Физики обвалили систему, а биологи находятся в поисках флавоноидов — участники научного реалити-шоу «Лабораторка» столкнулись с первыми сложностями. В новой серии школьники не справились с поставленными наставниками задачами.
Так, задачей Ивана и Дарьи было запустить ультрафиолетовый источник для ультрафиолетовой фотоэлектронной спектроскопии. Но оборудование не запустилось, а система обвалилась. Оборудование пришлось выключить и оставить на откачку аналитической камеры.
«К сожалению, в результате наших множественных попыток у нас слетела установка, нам пришлось на этом закончить, — говорит Дарья. — Зато мы поменяли редуктор на баллон с аргоном, подключили к форвакуумному насосу фильтр масленого тумана, который нужен для запуска ультрафиолетового источника, установили хомут».
Задача физиков на ближайшее время — выполнить задания, которые ранее им выдал наставник.
«Дарья должна завершить измерения и начать обрабатывать данные, а также предстоит провести электронную микроскопию. Иван усиленно составляет датасет — обработанный и структурированный массив данных по материалу для солнечных панелей. Завершить таблицу он должен к концу недели, чтобы можно было начать обучать нейросеть», — рассказывает Иван Жидков, наставник физиков, руководитель лаборатории фотовольтаических материалов УрФУ (создана при финансовой поддержке по программе «Приоритет-2030»).
Биологи находятся в поиске флавоноидов, необходимых для косметики веществ. Эти вещества участвуют во многих процессах, протекающих в организме: оказывают антиоксидантное действие, снижают свертываемость крови, уменьшают ломкость и проницаемость капилляров, улучшают обменные процессы. Для выявления этих веществ девушки изучили полумикроанализ — качественный и количественный.
«Девушки познакомились с качественными реакциями на вторичные группы соединений. Это классический фармакогностический анализ. Доказали, что в экстрактах нет алкалоидов, антрахинонов, доказали наличие фенольных веществ и попробовали выяснить, какие это фенольные вещества. В экстракте Насти есть антоцианы, а у Таисии хлорофилл мешал определению веществ», — рассказывает Александр Ермошин, наставник биологов, старший научный сотрудник лаборатории «Биотехнологии поддержания и восстановления компонентов природных и трансформированных биосистем» УрФУ.
У Таи получилась реакция феофетинизации: из молекулы хлорофилла ионы водорода из соляной кислоты заметили ионы магния — и образовалась другая молекула, феофитин, бурого оливкового цвета. То есть девушка доказала: в крапиве есть хлорофилл, добавляет биолог.
«Мы брали пипетки, наливали в наши растворы разные вещества, выявляли осадок, если получалось. Узнала, что в крапиве есть дубильные вещества. Они есть и в чае, придают ему терпкий вкус, и от них как будто вяжет язык, — рассказывает Таисия. — У нас в школе биология раз в неделю, и там мы проходим уровни организации жизни в природе. Здесь, конечно, интересней, так как можно все попробовать вживую».
Напомним, у участников «Лабораторки» осталось две недели, чтобы закончить исследования и получить результат, в том числе отрицательный. Физикам предстоит внести вклад в создание солнечных панелей, а биологам — разработать органическую косметику.
УрФУ — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Университет — участник государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030», выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».
УрФУ оперативный — в телеграм