Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Реальные дела НКВД в 30-е годы. Как брали агентов и шпионов?

Сегодня во многих «исторических» исследованиях принято эпоху правления Сталина оценивать, как время репрессий. Особенно достаётся тридцатым годам, когда всех «садили и расстреливали» без разбора. Получается, никаких «врагов народа» в реальности не было, а все шпионы, диверсанты и антисоветчики – просто жертвы режима. На самом деле, всё было не столь однозначно.

К началу 30-х годов правители Европы и США хорошо видели, что назревает большая война. Поэтому резко активизировалась работа всех спецслужб и органов внешней разведки.

Уинстон Черчилль и сотрудник МИ-5 Десмонд Мортон, фото до начала войны
Уинстон Черчилль и сотрудник МИ-5 Десмонд Мортон, фото до начала войны

Сталин понимал, что социалистическое государство и его территории интересует иностранные разведки в первую очередь, поэтому агенты и диверсанты будут засылаться всегда. Для тех, кто сомневается в агрессивности Гитлера уже в те времена, его цитата:

«Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию…».

А идти на завоевание новых территорий без предварительной разведки не решался ни один завоеватель.

Битва разведок в 30-е годы развёртывалась серьёзная. Поэтому и в молодом государстве требовалась структура, которая занялась бы внешней разведкой и контрразведкой в армии, а также политическим сыском и защитой границ страны. В июле 1934 года был создан НКВД.

Перед ним возникла огромная зона ответственности. Но были даны и права выносить приговор во внесудебном порядке, «тройками», в отношении врагов государства. А ведь каждый из чекистов был человеком, который может ошибиться, подвержен эмоциям или убеждениям «стукачей». С другой стороны, нельзя забывать, что это были условия почти военного времени, когда оживились враги и внутри страны. И требовалось действовать жёстко.

На фото (справа налево): 1-й нарком НКВД Генрих Ягода, писатель М. Горький, личный секретарь писателя П. Крючков
На фото (справа налево): 1-й нарком НКВД Генрих Ягода, писатель М. Горький, личный секретарь писателя П. Крючков

Но никто и никогда в НКВД не был тем, кем их пытаются представить в новой истории. Прежде чем выносить решения, проводилось немало спецопераций, которые выявляли настоящих, профессиональных диверсантов и шпионов.

Так в 1933 году была вскрыта целая сеть шпионов, действовавшая под прикрытием фирмы «Контроль-К». Германские агенты собирали информацию на девяти предприятиях военно-промышленного комплекса и в составе 15-ти дивизий. Возглавлял их подданный Австрии Иосиф Вайнцетель. Помимо вредительства в ходе производства, агенты передали Германии немало секретных документов, включая рецепты марок сталей, результаты работ испытательных лабораторий и план ПВО Москвы.

В мае 1934 года заместитель Ягоды передал Сталину донесение: японский военный атташе сообщал помощнику начальника японского Генштаба о том, что они получили от немецкого военного атташе в Москве полковника Гартмана подробные чертежи конструкций советских самолётов с Воронежского и Пермского авиазаводов. Он же передал японцам сведения о результатах испытаний гражданских самолётов испытательного завода №81 в Тушино.

Иосиф Сталин / Николай Ежов
Иосиф Сталин / Николай Ежов

Вопрос заключался в том, что всех граждан Германии от работ на стратегических объектах отстранили. Оказалось, что Гартман получал информацию от «русского немца» С. Лукенберга, который являлся консультантом Главного управления Гражданского воздушного флота. Позднее выяснили его связи с уже арестованным агентом. На допросе Лукенберг признался, что завербован разведкой рейхсвера ещё в 1924 году.

В этом же году взяли бывшего сотрудника Ленинградского мясокомбината Курта Фукса и ещё 25 его сообщников. Сообща они собирали данные о том, в каком состоянии находится оборона Балтийского побережья, как работает военная промышленность и авиация. Добывали и переправляли в Германию планы военных заводов со своими пояснениями их наиболее уязвимых мест, подходящих для диверсий. К делу прилагались изъятые документы и фотоплёнки. Всё это начисто отметало возможность «сфабрикованности» улик.

Невозможно однозначно оценивать деятельность спецслужб даже во времена Ежова. Да, надёжных, подготовленных специалистов для работы катастрофически не хватало. И в НКВД умудрялись просачиваться «нечистоплотные» люди. Они уничтожали действительно тех, чьёму уму и должности завидовали. Но надвигалась война, и европейские страны уже мысленно делили между собой территории проигравшего СССР. Чтобы подготовить страну к войне, следовало искоренить и внутренних затаившихся врагов. Для этого были нужны органы с чрезвычайными полномочиями, и они работали эффективно. НКВД пресекал деятельность шпионов и диверсантов наверняка.

Особая тройка НКВД
Особая тройка НКВД

Нельзя заподозрить в излишнем восхищении Советским Союзом наших временных союзников и вечных противников англичан. Но именно их премьер-министр Уинстон Черчилль дал, наверное, самую точную оценку деятельности советской контрразведки:

«В 1937-1938 гг. в Советском Союзе была уничтожена "пятая колонна", поэтому они и выиграли войну».

Причин, которые обусловили Победу СССР в Великой Отечественной войне, было, конечно, значительно больше. Но это точно была одной из важнейших.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.