В ходе изучения в апелляционном порядке гражданского дела по жилищному спору прокуратура Хойникского района установила обстоятельства, свидетельствующие о нарушении коммунальным жилищным унитарным предприятием (далее – предприятие) имущественных прав гражданки С.
Так, по нотариальным надписям с С. в пользу предприятия взыскана задолженность по плате за основные услуги ЖКХ и за пользование жилым помещением в аг.Стреличево Хойникского района за период с 2018 по 2022 год в размере 2261 рубль, а также пеня сумме 2424 рубля.
Определенная к взысканию общая сумма составила не менее чем 4 700 рублей и реально удержана с гражданки.
Вместе с тем имеющиеся в изученном деле и дополнительно собранные доказательства свидетельствовали о том, что в периоды, за которые взыскана задолженность, С. в квартире не проживала. Совместно с членами семьи она в 2013 году выехала на постоянное проживание в Минскую область, заключала договоры найма жилых помещений и регистрировалась в соответствии с требованиями законодательства. При освобождении ею жилья в аг. Стреличево С. ключи от квартиры возвратила, а представители сельисполкома сверили оплату за услуги ЖКХ с показаниями счетчиков.
Кроме того, проверкой установлено, что после освобождения С. квартиры данное жилое помещение предоставлялось для проживания иным гражданам.
Справочно. согласно п.6 ст.29 Жилищного кодекса Республики Беларусь, (в ред., действовавшей до 31.12.2019), при переходе прав на жилое помещение обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением несут наниматель, поднаниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатор жилого помещения – до окончания срока действия договоров найма, поднайма жилых помещений государственного жилищного фонда, договора аренды жилого помещения либо до момента расторжения таких договоров.
В соответствии с ч.1 п.2 ст.61 ЖК Республики Беларусь, (в ред., действовавшей на момент выезда С. из жилого помещения), наниматель жилого помещения вправе расторгнуть договор найма жилого помещения в любое время в соответствии с настоящим Кодексом после исполнения своих обязательств перед наймодателем. При выезде нанимателя жилого помещения и проживающих совместно с ним членов его семьи на место жительства в другое жилое помещение договор найма жилого помещения считается расторгнутым со дня их выезда.
Следовательно, с выездом С. с членами семьи из квартиры в аг. Стреличево договор найма был расторгнут, оснований для начисления платы за услуги ЖКХ и прочих плат не имелось.
При таких обстоятельствах прокурор Хойникского района обратился в районный суд с иском в интересах С. о признании недействительными и не подлежащими исполнению исполнительных надписей и о взыскании в пользу С. неосновательного обогащения с предприятия.
Возражая против заявленных требований, предприятие указывало на то, что при выезде из жилого помещения С. не передала жилое помещение наймодателю по акту приема-передачи, что и послужило основанием для начисления платы.
Решением суда Хойникского района иск прокурора района в интересах С. удовлетворен в полном объеме.
Судебное постановление вступило в законную силу.