Хотел бы продолжить тему, начатую мной в статье «Куда исчезли Россы? / О забытом имени русских».
В данной публикации хочу остановиться подробнее на этимологии слова «россы».
Что говорит о происхождении этого слова официальная наука?
Как и стоило ожидать, ничего конкретного, предлагая на выбор несколько вариантов:
1. Слово «россы» возводится к древнеисландскому слову Róþsmenn или Róþskarlar — «гребцы, мореходы»;
2. Происходит от индоарийской основы ruksa, russa — «светлый», «белый»;
3. Считается запретным именем тотемного зверя восточных славян — медведя (по аналогии лат. ursus, др. -греч. αρκτος);
4. Произошло от названия реки Рось на Киевщине;
5. Произошло от имени мифического князя Руса.
Всё, вообщем, как и всегда, официалы готовы предложить любой вариант происхождения слова, кроме семитского — налицо подозрительное замалчивание фактов, которые трудно не заметить даже тем, кто весьма поверхностно знаком с семитскими языками.
Замалчиваемый официальными историками факт заключается в том, что в танахическом иврите есть слово «рош» (ראש), имеющее прасемитское происхождение (не надо писать в комментариях, что иврит придумали только в 19-м веке, я пишу именно о танахическом иврите), которое переводится, как «глава, верховный, высший».
Во множественном числе слово «рош» произносится, как «рашим» (ראשים). Очень похоже на английское «рашнс» (Russians).
И почему бы на официальном уровне не рассматривать данный вариант в качестве одной из версий?
Кто-то может возразить, что слова «рош» и «рос» звучат по-разному, разные буквы на конце.
Но тут всё очень просто объясняется, и на помощь приходит текст того самого «Танаха» (известного в России, как «Ветхий Завет»), который вполне подтверждает данную версию.
Кто не первый раз на моём канале, тот знает, что я придерживаюсь версии происхождения народа, жившего на территории современной России во времена правления Ивана Грозного, от скифов, которые в свою очередь произошли от рассеянных колен Северного израильского царства (подробнее об этом можно прочитать здесь).
Какое колено было главным среди всех израильских колен?
Колено младшего сына Иосифа, который родился у него в Египте — Ефремово колено.
Кстати, не просто так фамилия «Ефремов» является одной из самых распространённых русских фамилий.
Ефрем хоть и был младшим сыном Иосифа, который в свою очередь приходился младшим сыном Израилю, неожиданно, с благословения Израиля, был поставлен выше других. Вот как в книге «Бытие» описывается это благословение:
И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвёл к нему.
Но Израиль простёр правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.
И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя моё и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли.
И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить её с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою.
Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдёт народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдёт многочисленный народ.
И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии.
Как видно, в обряде благословения фигурирует именно голова («рош» в оригинальном тексте). Не простое совпадение, я думаю.
К тому же «рош» по отношению к Ефрему упоминается, например, в псалмах:
Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы (рош) Моей, Иуда — скипетр Мой...
(Псалом 107:9)
Бог сказал во святилище Своём:
«Восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем – крепость главы Моей, Иуда – скипетр Мой...
(Псалом 59:8-9)
Позже именно колено Ефрема получило центральный удел в «земле обетованной», который представлял собой плодородную землю от реки Иордан до Средиземного моря к северу от Иерусалима. А после разделения на Южное и Северное царства, именно Ефремово колено стало главным в Северном израильском царстве.
Кстати, при рождении Ефрема, его отец Иосиф (младший сын Израиля) произнёс пророческую фразу, которую также можно применить к периоду после изгнания колен Израиля из Северного царства:
Бог сделал меня плодовитым в стране моего страдания
(Бытие 41:52)
Потомки Ефрема — россы действительно стали весьма плодовиты в земле изгнания. Россия не просто так занимает своё центральное место, как видно, этому есть библейское обоснование. И что бы ни происходило в судьбе этого народа, благословение, данное Ефрему, остаётся в силе.
Не является ли отголоском тех давних событий классический персонаж русских народных сказок Иван-дурак — как правило, младший из братьев, которому в итоге больше всех достаётся?
Теперь наконец перехожу к объяснению почему «рош» — это то же самое, что и «росс».
Всё очень просто. На диалекте самих ефремлян это слово звучало именно с буквой «с». Об этом свидетельствует случай, описанный в книге судей:
И собрал Иеффай всех жителей Галаадских и сразился с Ефремлянами, и побили жители Галаадские Ефремлян, говоря: вы беглецы Ефремовы, Галаад же среди Ефрема и среди Манассии. И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: «не Ефремлянин ли ты?» Он говорил: «нет». Они говорили ему: «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закалали у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи.
(Книга судей 12:4–6)
Казалось бы, я всё объяснил и к данной версии больше вопросов не возникает, но, на самом деле, здесь всё не так просто, о чём я напишу уже в следующей части этой статьи:
________________________________________
Список статей по теме:
Куда исчезли Россы? / О забытом имени русских.
Почему у Россов были еврейские фамилии?