Сахура (что означает “Тот, кто близок к Ра“) был вторым правителем Пятой династии (ок. 2465 – ок. 2325 до н.э.). Его удачное правление длилось около 12 лет и принесло Египту процветание.
Царь установил и поддерживал важные торговые отношения с левантийским побережьем, организовал несколько морских экспедиций в современный Ливан для закупки кедровых деревьев, рабов и экзотических товаров. В частности, ему доставили сирийских медведей.
Его правление стало эпохой создания и расцвета египетского военно-морского флота.
На Ниле египтяне, для рыбалки и личного транспорта, использовали чаще всего небольшие суда из папируса:
Более серьёзные цели требовали и серьёзных судов, а, значит, и дерева, которое доставлялось из Ливана:
Надписи в комплексе Абусир показывают моменты отправления и возвращения египтян в путешествие на север, в Сирию. Хотя надписи показывают только четыре отправляющихся корабля и восемь возвращающихся, именно от людей на борту возвращающихся кораблей мы получаем лучшее представление о том, почему было предпринято это путешествие. На четырех уходящих кораблях экипажи полностью египетские. В отличие от этого, на восьми возвращающихся кораблях присутствуют как египетские члены экипажа, так и бородатые сирийские заключенные, изображенные склоняющимися перед египетским фараоном.
Надписи дают нам древнейшее четкое свидетельство того, что египетские корабли совершили морское путешествие для взаимодействия с другой культурой. Кроме того, из этого описания довольно неявно следует, что путешествие в Сирию было военной операцией, сирийцы здесь изображены как пленники, вынужденные выражать почтение фараону.
Сахура организовал и самую раннюю подтвержденную экспедицию в страну Пунт. Египетские корабли вернулись, нагруженные 80 000 мер мирры для использования в храмовых ритуалах, 6000 мер природного металлического сплава электрум и 23 000 деревянных бревен.
Сахура изображен празднующим успех этого предприятия на рельефе из его погребального храма, на котором он ухаживает за мирровым деревом в саду своего дворца под названием “Великолепие Сахура возносится до небес”. Этот рельеф - единственный в египетском искусстве, изображающий царя, занимающегося садоводством.
Сахура также отправил экспедиции на бирюзовые и медные рудники на Синае. Известны и его военные кампания против ливийских вождей в Западной пустыне: египетская армия захватила огромные стада скота.
Военные подвиги Древнего царства представляли собой набеги на соседние страны с целью получения добычи. Целью этих предприятий не ставилось территориальное завоевание, речь идёт о хорошо организованном грабеже:
Это войско вернулось благополучно,
разворотив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
снеся её крепости.
Это войско вернулось благополучно,
срубив её смоковницы и виноград.
Это войско вернулось благополучно,
зажёгши огонь во всех её...
Это войско вернулось благополучно,
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч.
Это войско вернулось благополучно,
[захватив] в ней пленными премногие [отряды].
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно. (Воспоминания военачальника)
Сахура построил пирамиду для себя в Абусире, тем самым отказавшись от царских некрополей Саккары и Гизы, где его предшественники воздвигли свои памятники.
Возможно, это решение было мотивировано наличием храма солнца Усеркафа в Абусире, первого подобного храма Пятой династии. Пирамида Сахура намного меньше пирамид четвертой династии, но убранство и архитектура его погребального храма более сложны.
Храм долины, дамба и погребальный храм его комплекса пирамид когда-то были украшены более чем 10 000 м2 изысканных полихромных рельефов, представляющих высшую форму, достигнутую этим искусством в период Древнего царства.
Древние египтяне признали это особое художественное достижение и попытались воспроизвести рельефы в гробницах последующих правителей. Архитекторы комплекса пирамид Сахура ввели использование колонн с капителью, сформированную из пальмовых листьев, которые стали отличительной чертой древнеегипетской архитектуры:
Планировка его погребального храма также была новаторской и стала архитектурным стандартом на оставшуюся часть периода Древнего царства. Также известно, что Сахуре построил храм солнца под названием “Поле Ра”, и хотя его местонахождение еще предстоит установить, предположительно, он также находится в Абусире.
Сахура, как и иные фараоны, был объектом сложного погребального культа, который первоначально обеспечивался сельскохозяйственными угодьями, созданными во время его правления. Этот официальный, спонсируемый государством культ просуществовал до конца Древнего царства. Впоследствии, в период Среднего царства, Сахура почитался как фигура царственного предка, но в его культе больше не было особых посвященных жрецов.
Во времена Нового царства Сахура, по неизвестным причинам, стал делить своё культовое бытие с одной из форм богини Сехмет.
Культ “Сехмет- Сахура” имел жрецов и привлекал посетителей со всего Египта. Этот необычный культ, который прославлялся далеко за пределами Абусира, сохранялся вплоть до конца периода Птолемеев, почти 2500 лет спустя после смерти Сахура.