войны, награждённый орденами и медалями буквально на поле боя, и при всём том до конца дней оставался невероятно скромным человеком. С одной стороны, это замечательное качество, с другой, такие люди обычно остаются в тени на фоне одиозных фантазёров-краснобаев. Он не бегал по музеям, не ходил по школам и детским садам, окормляя молодое поколение россказнями о том, как он лично штурмовал Рейхсканцелярию, водружал знамя над Рейхстагом и брал в плен Гитлера, и какой он раненный-перераненный.
В поисках информации я не обнаружил о Н.М. Борисове ни одной статьи, ни одного интервью прессе, хотя бы местной, что даже странно. И нашёл единственную фотографию мастера - на полке в стенде музея завода Дулёво на фоне его работ.
Опять-таки, для сравнения - в следующей галерее приведу факсимиле наградного листа героя о представлении его к ордену Отечественной войны I степени. Хочу подчеркнуть, что наградной лист - документ ценнейший, поскольку, кроме описания самого подвига, содержит много дополнительной информации. Например - когда и каким военкоматом человек был призван (что позволяет с большой вероятностью исключить полных тёзок одного года рождения), сведения о родственниках (не всегда), сведения о национальности, партийности, об участии в боевых действиях (датировка), сведения о предыдущих награждениях (также с датировкой), о ранениях и контузиях (также с датировкой). Практически на основании всего лишь одного документа можно представить боевой путь солдата. По наградному листу видно, что Николай Михайлович воевал под Сталинградом с 11 декабря 1942-го по 19 марта 1943-го. На Южном фронте (преобразован из Сталинградского фронта) с 19 марта 1943-го по 12 июля 1943-го. На 4-м Украинском фронте - с 12 июля 1943-го по 10 июня 1944-го. Сражался вместе с частью в рядах 1-го Прибалтийского фронта - с 10 июня 1944-го по 19 декабря 1944-го, на Третьем Прибалтийском фронте до 15 февраля 1945-го, и в Земландской группе войск, сражавшейся в Восточной Пруссии. 30 июля 1943-го года Николай Михайлович был награждён медалью "За Отвагу", 25 мая 1944-го награждён орденом "Красная Звезда", 17 апреля 1945-го представлен к ордену "Отечественная война" I степени - за бои в апреле 1945-го в районе Кенигсберга. К счастью, Николай Михайлович ранений не имел, и дожил до сравнительно преклонных лет.
Николай Михайлович искусству росписи учился в художественной лаборатории завода у великолепного мастера, работы которого, созданные для массового производства, до сих пор вызывают восхищение у любителей фарфора и высоко котируются на вторичном рынке, - у Ивана Григорьевича Конькова (о нём на канале есть отдельная статья здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/dulevskie-mastera-konkov-ig-18811969-64ddc082079d8c396c76ac1f ). На Дулевском фарфоровом заводе Николай Михайлович трудился с 1936-го года, затем была Война, а художником лаборатории он стал в 1951-ом году. Поскольку завод в Дулёво - это не мастерская свободного художника, перманентно находящегося в личном творческом поиске, и день ото дня оттачивающего свою манеру, а производство вещей широкого потребления, предназначенных на продажу, роспись художника подчинялась стилевым зигзагам моды. Кроме того, были отдельные требования хозяина предприятия, т.е. государства, в виде многочисленных инструкций, вещающих о том, какой хотели бы видеть посуду чиновники, сидящие в министерствах. Поэтому художникам, расписывающим посуду, даже если они числятся в Художественной лаборатории и имеют право на эксперимент, приходилось постоянно подстраиваться под вышеприведённые требования, под эту Сциллу и Харибду, соответственно, часто можно даже на глаз, не глядя на клеймо, определить и годы создания посуды, и принадлежность посуды тому или иному предприятию. А если при этом по росписи можно на глаз определить и художника... Это высший пилотаж. Тут надо признать, что такие небесные фортели были присущи нашему герою не всегда. Но в целом работы художника интересные, есть и такие, что впечатляют. Смотрим ниже в галереях посуду 1950-х годов, расписанную Н.М. Борисовым. Ту, что хранится в музеях...
Ещё один комплект посуды 1951-го года с техникой росписи в окнах на тёмном крытье. На тулове и крышке с выемкой для ложки широкие темно-синие пояски с гирляндами роз с золотыми прожилками и листочками.
Ещё несколько предметов разных комплектов исполнения "пятидесятых" годов. Объединяет их роспись в окнах на тёмном (синем) крытье.
Вот ещё одна роспись. По клейму можно сказать, что это конец "пятидесятых" годов. Иногда информацию о времени даёт и форма, но в данном случае использована форма "Киевская", которая активно применялась в Дулёво много десятилетий.
Во многих статьях канала было отмечено, что переход с эстетики СТАЛИНСКИЙ АМПИР в эстетику МИНИМАЛИЗМA в Дулёво был осуществлён достаточно резко, практически в один год, и многим художникам дался нелегко. Видно, что и Николай Михайлович поначалу не прочувствовал эстетику МИНИМАЛИЗМА, не видел его сильных сторон, но учился, и со временем сделал много интересных работ и в данной стилистике.
Далее в галерее - предметы сервиза "Городок" от 1966, выполненные в эстетике не просто МИНИМАЛИЗМА, а вполне себе зрелого ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА. Автор формы "Куропатка" (1961) - известный скульптор Павел Михайлович Кожин (1904-1975). Сервиз получился, действительно, музейного достоинства.
А это - уже роспись позднего ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА (сказочная птица) с переходом в эстетику "семидесятых" (розочки-агашки). Предметы сервиза "Синие птицы", 1968.
Блюдце всё с той же стилизованной "синей птицей". Роспись более выдержанная по стилистике, хотя и тут без розочек не обошлось (год идёт 1969-й...).
Данный комплект (см. галерею ниже) 1984-го года интересен тем, что роспись полностью подглазурная. Тиснёный листовой орнамент. Оранжевый колер несколько расплывается, что создаёт иллюзию фотографии не в фокусе. Понятно, что это экспериментальный образец, который в продажу не поступал.
О работе художника в 1990-х годах и после, к сожалению, практически никакой информации не имею. Разве что обнаружил вот такое блюдо, выставленное на аукцион. Помечено, что это "девяностые годы", однако маркировка именно в месте даты затёрта так, что год не определить. Возможно, что и "нулевые" (художник скончался в 2006-м году).
Биография получилась далеко не полной, а статья о Николае Михайловиче Борисове - пока что единственной из тех, какую теперь уже можно найти в интернете. Поэтому призываю всех, кто помнит и знает, имеет какие-то сведения об этом художника, не держите их в себе - пишите, уточняйте, делитесь фотографиями, воспоминаниями и пр.
Друзья, это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
Напоминаю также, что в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не просто копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое, что остаётся за рамками статей и формата Дзена.