После рождения первенца в семье Алисы и Сергея радость быстро сменилась тревогой и постоянным раздражением. По крайней мере так описывает семейную проблему Сергей. «Жена ничего не делает. Если раньше у неё в всё в руках горело: дома порядок, за собой следила, постоянно придумывала какие-то развлечения, путешествия. Интересовалась моей работой. С моими родственниками всегда в контакте, вежливая, участливая. Теперь – всегда молчит, за собой следить перестала. С кровати её может поднять только плач нашей малышки, да и то не сразу… До меня ей и вовсе дела нет. И не скажешь ничего – сразу крик и слёзы, а потом уходит в себя, и не дозовёшься. С недавних пор даже за ребёнком смотреть перестала, пришлось моей матери к нам переехать. Но Алиса словно этого не заметила. Мы бы справились, сами, но последнее время…». Молодой человек замолк на мгновение, он был растерян и смущён.
Алиса смотрела на него широко распахнутыми глазами и, казалось, была шокирована услышанным. Воспользовавшись паузой, она попыталась объяснить, как всё происходит на самом деле: «Как ты можешь? Разве ты не понимаешь, как я занята? У меня совсем нет времени. Слишком много дел требуют моего вмешательства, и немедленно. Если я не сделаю это, то никто не сделает». После её слов Сергей с отчаянием взглянул на доктора и продолжил: «Так вот. Последнее время она вдруг активизировалась, но совершенно неожиданным способом. С раннего утра она начинает готовить: супы, второе, десерты – что получится из того, что есть дома, а затем разносит приготовленное по соседям. Причём с таким посылом, что помогает им как особо нуждающимся. Заходит к ним в дома (мы живём в коттеджном поселке), раскладывает еду, после чего требует доложить ей, что ещё им необходимо в данный момент: в доме убраться, траву покосить. Соседи у нас люди состоятельные, они в шоке. Относятся с пониманием, конечно, косить и убираться ей не дают, но еду приходится съедать, иначе, реакция будет, мягко говоря, неадекватная, вплоть до истерики. Она, видите ли, должна их спасать!»
«Так что, – с горечью в голосе закончил Сергей, – силы и желания у неё появились, но направлены они куда угодно, только не на мужа и дочь». Первое, чем поинтересовался доктор, – как именно семья Сергея планировала справляться с состоянием Алисы, если бы не её изменившееся поведение?
«Ну, как-то бы убедили со временем, мы же с ней разговаривали» - ответил тот и умолк на несколько минут. Разговорами с послеродовой депрессией не справиться. Нужно лечение, и чем скорее, тем лучше. Похоже в семье Сергея, как нередко и в других семьях, не принято было считать перепады настроения, постоянное беспокойство, нарушение сна, апатию – симптомами заболевания. Скорее это воспринималось как лень, невоспитанность, слабость характера. Между тем, женщина, страдающая послеродовой депрессией, просто не в силах контролировать своё состояние – прежде всего в связи с гормональными изменениями.
После родов в организме резко падает уровень эстрогена и прогестерона, при этом количество других гормонов, например, продуцируемых щитовидной железой, напротив, может снизиться. Может измениться артериальное давление, иммунная система, обмен веществ – всё это провоцирует постоянную усталость, подавленность, перепады настроения. Усугубляют ситуацию и невозможность нормально выспаться, сложности с лактацией, резкие изменения в образе жизни, новые обязанности, повышение ответственности, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны близких. Всё это делает практически невозможным уход за ребёнком. Причём совершенно неважно, сколько лет женщине и есть ли у неё уже дети. В тяжёлых, запущенных случаях её посещают мысли о причинении вреда себе и ребёнку, что усиливает чувство стыда и вины, возникает психотическая симптоматика в виде галлюцинаций, потери ориентации, спутанности сознания и бреда.
Словом, то, что близкие Алисы, не признавая проблемы, называли «повышением активности» и ставили в вину. Бред Алисы «помогал» ей уходить от выполнения обязанностей, справляться с которыми у неё не было сил. После проведения диагностики Алисе была назначена гормональная терапия для нормализации уровня эстрогена, назначен приём препаратов, направленных на стабилизацию настроения, антидепрессантов и антипсихотических средств. В условиях стационара с ней постоянно работал психолог.
Алиса научилась адекватно рассчитывать свои силы, не бояться обращаться за помощью, делегировать обязанности, делиться эмоциями, внимательно относится к собственным потребностям и желаниям, не стесняться выделять время на себя. Вместо страха быть недостаточно хорошей женой, матерью и хозяйкой пришло ощущение счастья нахождения в настоящем моменте, погружение в реальность, что помогло ей, наконец, ощутить ни с чем несравнимую радость материнства.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.