Найти тему
Порцелиновый фан

Коньков И.Г. (1881-1969). Художник. Дулёво.

Творчество выдающегося дулёвского художника Ивана Григорьевича Конькова хорошо известно широкому кругу любителей фарфора по таким винтажным чрезвычайно высоко котирующимся на рынке росписям как "Барыня на зелёном" ("Цветочный букет", "Георгины"), "Жёлтые розы в зелёном", "Букет роз" (тоже, чаще всего, на зелёном), "Цветущая калина" (тоже, кстати, на зелёном - похоже, зелёный был любимым колером мастера). Все эти росписи были достаточно сложны в исполнении, при всём том относились к массовому производству (ширпотребу) и выпускались до конца 1950-х годов, пока хрущёвская метла модного тогда минимализма не вымела эти изумительные комплекты из заводского ассортимента. Конечно, это был удар и по самолюбию, и по здоровью далеко не молодого корифея завода, что отстаивал традиционные, русские подходы к росписи. Но время всё расставило по местам: ныне любая чайная пара в любой из перечисленных росписей часто ценится гораздо выше модных тогда полных немецких сервизов, и этим всё сказано. В галереях ниже представлены все эти росписи на наиболее распространённом в 1950-е годы фасоне "Киевский" (на других формах, например, "Цилиндрический", их также можно найти, но реже). Итак, смотрим галереи, не забываем листать вправо (и восхищаться).

Одно перечисление вышеприведённых росписей подтверждает тот факт, что Коньков является одним из самых значимых художников-декораторов XX-го века, кто работал с фарфором, в мире. Я примыкаю к тем любителям и ценителям фарфора, кто считает, что и самая эффектная дулёвская роспись периода СССР, за которой в народе закрепилось название "Барыня" ("Розы на малиновом"), также создана И.Г. Коньковым. Во всяком случае, стилистически рисунок "Барыня" во многом повторяет вышеприведённые примеры, особенно, "Розы на зелёном". Прямых доказательств нет, просто чувствуется одна рука. Да, в Дулёве заявляют, что росписи с названием "Барыня" не было в ассортименте предприятия, а следовательно, это название "неправильное", народное. Но в жизни, а не на бумаге, получается так, что данное народом название в результате и остаётся в истории, как "Катюша" - для первой в мире РСЗО. Что можно сказать о "Барыне"? Сейчас это самый дорогой на вторичном рынке Советский сервиз из тех, что выпускался серийно (в отличие от тех, что изначально делались в единичных экземплярах - для музеев, подарков политическим деятелям (в основном, главам других государств), или в критически малых тиражах - для награждения известных личностей. Этот же сервиз реально свободно продавался в магазинах в отделах посуды. Можно его назвать и винтажным суперсервизом, настолько он сейчас "кусается" в цене. Например, у меня в собрании от него нет даже блюдечка (слишком дорого!). Смотрим сервиз "Барыня" в галерее ниже...

Теперь, зная взятые им "высоты" в декоре, проследим биографию мастера.

В 12 лет Иван Григорьевич пошел учиться в живописную мастерскую Дулевского фарфорового завода к мастеру М.М. Вагину. Давайте просто посчитаем: случилось это в 1893-м году. Дулёво тогда - не просто один из кузнецовских заводов, а главный завод, любимое детище, "лежбище" "императора русского фарфора" Матвея Сидоровича Кузнецова.

К 19 годам Коньков уже достиг такого мастерства, что считался профессиональным живописцем.

В 1917-м году он был вполне взрослым состоявшимся человеком (36 лет). В отличие от многих работников Дулёво, он с энтузиазмом встретил революционные изменения в стране и охотно исполнял росписи, прославляющие Советскую власть. В 1920-х годах, до прихода М. М. Адамовича возглавлял живописный цех завода.

В 1924-м году И.Г. Коньков выполняет рисунок для настенной тарелки\блюда с портретом В.И. Ленина. В Дулёво на основе эскиза создали деколь, благо лакокрасочный завод, производящий деколи был рядом, но сами выпускать тарелку не стали, а передали всю техническую документацию по ней на завод "Пролетарий" под Новгородом Великим, над которым дулёвцы шествовали. Если судить по экземплярам, хранящимся в музее истории Санкт-Петербурга и в Историко-мемориальном музее "Смольный", тарелку\блюдо якобы перевыпустили на "Пролетарии" в 1935-м. Рисунок немного изменён, также изменён был диаметр (с 48 см. до 36 см.) и рисунок борта. Смотрим галерею ниже...

Отдельно стоит полюбоваться юбилейной вазочкой, расписанной в чисто дулёвском "фирменном" стиле - на красном крытье с большим количеством позолоты.

Ниже приведёно неполное фото стенда (одна полочка) в музее Дулёво, посвящённого И.Г. Конькову (1881-1969).

Фото взято из свободного доступа в интернете. Кроме росписей, тут можно удивиться и разнообразию форм!
Фото взято из свободного доступа в интернете. Кроме росписей, тут можно удивиться и разнообразию форм!

Вместе с работой над росписями для предметов и сервизов массового производства, что были представлены в галереях выше, мастер расписывал также и единичные предметы или предметы ограниченного тиража. Рисунки часто были уникальными. Прежде всего это касается блюд, а также доливных чайников и чайных пар-гигантов.

Предметы великолепной росписи "Золотой тюльпан" 1950-х гг. представлены в галерее ниже...

Кроме своей деятельности как художника, И.Г. Коньков был хорошо известен и как наставник молодых. Именно он, как считается, воспитал таких известных впоследствии художников-мастеров Дулёво, как Н.М. Борисов и В.А. Городничев.

И.Г. Коньков среди учеников. 1950-е. Дулёво. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей
И.Г. Коньков среди учеников. 1950-е. Дулёво. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей

На данном фото из музея Дулёво можно более подробно ознакомиться с примерами работ мастера.

Ещё и и ещё раз можно внимательно осмотреть примеры работ мастера, созданные в разные годы. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё и и ещё раз можно внимательно осмотреть примеры работ мастера, созданные в разные годы. Фото взято из свободного доступа в интернете.

А это - сервиз, посвящённый 800-летию Москвы (1947). Блюда от этого сервиза представлены в предыдущей галерее (средняя полка стенда).

Данное фото этого уникального сервиза уже было представлено на канале в статье, посвящённой продукции Дулёво периода СТАЛИНСКОГО АМПИРА (1946-1960 гг).
Данное фото этого уникального сервиза уже было представлено на канале в статье, посвящённой продукции Дулёво периода СТАЛИНСКОГО АМПИРА (1946-1960 гг).

Ваза 1954-го года выполнена в "академическом" стиле "старых мастеров" - с показательным сложным узорчатым рисунком, богатой позолотой и цировкой. Всё это придаёт вазе помпезный вид (что характерно для периода СТАЛИНСКОГО АМПИРА)...

Ваза для цветов, 1954. Размеры: 24,5х14х7 см.  Номер в Госкаталоге 26742795. Предмет хранится в Государственном бюджетном учреждении культуры Нижегородской области "Нижегородский государственный художественный музей".  Изображение взято с сайта "Госкаталог(точка)РФ".
Ваза для цветов, 1954. Размеры: 24,5х14х7 см. Номер в Госкаталоге 26742795. Предмет хранится в Государственном бюджетном учреждении культуры Нижегородской области "Нижегородский государственный художественный музей". Изображение взято с сайта "Госкаталог(точка)РФ".

И конечно, нельзя обойти вниманием такую роспись ("Тюльпаны"), как приведённая ниже. Мне кажется, что она отчасти напоминает роспись знаменитого дворцового Корбиевского сервиза начала XIX-го века, который когда-то был англицким и фаянсовым, а стал русским и фарфоровым (да, вот такое чудо случилось, и о нём можно прочесть здесь https://dzen.ru/a/Y7hXZXzmWxp4OUCp ).

И напоследок - вот такой милый кофейник в росписи "Цветочная гирлянда" послевоенного времени (1948-1952).

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Не забываем также подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .