Этот день настал: я отправляюсь на Балтийскую косу. Как же я давно хотел туда попасть — еще с прошлой поездки! Но сначала нужно добраться до Балтийска.
📌 Полезные услуги для поездки в Калининград:
• Дешевые авиабилеты / Акции на перелеты
• Посуточные квартиры и апартаменты
• Отели и гостиницы
• Экскурсии
• Аренда авто
Между Калининградом и Балтийском курсируют автобусы и ж/д транспорт. Самый удобный способ добраться до прибрежного города из столицы региона — это автобус №107 (рейсов достаточно много, время в пути — 1.5 ч), а самый живописный — это поезд, т.к. при подъезде к Балтийску за окном вагона открываются потрясающие виды на Калининградский залив.
Однако ходит он крайне редко — несколько раз в день. Поэтому если хотите воспользоваться железной дорогой, то необходимо подcтроиться под жёсткое расписание пригородного состава.
Отправиться в Балтийск и на Балтийскую косу из Калининграда можно также в составе организованной экскурсии, которую можно забронировать по этой ссылке.
А если у вас есть водительские права, то вы можете с комфортом объехать всю область, арендовав автомобиль в Калининграде в режиме «онлайн» на проверенном надежном сервисе.
Я же решил ехать на поезде с Южного вокзала. Стоимость билета — 113 ₽, время в пути — час «с копейками».
В отличие от Зеленоградска, Светлогорска и Пионерского курорта, куда можно домчать на комфортабельной скоростной «Ласточке», до Балтийска идёт обычный дизель.
Время пролетело незаметно — и вот конечная станция. Кстати, сам вокзал не функционирует, поэтому обратные билеты, если решите вернуться таким же способом, можно купить непосредственно в вагоне у мобильных контроллеров. До Калининграда — всего несколько рейсов. К слову, у автобусов конечная остановка здесь же — на привокзальной площади, однако обратных рейсов гораздо больше — автобус курсирует каждые полчаса с 6 до 21 ч (билеты можно купить у водителя перед отправлением).
Далее спешу на причал — оттуда отправляется паром на Балтийскую косу. Пешком от вокзала идти ≈ 10-12 минут. Точный адрес причала: Морской бул., 2Б. Забивайте конечную точку в приложении «Яндекс.Карты» и следуйте по навигатору — заблудиться крайне сложно.
Экскурсии в Калининграде и области >
Переправу из Балтийска на Балтийскую косу осуществляет «Балтийская судоходная компания». Её офис располагается в современном стеклянном здании серого цвета — вы его точно не пропу́стите. На первом этаже находятся кассы, тут же производится посадка на паром.
Советую тщательно планировать время прибытия в Балтийск, т.к. интервал движения парома составляет каждые 2 часа. Вот точное расписание. Актуальную стоимость билета можно посмотреть здесь. Оплатить проезд можно банковской картой. Билет единый, поэтому сохраняйте его до посадки на паром в обратную сторону.
Если вы опоздали на паром и не хотите терять время, то можно обратиться к местным «бомбилам». Это так называемые водные таксисты, владельцы частных катеров, — они здесь кучкуются в течение всего дня и предлагают туристам свои услуги по переправе на Балтийскую косу или морские прогулки.
Начинается посадка на паром. Сначала заезжают автомобили, и лишь потом на палубу проходят пассажиры.
Отчаливаем.
В пути нас сопровождает личная охрана 🐶
Расстояние от города до Балтийской косы ≈ 800 м, а время в пути — всего 10 минут.
Вообще, это небольшое «горлышко» — не что иное, как Балтийский пролив. Он обеспечивает выход из Калининградского залива в открытое море и заодно отделяет материк от Балтийской косы.
Экскурсии в Калининграде и области >
Интересно, что раньше пролива здесь не было — он образовался в результате сильного шторма в сентябре 1510 г., что стало, поистине, грандиозным событием, ведь теперь можно было торговать с соседними странами, доставляя товар по морю. Так и случилось: позже пролив стал судоходным, что привело к развитию Пиллау (ныне Балтийска) как крупного транспортного узла. Чтобы лучше понять смысл написанного, предлагаю взглянуть на карту с моими пояснениями.
Сверху это выглядит вот так.
Не успел моргнуть глазом, как мы уже на Балтийской косе. Теперь первыми выходят пассажиры, и лишь затем выезжают автомобили.
Запасайтесь водой и перекусом заранее — либо в Балтийске, либо в этом небольшом магазинчике у причала. Во время прогулки по косе других «источников пресной воды» вы не найдёте.
А теперь важный момент: как передвигаться по косе? Пешком, конечно, можно, но сложно — быстро устанете, а главное — очень долго. Поэтому мой вам добрый совет — берите напрокат велосипед. Так вы сможете объехать всю косу за 3-4 часа (с учётом остановок у местных достопримечательностей и отдыха у моря) и как раз вернуться к парому, который отправится в Балтийск через 4 часа (на тот, что пойдет через 2 часа, вы точно не успеете, если захотите всё посмотреть). Подчеркну, что данный совет основан лишь на моём личном опыте, — вы же можете поступить на свое усмотрение.
Станция проката велосипедов расположена непосредственно у причала. Стоимость аренды «двухколёсного коня» — 150 ₽/час (по состоянию на июнь 2023 года). Оплата постфактум — можно налом или переводом. Залог не нужен.
Перед велопрогулкой по косе — парочка интересных фактов. Балтийская коса (до 1945 г. — Фрише-Нерунг (нем. Frische Nehrung)) — это природная песчаная отмель. Только представьте ее масштабы: длина косы — 65 км, из которых 35 км принадлежат России (Балтийская коса), остальные 30 км — Польше (там она называется «Ви́слинская коса»). Ширина косы колеблется от 300 м до 1.8 км в средней и южной частях, и от 8 до 9 км — в северной. Интересно, что российская часть косы состоит из двух жилых поселков — п. Коса и п. Рыбачий, которые административно входят в состав г. Балтийска.
Еду по косе. По дороге встречаю отреставрированные жилые дома довоенной постройки.
Вокруг пасутся коровы, стрекочут цикады, цветёт балтийская флора — будто к бабушке в деревню попал! 😃
А я приближаюсь к первому объекту. Это Южный мол длиной 650 м, который был построен на северной оконечности Балтийской косы в 1769-1836 гг. Он должен был защитить фарватер входа в гавань Пиллау (ныне Балтийска) от непогоды, а также предотвратить размыв и обмеление Балтийского пролива и заносы его песком.
Кстати, параллельно Южному молу, всего в 360 м, раскинулся Северный мол в Балтийске. Но о нем я расскажу чуть позже, во время прогулки по городу, — во 2 части статьи.
Длина Южного мола — чуть больше километра (1060 м). Эмоции выплескиваются через край: ты несёшься на скорости по молу, лицо обдаёт теплый морской бриз, справа — Балтийский пролив, а слева — бескрайнее Балтийское море.
Экскурсии в Калининграде и области >
И вот я на на северо-западной оконечности Южного мола, так называемой «голове». Здесь в сентябре 1887 г. построили навигационный знак — восьмиугольную башню зеленого цвета. Удивительно, но Южный мол пережил Первую и Вторую мировые войны без существенных повреждений. Лишь в 2006-2009 гг. он был отреставрирован по заказу Росморпорта.
Возвращаюсь на косу и замечаю справа фортификационные прибрежные укрепления.
Это Форт «Западный». Он был построен в 1869-1871 гг. на косе для защиты территории со стороны моря. В послевоенные годы, вплоть до 1960 г., в районе форта «Западный» дислоцировался 59-й зенитный артиллерийский полк среднего калибра Балтийской дивизии ПВО — помещения форта использовались для размещения личного состава. После ухода военных форт опустел и с годами приходит в полный упадок. Теперь это эпичная «заброшка».
Захожу на территорию форта. Некогда мощное оборонительное сооружение теперь выглядит пустынным и заброшенным. Даже не верится, что здесь когда-то шли ожесточённые бои. Особенно интересно пройти сквозь арки форта и очутиться на каменистом берегу. Именно здесь полностью понимаешь стратегическое значение бастиона: горизонт как на ладони — враг точно не пройдет. К слову, со стороны моря картина еще грустнее — прибой беспощадно размывает полуторовековые стены форта.
Невероятно, но здесь даже сохранилась чеканка с годом образования форта «Западный».
С военного укрепления открываются панорамные виды на Балтийское море и косу.
Еду дальше. И тут моему взору предстаёт удивительная картина: ну вот где еще такое увидишь? Если на Большой земле около современнных «высоток» плотной линейкой в ряд стоя́т автомобили, то на Балтийской косе у жилых домов середины прошлого века припаркованы моторные лодки и развешаны рыболовецкие сети. Здесь это обычное дело! 😃
Далее по плану — музей «Старый Люнет», созданный местными жителями. В нем можно познакомиться с историей Балтийской косы и узнать об ее военных тайнах. Вход на территорию — бесплатный, экскурсия — за символическую плату. Подробную информацию можно найти на официальном сайте проекта.
Люнет — это укрепление в виде пятиугольного вала, открытое с тыла и окружённое рвом. На рву располагались пушки для удержания круговой обороны.
Интересно, что в середине 1800-х гг. немцы построили здесь три люнета и уже известный нам форт «Западный». Таким образом, во времена Третьего рейха Балтийская коса была крупнейшим оборонительным плацдармом Восточной Пруссии.
Экскурсии в Калининграде и области >
А у люнета №3, в котором находится музей, довольно богатая история: построенный как оборонительное сооружение, он служил жильём для высшего военного командования. Говорят, здесь жил сам Эрих Кох, обергруппенфюрер СС и оберпрезидент Восточной Пруссии (1933 г. - 08.05.1945 г.).
Пора сделать привал. Беру курс на живописный пляж, который протянулся вдоль Балтийской косы. Инфраструктура пляжа приятно удивляет: здесь и лавочка, и душ, и пляжная кабинка, и даже аккуратно выложенная досками дорожка к морю.
На само́м пляже — зонтики, лежаки, вышка спасателя и пляжные кабинки. Словом, как на лучших морских курортах.
А дальше просто дух захватывает! Песчаные, словно мука, бескрайние дюны, суровое Балтийское море с характерными накатывающимися волнами и бесконечная береговая полоса. Словами не передать — лучше посмотреть.
К слову, в моем личном рейтинге пляжей Балтики, что я успел посмотреть, однозначно побеждает пляж в Янтарном.
Пляж на Балтийской косе очень живописный — ему я отдаю заслуженное «серебро». К тому же он более «дикий», без следов цивилизации, — рай для интровертов и любителей спокойного отдыха. А тянется он до сáмой Польши. Там, на польской части косы, раскинулись посёлки Конты-Рыбацке и Пяски, а также популярный балтийский курорт Крыница Морска.
Примечательно, что на российско-польской границе размещается самая западная российская погранзастава «Нормельн». Здесь находится и самая западная точка России (54°27′45″ с.ш. и 19°38′19″ в.д.). Именно в этом месте прогулка для туристов по Балтийской косе заканчивается.
А я, отдохнув на пляже, уже подъезжаю к бывшей поселковой начальной школе. В здании находится Детский досуговый центр развития и Музей истории Балтийской (Вислинской) косы. Именно в последнее учреждение мне и надо. На калитке — замóк, но дверь открыта.
Экскурсии в Калининграде и области >
На мой зов из здания вышла женщина и ответила, что сегодня музей не работает. Вообще, почитав отзывы о музее и его «стихийном» режиме работы, я был готов к такому исходу событий. Но я определенно не был готов покинуть это место без посещения музея. Мое природное обаяние и просьбы не помогли — сотрудница детского центра была непреклонна. В ход пускаю тяжелую артиллерию: представляюсь блогером, вынимаю камеру из сумки и объясняю, что снимаю фильм об истории косы, который посмотрят тысячи зрителей. И тут сердце педагога дрогнуло: видимо, осознав, что я намерен «сеять разумное, доброе, вечное», она сдалась.
И вот я уже в здании школы. Деревянный пол, массивные колонны, таблички на кабинетах — ощущение, что ты попал в школьные годы времён СССР.
Музеем, на удивление, оказалась небольшая комната. В 2003 г. один из педагогов школы организовала скромный стенд, рассказывающий о косе. А сейчас здесь выставлены многочисленные бесценные экспонаты более чем вековой давности. Старинные предметы быта, уникальные артефакты, украшения, кухонная утварь и многое другое — всё это было найдено на косе при масштабных раскопках.
Кручу педали дальше. Посмотри́те, какой красивый деревянный дом я проезжаю. И хотя это отдаленный поселок посреди «воды», плоды цивилизации никто не отменял — телевидение здесь смотрят через «спутник».
А это Братская могила советских воинов, погибших в апреле 1945 г. В ней захоронено около 700 воинов, в т.ч. и Герой Советского Союза капитан Леопольд Некрасов — ему был всего 21 год. Памятник на братской могиле установили позже — в 1952 г. В центре площадки — обелиск прямоугольной формы, увенчанный изображением ордена Отечественной войны. На нем — надпись: «Вечная память героям, павшим в боях за нашу Советскую Родину».
И последний пункт моей велопрогулки — военный аэродром «Нойтиф» (нем. Neutief). Его строительство заняло 5 лет — с 1934 по 1939 гг. Это была самая современная авиабаза на тот момент: были построены две бетонные взлётно-посадочные полосы длиной 1 км, причем под углом 45° др. к др., что давало возможность использовать аэродром практически при любой погоде и направлении ветра.
Здесь также возвели три бетонных и три железных ангара для крытого хранения самолётов. Словом, к началу войны этот аэродром считался одним из лучших в Германии и лучшим в Восточной Пруссии.
Экскурсии в Калининграде и област >
В послевоенные годы, когда Восточная Пруссия вошла в состав нашей страны, переименованный аэродром «Коса» эксплуатировался ВВС ВМФ СССР. Здесь базировалась 49-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья, оснащенная гидросамолетами Бе-12. Однако в 1995 г. военная часть передислоцировалась в Храбро́во, после чего аэродром стал приходить в полный упадок, пополнив список «заброшек» Балтийской косы.
Возвращаюсь на причал. За аренду велобайка «натикало» почти 500 рублей. Оплату перевел владельцу проката на банковскую карту. Даже не представляю, что бы я делал без велосипеда! А ведь сначала хотел пойти пешком. Это была бы роковая ошибка. А вот и паром — бегу на причал.
Отплываем.
10 минут по проливу — и я в Балтийске. В планах — перекусить, т.к. после прогулки по косе я изрядно проголодался, а затем погулять по городу. Но об этом — в следующей статье.
Спасибо, что дочитали до конца!
• Жми «палец вверх» 👍🏻, если статья оказалась интересной. Делись своим мнением в комментариях, читай все статьи о Калининградской области и подписывайся на мой канал «Фигаро здесь, Фигаро там» — впереди много всего интересного!
Во 2 части экскурсии мы прогуляемся с вами по городу-порту Балтийску — «сердцу» Балтийского военно-морского флота России, увидим местные достопримечательности и по-домашнему вкусно и недорого пообедаем в «секретном месте» — трапезной, которая располагается в старинном прусском доме 1945 г.
👉 Все статьи о путешествии в Калининградскую область
👉 Все видео о поездке в Калининград и область
-----
🌐 Сервисы для выгодных путешествий, оплата российскими картами