Балтийская коса — дальше только Польша! Добрался до самой западной точки России. Показываю достопримечательности, море и шикарный пляж (ч.1)

6,6K прочитали

Этот день настал: я отправляюсь на Балтийскую косу. Как же я давно хотел туда попасть — еще с 1 сезона!

Но сначала нужно добраться до Балтийска. О само́м городе-порте я подробно расскажу чуть позже — во 2 части нашей самостоятельной экскурсии.

Между Калининградом и Балтийском курсируют автобусы и ж/д транспорт. Самый удобный способ добраться до прибрежного города из столицы региона — это автобус №107 (рейсов достаточно много, время в пути — 1.5 ч), а самый живописный — это поезд, т.к. при подъезде к Балтийску за окном вагона открываются потрясающие виды на Калининградский залив.

Однако ходит он крайне редко — несколько раз в день. Поэтому если хотите воспользоваться железной дорогой, то необходимо подcтроиться под жёсткое расписание пригородного состава.

Отправиться в Балтийск и на Балтийскую косу из Калининграда можно также в составе организованной экскурсии, которую можно забронировать по этой ссылке.

А если у вас есть водительские права, то вы можете с комфортом объехать всю область, арендовав автомобиль в Калининграде в режиме «онлайн» на проверенном надежном сервисе.

Я же решил ехать на поезде с Южного вокзала. Стоимость билета — 113 ₽, время в пути — час «с копейками». Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

В отличие от Зеленоградска (ч.1, ч.2), Светлогорска (ч.1, ч.2) и Пионерского курорта, куда можно домчать на комфортабельной скоростной «Ласточке», до Балтийска идёт обычный дизель. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Время пролетело незаметно — и вот конечная станция. Кстати, сам вокзал не функционирует, поэтому обратные билеты, если решите вернуться таким же способом, можно купить непосредственно в вагоне у мобильных контроллеров. До Калининграда — всего несколько рейсов. К слову, у автобусов конечная остановка здесь же — на привокзальной площади, однако обратных рейсов гораздо больше — автобус курсирует каждые полчаса с 6 до 21 ч (билеты можно купить у водителя перед отправлением).

Железнодорожная станция Балтийск
Железнодорожная станция Балтийск

Далее спешу на причал — оттуда отправляется паром на Балтийскую косу. Пешком от вокзала идти ≈ 10-12 минут. Точный адрес причала: Морской бул., 2Б. Забивайте конечную точку в приложении «Яндекс.Карты» и следуйте по навигатору — заблудиться крайне сложно.

Экскурсии в Калининграде и области >>>

Переправу из Балтийска на Балтийскую косу осуществляет «Балтийская судоходная компания». Её офис располагается в современном стеклянном здании серого цвета — вы его точно не пропу́стите. На первом этаже находятся кассы, тут же производится посадка на паром.

Балтийск. Причал.
Балтийск. Причал.

Советую тщательно планировать время прибытия в Балтийск, т.к. интервал движения парома составляет каждые 2 часа (точное расписание). Стоимость билета — всего 70 ₽ в оба конца (актуальная стоимость). Оплатить проезд можно банковской картой. Билет единый, поэтому сохраняйте его до посадки на паром в обратную сторону. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Если вы опоздали на паром и не хотите терять время, то можно обратиться к местным «бомбилам». Это так называемые водные таксисты, владельцы частных катеров, — они здесь кучкуются в течение всего дня и предлагают туристам свои услуги по переправе на Балтийскую косу или морские прогулки.

Начинается посадка на паром. Сначала заезжают автомобили, и лишь потом на палубу проходят пассажиры.

Отчаливаем. С парома открывается красивая панорама на город и Калининградский залив. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

В пути нас сопровождает личная охрана 🐶

Четвероногий пассажир.
Четвероногий пассажир.

Расстояние от города до Балтийской косы ≈ 800 м, а время в пути — всего 10 минут.

Расстояние между Балтийском и Балтийской косой.
Расстояние между Балтийском и Балтийской косой.

Вообще, это небольшое «горлышко» — не что иное, как Балтийский пролив. Он обеспечивает выход из Калининградского залива в открытое море и заодно отделяет материк от Балтийской косы.

Интересно, что раньше пролива здесь не было — он образовался в результате сильного шторма в сентябре 1510 г., что стало, поистине, грандиозным событием, ведь теперь можно было торговать с соседними странами, доставляя товар по морю. Так и случилось: позже пролив стал судоходным, что привело к развитию Пиллау (ныне Балтийска) как крупного транспортного узла. Чтобы лучше понять смысл написанного, предлагаю взглянуть на карту с моими пояснениями. Листайте карусель, чтобы увидеть следующий фрагмент карты.

Сверху это выглядит вот так. Листайте карусель, чтобы увидеть фото с др. ракурса с моими ремарками.

Не успел моргнуть глазом, как мы уже на Балтийской косе. Теперь первыми выходят пассажиры, и лишь затем выезжают автомобили.

Причал на Балтийской косе. Паром.
Причал на Балтийской косе. Паром.

Запасайтесь водой и перекусом заранее — либо в Балтийске, либо в этом небольшом магазинчике у причала. Во время прогулки по косе других «источников пресной воды» вы не найдёте.

Балтийская коса. Магазин у причала.
Балтийская коса. Магазин у причала.

А теперь важный момент: как передвигаться по косе? Пешком, конечно, можно, но сложно — быстро устанете, а главное — очень долго. Поэтому мой вам добрый совет — берите напрокат велосипед. Так вы сможете объехать всю косу за 3-4 часа (с учётом остановок у местных достопримечательностей и отдыха у моря) и как раз вернуться к парому, который отправится в Балтийск через 4 часа (на тот, что пойдет через 2 часа, вы точно не успеете, если захотите всё посмотреть). Подчеркну, что данный совет основан лишь на моём личном опыте, — вы же можете поступить на свое усмотрение.

Станция проката велосипедов расположена непосредственно у причала. Стоимость аренды «двухколёсного коня» — 150 ₽/час. Оплата постфактум — можно налом или переводом. Залог не нужен.
Прокат велосипедов у причала на Балтийской косе..
Прокат велосипедов у причала на Балтийской косе..

Перед велопрогулкой по косе — парочка интересных фактов. Балтийская коса (до 1945 г. — Фрише-Нерунг (нем. Frische Nehrung)) — это природная песчаная отмель. Только представьте ее масштабы: длина косы — 65 км, из которых 35 км принадлежат России (Балтийская коса), остальные 30 км — Польше (там она называется «Ви́слинская коса»).

Видео о поездке в курортный Зеленоградск: часть 1, часть2.

Ширина косы колеблется от 300 м до 1.8 км в средней и южной частях, и от 8 до 9 км — в северной. Интересно, что российская часть косы состоит из двух жилых поселков — п. Коса и п. Рыбачий, которые административно входят в состав г. Балтийска.

Балтийская коса.
Балтийская коса.

Еду по косе. По дороге встречаю отреставрированные жилые дома довоенной постройки.

Вокруг пасутся коровы, стрекочут цикады, цветёт балтийская флора — будто к бабушке в деревню попал! 😃

А я приближаюсь к первому объекту. Это Южный мол длиной 650 м, который был построен на северной оконечности Балтийской косы в 1769-1836 гг. Он должен был защитить фарватер входа в гавань Пиллау (ныне Балтийска) от непогоды, а также предотвратить размыв и обмеление Балтийского пролива и заносы его песком.

Видео о поездке в курортный Светлогорск: часть 1, часть 2.

Кстати, параллельно Южному молу, всего в 360 м, раскинулся Северный мол в Балтийске. Но о нем я расскажу чуть позже, во время прогулки по городу, — во 2 части статьи. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Длина Южного мола — чуть больше километра (1060 м). Эмоции выплескиваются через край: ты несёшься на скорости по молу, лицо обдаёт теплый морской бриз, справа — Балтийский пролив, а слева — бескрайнее Балтийское море.

Экскурсии в Калининграде и области >>>

И вот я на на северо-западной оконечности Южного мола, так называемой «голове». Здесь в сентябре 1887 г. построили навигационный знак — восьмиугольную башню зеленого цвета. Удивительно, но Южный мол пережил Первую и Вторую мировые войны без существенных повреждений. Лишь в 2006-2009 гг. он был отреставрирован по заказу Росморпорта. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Возвращаюсь на косу и замечаю справа фортификационные прибрежные укрепления.

Это Форт «Западный». Он был построен в 1869-1871 гг. на косе для защиты территории со стороны моря. В послевоенные годы, вплоть до 1960 г., в районе форта «Западный» дислоцировался 59-й зенитный артиллерийский полк среднего калибра Балтийской дивизии ПВО — помещения форта использовались для размещения личного состава. После ухода военных форт опустел и с годами приходит в полный упадок. Теперь это эпичная «заброшка».

Балтийская коса. Форт «Западный».
Балтийская коса. Форт «Западный».

Захожу на территорию форта. Некогда мощное оборонительное сооружение теперь выглядит пустынным и заброшенным. Даже не верится, что здесь когда-то шли ожесточённые бои. Особенно интересно пройти сквозь арки форта и очутиться на каменистом берегу. Именно здесь полностью понимаешь стратегическое значение бастиона: горизонт как на ладони — враг точно не пройдет. К слову, со стороны моря картина еще грустнее — прибой беспощадно размывает полуторовековые стены форта. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Невероятно, но здесь даже сохранилась чеканка с годом образования форта «Западный».

Балтийская коса. Форт «Западный». Дата постройки.
Балтийская коса. Форт «Западный». Дата постройки.

С военного укрепления открываются панорамные виды на Балтийское море и косу. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Интересный факт: в начале сентября 2020 г. для съемок фильма «Кесарь» на стене форта было установлено пять виселиц. Через несколько дней декорации демонтировали.
Короткий ролик, который я снял о форте «Западный», можно посмотреть на канале по этой ссылке.

Еду дальше. И тут моему взору предстаёт удивительная картина: ну вот где еще такое увидишь? Если на Большой земле около современнных «высоток» плотной линейкой в ряд стоя́т автомобили, то на Балтийской косе у жилых домов середины прошлого века припаркованы моторные лодки и развешаны рыболовецкие сети. Здесь это обычное дело! 😃

Далее по плану — музей «Старый Люнет», созданный местными жителями. В нем можно познакомиться с историей Балтийской косы и узнать об ее военных тайнах. Вход на территорию — бесплатный, экскурсия — за символическую плату. Подробную информацию можно найти на официальном сайте проекта.

Музей «Старый Люнет».
Музей «Старый Люнет».
Люнет — это укрепление в виде пятиугольного вала, открытое с тыла и окружённое рвом. На рву располагались пушки для удержания круговой обороны.

Интересно, что в середине 1800-х гг. немцы построили здесь три люнета и уже известный нам форт «Западный». Таким образом, во времена Третьего рейха Балтийская коса была крупнейшим оборонительным плацдармом Восточной Пруссии.

Экскурсии в Калининграде и области >>>

А у люнета №3, в котором находится музей, довольно богатая история: построенный как оборонительное сооружение, он служил жильём для высшего военного командования. Говорят, здесь жил сам Эрих Кох, обергруппенфюрер СС и оберпрезидент Восточной Пруссии (1933 г. - 08.05.1945 г.). Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Пора сделать привал. Беру курс на живописный пляж, который протянулся вдоль Балтийской косы. Инфраструктура пляжа приятно удивляет: здесь и лавочка, и душ, и пляжная кабинка, и даже аккуратно выложенная досками дорожка к морю. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

На само́м пляже — зонтики, лежаки, вышка спасателя и пляжные кабинки. Словом, как на лучших морских курортах.

А дальше просто дух захватывает! Песчаные, словно мука, бескрайние дюны, суровое Балтийское море с характерными накатывающимися волнами и бесконечная береговая полоса. Словами не передать — лучше посмотреть. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Короткий ролик, который я снял на этом пляже, можно посмотреть на канале по этой ссылке.

К слову, в моем личном рейтинге пляжей Балтики, что я успел посмотреть, однозначно побеждает пляж в Янтарном. О поездке в этот красивый поселок я снял полноформатное видео еще в 1 сезоне.

Пляж на Балтийской косе очень живописный — ему я отдаю заслуженное «серебро». К тому же он более «дикий», без следов цивилизации, — рай для интровертов и любителей спокойного отдыха. А тянется он до сáмой Польши. Там, на польской части косы, раскинулись посёлки Конты-Рыбацке и Пяски, а также популярный балтийский курорт Крыница Морска.

Примечательно, что на российско-польской границе размещается самая западная российская погранзастава «Нормельн». Здесь находится и самая западная точка России (54°27′45″ с.ш. и 19°38′19″ в.д.). Именно в этом месте прогулка для туристов по Балтийской косе заканчивается.

А я, отдохнув на пляже, уже подъезжаю к бывшей поселковой начальной школе. В здании находится Детский досуговый центр развития и Музей истории Балтийской (Вислинской) косы. Именно в последнее учреждение мне и надо. На калитке — замóк, но дверь открыта.

На мой зов из здания вышла женщина и ответила, что сегодня музей не работает. Вообще, почитав отзывы о музее и его «стихийном» режиме работы, я был готов к такому исходу событий. Но я определенно не был готов покинуть это место без посещения музея. Мое природное обаяние и просьбы не помогли — сотрудница детского центра была непреклонна. В ход пускаю тяжелую артиллерию: представляюсь блогером, вынимаю камеру из сумки и объясняю, что снимаю фильм об истории косы, который посмотрят тысячи зрителей. И тут сердце педагога дрогнуло: видимо, осознав, что я намерен «сеять разумное, доброе, вечное», она сдалась.

Здание бывшей начальной школы на Балтийской косе.
Здание бывшей начальной школы на Балтийской косе.

И вот я уже в здании школы. Деревянный пол, массивные колонны, таблички на кабинетах — ощущение, что ты попал в школьные годы времён СССР.

Музеем, на удивление, оказалась небольшая комната. В 2003 г. один из педагогов школы организовала скромный стенд, рассказывающий о косе. А сейчас здесь выставлены многочисленные бесценные экспонаты более чем вековой давности. Старинные предметы быта, уникальные артефакты, украшения, кухонная утварь и многое другое — всё это было найдено на косе при масштабных раскопках. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Кручу педали дальше. Посмотри́те, какой красивый деревянный дом я проезжаю. И хотя это отдаленный поселок посреди «воды», плоды цивилизации никто не отменял — телевидение здесь смотрят через «спутник».

Спутниковая телевизионная тарелка на одном из домов на Балтийской косе.
Спутниковая телевизионная тарелка на одном из домов на Балтийской косе.

А это Братская могила советских воинов, погибших в апреле 1945 г. В ней захоронено около 700 воинов, в т.ч. и Герой Советского Союза капитан Леопольд Некрасов — ему был всего 21 год. Памятник на братской могиле установили позже — в 1952 г. В центре площадки — обелиск прямоугольной формы, увенчанный изображением ордена Отечественной войны. На нем — надпись: «Вечная память героям, павшим в боях за нашу Советскую Родину».

И последний пункт моей велопрогулки — военный аэродром «Нойтиф» (нем. Neutief). Его строительство заняло 5 лет — с 1934 по 1939 гг. Это была самая современная авиабаза на тот момент: были построены две бетонные взлётно-посадочные полосы длиной 1 км, причем под углом 45° др. к др., что давало возможность использовать аэродром практически при любой погоде и направлении ветра.

Балтийская коса. Взлетно-посадочная полоса на аэродоме «Нойтиф»
Балтийская коса. Взлетно-посадочная полоса на аэродоме «Нойтиф»

Здесь также возвели три бетонных и три железных ангара для крытого хранения самолётов. Словом, к началу войны этот аэродром считался одним из лучших в Германии и лучшим в Восточной Пруссии.

Экскурсии в Калининграде и области >>>

В послевоенные годы, когда Восточная Пруссия вошла в состав нашей страны, переименованный аэродром «Коса» эксплуатировался ВВС ВМФ СССР. Здесь базировалась 49-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья, оснащенная гидросамолетами Бе-12. Однако в 1995 г. военная часть передислоцировалась в Храбро́во, после чего аэродром стал приходить в полный упадок, пополнив список «заброшек» Балтийской косы. Листайте карусель, чтобы увидеть больше фото.

Возвращаюсь на причал. За аренду велобайка «натикало» почти 500 рублей. Оплату перевел владельцу проката на банковскую карту. Даже не представляю, что бы я делал без велосипеда! А ведь сначала хотел пойти пешком. Это была бы роковая ошибка. А вот и паром — бегу на причал.

Паром до Балтийска.
Паром до Балтийска.

Отплываем.

10 минут по проливу — и я в Балтийске. В планах — перекусить, т.к. после прогулки по косе я изрядно проголодался, а затем погулять по городу. Но об этом — в следующей статье.

👉 Видео-версия поездки на Балтийскую косу:

Во 2 части экскурсии мы прогуляемся с вами по городу-порту Балтийску — «сердцу» Балтийского военно-морского флота России, увидим местные достопримечательности и по-домашнему вкусно и недорого пообедаем в «секретном месте» — трапезной, которая располагается в старинном прусском доме 1945 г.

• Жми «палец вверх» 👍🏻, если статья оказалась интересной, делись своим мнением в комментариях и подписывайся на мой канал «Фигаро здесь, Фигаро там» — впереди много всего интересного!

Продолжение >>>

<<< Предыдущий выпуск

К началу путешествия >>>

=Все статьи и видео о Калининграде и области=

-----

🌐 Полезные сервисы для организации выгодных путешествий с оплатой российскими картами

🌍 Мои путешествия

📟 Telegram-канал

💶 Поддержать автора и развитие канала