В студенческую бытность автора этой заметки, одной из острейших проблем было отсутствие «обучающего материала» (кадавров) на кафедре нормальной, а в последствии, и топографической анатомии. Многие из достопочтенных покойников, которые служили наглядными пособиями, Ленина, конечно, не помнили, но, судя по внешнему виду, Сталина застали молодым.
Только опытные преподаватели могли найти и продемонстрировать отдельные мышцы анатомического букета (мышцы Риолана – группа мышц, идущая от шиловидного отростка черепа и принимающие участие в фонации) среди волокон, более всего напоминающих стружку кальмара и пробуждающих в душе студента нездоровые ассоциации.
И нам ещё повезло. По проверенной информации, в «конкурирующих организациях» студенты вообще не притрагивались к настоящим покойникам, а всю анатомию учили на муляжах и схемах. Печальненько.
Судя по некоторым данным, сейчас ситуация не лучше, хотя на смену муляжам и пришли интерактивные доски и панели. Меж тем, анатомия настоящего человека и рисунок в атласе – это"две большие разницы" (Рис. 1). Поэтому знакомство с тем, как это выглядит «а ля натюрель», является необходимым компонентом обучения.
Справедливости ради стоит сказать, что современные студенты-медики не первые, кто столкнулся с такой проблемой (нехваткой трупного материала). А поскольку каждое тело было на вес золота («Если вы испортите труп – я испорчу вас»), то анатомам приходилось придумывать разные остроумные методики для того, чтобы продлить ему срок службы. О них сегодня и поговорим.
Но для начала, краткий обзор того, как анатомы подходили к вопросам препарирования тела в разные времена.
Оставим в стороне данные, полученные в Древнем Египте, Индии и Китае. Строго говоря, эти данные были не результатом целенаправленных исследований, а продуктом отправления религиозных культов.
Первый настоящий анатом, так сказать, «дедушка» научной анатомии, как положено, происходил из Античной Греции и носил имя Герофил из Халкидона (Рис. 2), что в Малой Азии. Как и положено, он был учеником Косской – гиппократовой – врачебной школы, т.е. последовательным сторонником гуморального учения. Герофил стал первым греком (а возможно, и вообще первым учёным), который стал вскрывать человеческие тела с целью исследовать их устройство.
Учеником и последователем Герофила был Эрасистрат, который, согласно свидетельству Цельса, стал первым, кто проводил анатомические исследований людей, умерших от различных заболеваний, т.е. был основателем патологической анатомии.
По трудам Герофила и Эрасистрата обучались и другие анатомы-первопроходцы, например, Клавдий Гален. К несчастью, на пути этого исследователя стоял римский запрет заниматься вскрытием мёртвых тел, и многие свои данные он получил, изучая не человеческие тела, а организмы других животных.
Тем не менее, Галену удалось обобщить весь накопленный материал в нескольких книгах, которые почти на 1,5 тысячи лет определили облик медицинского знания. Постепенно эти знания приобрели характер незыблемой догмы, и далее изучение строения человеческого тела шло исключительно по Клавдию Галену.
Препятствием для устранения неточностей в трудах Галена стало ограничение возможности анатомировать тела. Причиной этому послужило досадное недоразумение и любовь людей трактовать любые распоряжения вышестоящего начальства «в расширительном» смысле.
Дело было так. Времена Средневековья – это время Крестовых походов и бесконечной череды войн разных масштабов(впрочем, тут и сейчас нет ничего нового). Тем не менее, знатные и обеспеченные граждане с удовольствием принимали участие в этой спец. олимпиаде и гибли как тараканы при широкомасштабной травле (вероятность погибнуть от боевого поноса в те времена была даже выше, чем от прямого боестолкновения).
Для того, чтобы почившие нашли вечный покой в родных пенатах, их товарищи придумали забавный способ доставить уважаемого покойника на родину, в тоже время не обременяя себя путешествием с разлагающимся телом.
Мертвеца аккуратно расчленяли, и вываривали в котле, пока плоть не отделится от костей. После чего кости сушили, аккуратно складывали в ящик или кувшин и оправляли домой для дальнейшего погребения (груз 200, ага), а «внутренности и декокт» выливали на месте «приготовления». Во всяком случае так говорили.
В 1299 году, прознав о такой замечательной традиции, Папа Римский БонифацийVIII издал буллу, где назвал эту практику «отвратительным злоупотреблением, коему всё ещё неразумно следуют иные верующие, полагаясь на некий ужасный обычай». И запретил, пообещав всем, кто продолжит это делать, гореть в Геенне Огненной аж до страшного суда.
Тем не менее, ни в одной последующей папской булле или энциклике не было прямого запрета на анатомирование тел. Но, как обычно, среди духовенства нашлись те, кто пожелал быть святее Бонифация, и распространил запрет на любые манипуляции с мёртвым телом вообще.
Эти семена упали на благодатную почву. Согласно христианскому вероучению, в конце времён должно было состояться воскресение мёртвых. Но воскреснуть могли только те, кто был захоронен должным образом, так сказать, в базовой комплектации. Те же несчастные, чьи тела оказывались повреждены после смерти, этого шанса лишались. Так для анатомии начались тяжёлые времена.
В знаменитом и прославленном Салернском университете (Рис. 3) император Священной Римской Империи германской нации Фридрих II разрешил проводить одно вскрытие в пять лет. Даже к казнённым преступникам власти часто проявляли «милосердие» и не позволяли им попадать в руки студентов (впрочем, зная фантазию людей того времени, можно предположить, что после работы толкового палача тело преступника могло служить разве что пособием по судебной медицине).
Тем не менее, в руки историков нет-нет да и попадают удивительные документы той поры. Вот, к примеру, письмо ректора Падуанского университета герцогу Миланскому: «…до нас дошли слухи, что Вы собираетесь сжечь ведьму. Просим Вас не делать этого, а прислать её в Падую, где приговор будет приведён в исполнение, а тело будет передано на медицинский факультет, поскольку в университете уже более 10 лет не было женский вскрытий». «– Сжечь ведьму! – Но она красивая! – Хорошо, но потом всё равно сжечь» (Рис. 5).
Но и тут находчивые анатомы нашли выход. Раз христиане ждут воскресения, нужно вскрывать тех, кто на это не рассчитывает, т.е. иноверцев. Так, в городах, где была большая диаспора, например, в Испании, где проживало много мусульман и иудеев, частота учебных вскрытий была значительно выше, чем в городах северной Европы.
Так или иначе, тело, попавшее в анатомический театр, становилось «гвоздём сезона» и собирало студентов и преподавателей со всех ближайших окрестностей. Посему перед анатомом вставала непростая задача – как сделать наглядный материал наиболее «долгоиграющим».
И первой такой методикой стала определённая последовательность вскрытия. Дело в том, что скорость «порчи» трупного материала напрямую зависит от степени микробной контаминации, а «рекордсменами» по этой характеристике являются органы ЖКТ.
Поэтому в первый день проводилось вскрытие брюшной полости с исследованием органов и мышц. Во второй день вскрывали грудную клетку. На третий – полость черепа, а четвёртый и последующие посвящали изучению строения конечностей: их мышц и сосудов. До тех пор, пока покойник не придёт в полную непригодность.
Всё время вскрытия профессор зачитывал с кафедры соответствующие отрывки из Галена, а препаратор демонстрировал собравшимся соответствующие «детали» (Рис. 7-9). Такая методика вскрытия сохранялась довольно долго, практически до конца XVII века, когда появились первые методики консервирования тканей.
Поэтому, глядя на картину «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта, легко заметить ошибку. Тульп и его ученики увлечённо изучают строение руки, в то время как само тело ещё не тронуто. К моменту изучения мышц конечностей от тела должны были остаться только «рожки да ножки». Впрочем, эта картина сама по себе заслуживает отдельного рассказа (Рис. 10).
На этом месте мы ненадолго прервёмся. Рассказ об исторической части занял несколько больше места, чем предполагалось. В следующий раз мы познакомимся с разнообразием анатомических образцов и методиками их изготовления. Не переключайтесь!
Автор: Артемий Липилин
Список использованной литературы:
1. Лункевич, Валерьян Викторович. От Гераклита до Дарвина: Очерки по истории биологии: В 2 т. / Под ред. [и с предисл.] проф. И. М. Полякова. – 2-е изд. – Москва: Учпедгиз, 1960.
2. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / Академия наук СССР, Институт истории естествознания и техники; ред. С. Р. Микулинский. – Москва: Наука, 1972.
3. Привес, Михаил Григорьевич. Анатомия человека: Для рос.и иностр.студентов мед. вузов и фак. / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. – 11-е изд., перераб.и доп. – Санкт-Петербург: Гиппократ, 1998.
4. Сапин М. Р. Анатомия человека: учебник для студентов медицинских вузов: в 3 томах / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – 3-е изд. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т.1.
5. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студентов высш. мед.учеб. заведений/ Т.С. Сорокина. – 8-е изд. –М.: Изд. центр Академия, 2008.
6. Тонков В. Н. Анатомия человека. – 5-е изд., перераб. – М. : Медгиз. Ленингр.отд –е, 1953. – Т.1.
7. Хартнел Джек. Голое Средневековье. Жизнь, смерть и искусство в Средние века./ Пер. Мурашова А.Н.; Ред. Тимофеевой А. – М.: Изд-во АСТ, 2019.
8. Хёйзинга Й. Осень Средневековья: Соч. в 3-х т. /Пер. с нидерланд. — М.: Изд –во Наука, 1988.