Найти тему
2,6K подписчиков

«Магнат» военной разведки Советского Союза. Федор Кравченко.

814 прочитали
Федор Кравченко. Фото: amp.topwar.ru
Федор Кравченко. Фото: amp.topwar.ru

– Герой Советского Союза Фёдор Иосифович Кравченко. Военный разведчик с многолетним стажем. Имел репутацию абсолютно бесстрашного человека.

– Ну, вообще то, трусам Героя не дают.

– С 1938 года Вы были резидентом в Мексике. Чем Вы занимались?

– Работал. По легенде я был коммерсантом. А основная деятельность – сбор секретных сведений о военной политике США. Штаты в то время пытались создать блок американских баз в ключевых странах Латинской Америки. Эта была очень важная информация для Советского Союза.

– Вы были ценным источником для Кремля. Скажите, если это не секрет, под каким псевдонимом Вы работали?

– Уже, конечно, не секрет! Сначала я был – «Клейн», затем – «Магнат».

– Почему «Магнат»? Успешно шли Ваши коммерческие дела?

– Очень успешно. В Мексике я стал совладельцем акционерного общества по эксплуатации ртутных рудников.

– Ничего себе! Ну, а в личной жизни, Вы были также удачливы, как и в работе?

– Вы угадали. Но, заметьте, чтобы я не делал, всё имело одну цель – секретная информация. Так было и в личной жизни. Я встретил красивую девушку, а девушка оказалась не только красавицей, но и дочерью генерала. Представляете, какие выгодные у меня появились бы связи, благодаря её отцу!

– Значит, знакомство оказалось не только приятным, но и полезным?

– Вот именно. Оставался только одно – получить разрешение Центра на женитьбу. Но Москва молчала в ответ на мой запрос.

– И что же Вы сделали?

– Женился! И помогло мне в этом правительство Мексики. В 1940 году в стране был принят новый закон о воинской повинности. Брак освобождал от срочной службы, и чтобы избежать призыва в армию, мне необходимо было жениться.

– Значит, Вы женились без разрешения Центра. И как отреагировало Ваше руководство на такой дерзкий поступок?

– Хоть мои действия и были продиктованы ситуацией, но в Разведуправлении меня посчитали «потенциальным невозвращенцем» Ещё бы! Успешный и весьма доходный бизнес, жена – красавица, тесть – генерал.

– Да-а-а. И Вас отозвали. А как же жена?

– Приказ есть приказ. Жене сказал, что отправился в Европу бороться с фашистами. А так и произошло, почти сразу после возвращения, в 1942, меня перебросили в составе разведгруппы в тыл фашистов.

– Я знаю, во время войны Вы проявили себя как отважный и решительный командир. И Вам было присвоено звание Героя Советского Союза!

– Верно. Я создавал и возглавлял разведывательно-диверсионные отряды. Представьте: 50 вражеских эшелонов были пущены под откос, а добытые моими отрядами разведданные помогли нашим войскам прорваться на рубеж Днепра.

– Наверное, сражаться в тылу врага сложнее, чем на передовой? Кругом же фашисты.

– Везде было нелегко: постоянные бои, ранения, обморожения, отравления – всё было. По лесам и болотам скрывались. Как-то раз заблудились.

– И попали в руки к фрицам?

– Хуже. К нашим партизанам. Они нас чуть не расстреляли.

– Почему? Вы же советские разведчики!

– А они думали, что мы – гитлеровские диверсанты. Дело в том, что среди нас было 2 австрийских антифашиста. Их специально включили в группу для работы в тылу у немцев.

– И как же вы доказали, что вы не фашисты?

Да никак. Две недели нас держали, пытались добиться, с какой целью гитлеровцы нас забросили в лес. Но потом, партизаны связались с Москвой. И всё утряслось.

Всякое случалось, что ж поделаешь, война…

На протяжении всей жизни бесстрашный советский разведчик Фёдор Кравченко выполнял ответственную и опасную работу для своей Родины!

Заслужил Золотую Звезду героя, 2 ордена Ленина, 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны 1-ой степени, орден Красной Звезды и несколько медалей.

Слушайте программу «Несостоявшееся интервью» на Радио ЗВЕЗДА