Найти тему
Биореактор

Как продлить жизнь трупу – методы консервации в анатомии

В студенческую бытность автора этой заметки, одной из острейших проблем было отсутствие «обучающего материала» (кадавров) на кафедре нормальной, а в последствии, и топографической анатомии. Многие из достопочтенных покойников, которые служили наглядными пособиями, Ленина, конечно, не помнили, но, судя по внешнему виду, Сталина застали молодым.

Только опытные преподаватели могли найти и продемонстрировать отдельные мышцы анатомического букета (мышцы Риолана – группа мышц, идущая от шиловидного отростка черепа и принимающие участие в фонации) среди волокон, более всего напоминающих стружку кальмара и пробуждающих в душе студента нездоровые ассоциации.

И нам ещё повезло. По проверенной информации, в «конкурирующих организациях» студенты вообще не притрагивались к настоящим покойникам, а всю анатомию учили на муляжах и схемах. Печальненько.

Судя по некоторым данным, сейчас ситуация не лучше, хотя на смену муляжам и пришли интерактивные доски и панели. Меж тем, анатомия настоящего человека и рисунок в атласе – это"две большие разницы" (Рис. 1). Поэтому знакомство с тем, как это выглядит «а ля натюрель», является необходимым компонентом обучения.

Рис. 1 - "...Две большие разницы..."
Рис. 1 - "...Две большие разницы..."

Справедливости ради стоит сказать, что современные студенты-медики не первые, кто столкнулся с такой проблемой (нехваткой трупного материала). А поскольку каждое тело было на вес золота («Если вы испортите труп – я испорчу вас»), то анатомам приходилось придумывать разные остроумные методики для того, чтобы продлить ему срок службы. О них сегодня и поговорим.

Но для начала, краткий обзор того, как анатомы подходили к вопросам препарирования тела в разные времена.

Оставим в стороне данные, полученные в Древнем Египте, Индии и Китае. Строго говоря, эти данные были не результатом целенаправленных исследований, а продуктом отправления религиозных культов.

Первый настоящий анатом, так сказать, «дедушка» научной анатомии, как положено, происходил из Античной Греции и носил имя Герофил из Халкидона (Рис. 2), что в Малой Азии. Как и положено, он был учеником Косской – гиппократовой – врачебной школы, т.е. последовательным сторонником гуморального учения. Герофил стал первым греком (а возможно, и вообще первым учёным), который стал вскрывать человеческие тела с целью исследовать их устройство.

Рис. 2 - Герофил из Халкидона (323 - 282 гг. до н.э.)
Рис. 2 - Герофил из Халкидона (323 - 282 гг. до н.э.)

Учеником и последователем Герофила был Эрасистрат, который, согласно свидетельству Цельса, стал первым, кто проводил анатомические исследований людей, умерших от различных заболеваний, т.е. был основателем патологической анатомии.

По трудам Герофила и Эрасистрата обучались и другие анатомы-первопроходцы, например, Клавдий Гален. К несчастью, на пути этого исследователя стоял римский запрет заниматься вскрытием мёртвых тел, и многие свои данные он получил, изучая не человеческие тела, а организмы других животных.

Тем не менее, Галену удалось обобщить весь накопленный материал в нескольких книгах, которые почти на 1,5 тысячи лет определили облик медицинского знания. Постепенно эти знания приобрели характер незыблемой догмы, и далее изучение строения человеческого тела шло исключительно по Клавдию Галену.

Препятствием для устранения неточностей в трудах Галена стало ограничение возможности анатомировать тела. Причиной этому послужило досадное недоразумение и любовь людей трактовать любые распоряжения вышестоящего начальства «в расширительном» смысле.

Дело было так. Времена Средневековья – это время Крестовых походов и бесконечной череды войн разных масштабов(впрочем, тут и сейчас нет ничего нового). Тем не менее, знатные и обеспеченные граждане с удовольствием принимали участие в этой спец. олимпиаде и гибли как тараканы при широкомасштабной травле (вероятность погибнуть от боевого поноса в те времена была даже выше, чем от прямого боестолкновения).

Для того, чтобы почившие нашли вечный покой в родных пенатах, их товарищи придумали забавный способ доставить уважаемого покойника на родину, в тоже время не обременяя себя путешествием с разлагающимся телом.

Мертвеца аккуратно расчленяли, и вываривали в котле, пока плоть не отделится от костей. После чего кости сушили, аккуратно складывали в ящик или кувшин и оправляли домой для дальнейшего погребения (груз 200, ага), а «внутренности и декокт» выливали на месте «приготовления». Во всяком случае так говорили.

В 1299 году, прознав о такой замечательной традиции, Папа Римский БонифацийVIII издал буллу, где назвал эту практику «отвратительным злоупотреблением, коему всё ещё неразумно следуют иные верующие, полагаясь на некий ужасный обычай». И запретил, пообещав всем, кто продолжит это делать, гореть в Геенне Огненной аж до страшного суда.

Тем не менее, ни в одной последующей папской булле или энциклике не было прямого запрета на анатомирование тел. Но, как обычно, среди духовенства нашлись те, кто пожелал быть святее Бонифация, и распространил запрет на любые манипуляции с мёртвым телом вообще.

Эти семена упали на благодатную почву. Согласно христианскому вероучению, в конце времён должно было состояться воскресение мёртвых. Но воскреснуть могли только те, кто был захоронен должным образом, так сказать, в базовой комплектации. Те же несчастные, чьи тела оказывались повреждены после смерти, этого шанса лишались. Так для анатомии начались тяжёлые времена.

В знаменитом и прославленном Салернском университете (Рис. 3) император Священной Римской Империи германской нации Фридрих II разрешил проводить одно вскрытие в пять лет. Даже к казнённым преступникам власти часто проявляли «милосердие» и не позволяли им попадать в руки студентов (впрочем, зная фантазию людей того времени, можно предположить, что после работы толкового палача тело преступника могло служить разве что пособием по судебной медицине).

Рис. 3 - Герб медицинского факультета прославленного Салерно
Рис. 3 - Герб медицинского факультета прославленного Салерно

Тем не менее, в руки историков нет-нет да и попадают удивительные документы той поры. Вот, к примеру, письмо ректора Падуанского университета герцогу Миланскому: «…до нас дошли слухи, что Вы собираетесь сжечь ведьму. Просим Вас не делать этого, а прислать её в Падую, где приговор будет приведён в исполнение, а тело будет передано на медицинский факультет, поскольку в университете уже более 10 лет не было женский вскрытий». «– Сжечь ведьму! – Но она красивая! – Хорошо, но потом всё равно сжечь» (Рис. 5).

Рис. 5 - видимо, вскрытие, той самой ведьмы...
Рис. 5 - видимо, вскрытие, той самой ведьмы...

Но и тут находчивые анатомы нашли выход. Раз христиане ждут воскресения, нужно вскрывать тех, кто на это не рассчитывает, т.е. иноверцев. Так, в городах, где была большая диаспора, например, в Испании, где проживало много мусульман и иудеев, частота учебных вскрытий была значительно выше, чем в городах северной Европы.

Так или иначе, тело, попавшее в анатомический театр, становилось «гвоздём сезона» и собирало студентов и преподавателей со всех ближайших окрестностей. Посему перед анатомом вставала непростая задача – как сделать наглядный материал наиболее «долгоиграющим».

Анатомический театр Падуанского университета XV в.
Анатомический театр Падуанского университета XV в.

И первой такой методикой стала определённая последовательность вскрытия. Дело в том, что скорость «порчи» трупного материала напрямую зависит от степени микробной контаминации, а «рекордсменами» по этой характеристике являются органы ЖКТ.

Поэтому в первый день проводилось вскрытие брюшной полости с исследованием органов и мышц. Во второй день вскрывали грудную клетку. На третий – полость черепа, а четвёртый и последующие посвящали изучению строения конечностей: их мышц и сосудов. До тех пор, пока покойник не придёт в полную непригодность.

Всё время вскрытия профессор зачитывал с кафедры соответствующие отрывки из Галена, а препаратор демонстрировал собравшимся соответствующие «детали» (Рис. 7-9). Такая методика вскрытия сохранялась довольно долго, практически до конца XVII века, когда появились первые методики консервирования тканей.

Поэтому, глядя на картину «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта, легко заметить ошибку. Тульп и его ученики увлечённо изучают строение руки, в то время как само тело ещё не тронуто. К моменту изучения мышц конечностей от тела должны были остаться только «рожки да ножки». Впрочем, эта картина сама по себе заслуживает отдельного рассказа (Рис. 10).

Рис. 10 - "Урок анатомии доктора Тульпа" Рембрандт Харменс ван Рейн 1632 г.
Рис. 10 - "Урок анатомии доктора Тульпа" Рембрандт Харменс ван Рейн 1632 г.

На этом месте мы ненадолго прервёмся. Рассказ об исторической части занял несколько больше места, чем предполагалось. В следующий раз мы познакомимся с разнообразием анатомических образцов и методиками их изготовления. Не переключайтесь!

Автор: Артемий Липилин

Список использованной литературы:
1. Лункевич, Валерьян Викторович. От Гераклита до Дарвина: Очерки по истории биологии: В 2 т. / Под ред. [и с предисл.] проф. И. М. Полякова. – 2-е изд. – Москва: Учпедгиз, 1960.
2. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / Академия наук СССР, Институт истории естествознания и техники; ред. С. Р. Микулинский. – Москва: Наука, 1972.
3. Привес, Михаил Григорьевич. Анатомия человека: Для рос.и иностр.студентов мед. вузов и фак. / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. – 11-е изд., перераб.и доп. – Санкт-Петербург: Гиппократ, 1998.
4. Сапин М. Р. Анатомия человека: учебник для студентов медицинских вузов: в 3 томах / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – 3-е изд. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т.1.
5. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студентов высш. мед.учеб. заведений/ Т.С. Сорокина. – 8-е изд. –М.: Изд. центр Академия, 2008.
6. Тонков В. Н. Анатомия человека. – 5-е изд., перераб. – М. : Медгиз. Ленингр.отд –е, 1953. – Т.1.
7. Хартнел Джек. Голое Средневековье. Жизнь, смерть и искусство в Средние века./ Пер. Мурашова А.Н.; Ред. Тимофеевой А. – М.: Изд-во АСТ, 2019.
8. Хёйзинга Й. Осень Средневековья: Соч. в 3-х т. /Пер. с нидерланд. — М.: Изд –во Наука, 1988.