Найти тему
REALIST

Насколько подорожает такси с 1 сентября 2023?

Недавно были внесены изменения в закон о такси - в итоге количество таксистов должно резко сократиться. Что будет с ценами?

Первоначально законодатели хотели навязать таксистам страховку ОСГОП - дополнительное страхование жизни пассажиров с ценой от самолёта (реально, жизнь должна была страховаться как в самолёте, аж на 2 миллиона рублей). Отличная мысль для самолёта, но плохая для таксиста - самолёт отбивает эти деньги за несколько часов, таксист за пару лет. Хотя, обещали что сама страховка выйдет не в космическую сумму, а в разумные несколько тысяч рублей, правда не разъяснили за одного это пассажира или за предполагаемых всех. На данный момент инициатива не принята, но есть другие изменения.

Процент водителей такси с криминальным прошлым невысок, так что уход с линии имеющих судимость не сильно ударит по расценкам. Лишь слегка подтолкнёт их вверх
Процент водителей такси с криминальным прошлым невысок, так что уход с линии имеющих судимость не сильно ударит по расценкам. Лишь слегка подтолкнёт их вверх

С 1 сентября в такси будет запрещено работать лицам, имевшим судимость по тяжким статьям, связанных с причинением вреда здоровью другого человека и с преступлениями против половой неприкосновенности. С непогашенными судимостями по легким статьям и с погашенными по тяжелым - работать в такси будет запрещено. Поскольку агрегаторы сейчас при нехватке машин на линии автоматически поднимают цены - стоит ожидать некоторого удорожания услуги на основании этого нововведения, но не думаю что оно будет слишком большим. Гораздо более весомыми будут другие изменения:

С 1 сентября 2023 года агрегаторам будет запрещено передавать заказы водителям, не имеющим лицензии - это выбросит с линии добрую половину водителей, и в итоге стоит ждать резкого увеличения расценок. Как проконтролируют данный процесс, спросите вы? Очень просто. Любой заказ такси через приложение виден всем госорганам, которые хотят поинтересоваться вопросом, и передать заказ тайно не получится. Агрегаторов ждут штрафы за передачу заказов нелицензированным водителям, поэтому на таксовании без лицензии придется поставить крест. Но и это ещё не всё.

С 1 сентября 2023 года каждый водитель обязан иметь так называемый путевой лист - а в нём, кроме данных о машине и водителе, должны стоять отметки организаций, осуществивших предрейсовый медицинский контроль водителя и предрейсовый технический осмотр. Таксопарки уже подсуетились на эту тему, но это дополнительные расходы на каждую машину в размере от 100 до 250 рублей в день, и данные расходы разумеется, будут включены в цену всех поездок, произведенных за день (среднее количество заказов в день у водителя - от 15 до 30), так что от данной инициативы стоит ждать удорожания на 3-5%.

Гастарбайтеры будут уволены. Но не все. Процент Байларбеков и Мухамаджонов в такси весьма высок, но многие из них уже обзавелись российскими правами и российской пропиской.
Гастарбайтеры будут уволены. Но не все. Процент Байларбеков и Мухамаджонов в такси весьма высок, но многие из них уже обзавелись российскими правами и российской пропиской.

Поинтересовался у гаишника, насколько интенсивно собираются контролировать наличие путевых листов (штраф для водителя - 500 руб, для организации, не выдавшей путевой лист, но ответственной за выдачу, в десятки раз больше). Сотрудник ответил, что в настоящий момент не владеет информацией о предстоящих рейдах на эту тему, но из опыта поделился - до регионов такие акции доходят через месяц-два-три после того, как их "обкатают" в столице. А вот о чем ему было известно - это о том, что с 1 сентября в ГИБДД стартует рейд по иностранным водителям (лицам без гражданства и лицам с не российскими правами) - и в ближайший месяц этим вопросом они будут очень плотно заниматься, вплоть до проведения контрольных закупок, что приведет к уходу с линии еще некоторого процента водителей-гастарбайтеров. Повлияет ли это на расценки? Несомненно. Любое уменьшение количества водителей на линии толкает цены вверх.

Можно ли каким-то образом работать без агрегатора? Ну, попробовать можно, но за нелегальное использование фонаря такси, цветографической схемы такси и шашечек штраф уже на сегодняшний день составляет 5000 рублей, при повторном нарушении - 30000 рублей и конфискация автомобиля, и ожидается, что он будет повышен. Наличие лицензии обязывает водителя устанавливать шашечки и клеить на борт цветографическую схему. На сегодняшний день "входной билет в такси" уже очень дорог - нужно открыть ИП, стать самозанятым, купить подходящую машину (по доверенности лицензию не дадут, на старинном драндулете не даст работать агрегатор), получить лицензию, оклеить машину, купить шашечки, проходить техосмотр дважды в год, платить за ОСАГО вдвое больше, чем простые смертные, иметь справку об отсутствии судимости, регистрацию в реестре такси и прочие мелочи. Ну или вариант без вышеописанного геморроя - прийти в таксопарк, взять плановую машину и спокойно работать, просто ежедневно отдавая в кассу таксопарка около 2-2,5 тысяч рублей за аренду лицензированного автомобиля.

Роботакси мы наверное, не дождёмся
Роботакси мы наверное, не дождёмся

Правда, есть одна лазейка - закон пока никак не регулирует деятельность агрегаторов совместных поездок на тему лицензирования (Бла-бла-кар, например), вполне возможно кто-то подсуетится на эту тему и организует сервис таких поездок по городу за низкую цену при полном отсутствии контроля качества. Когда-то именно так позиционировал себя Uber, но в России на данный момент Uber куплен Яндексом. Также нам обещали роботизированное такси, в котором не будет водителя, но неизвестно, насколько этим планам суждено сбыться - Яндекс вывел программу тестов роботакси из России из-за санкций (невозможно приобрести и ввезти в Россию необходимое оборудование). Так что в ближайшее время дешевого такси ждать не стоит. Моё личное мнение - стоит ждать удорожания услуг такси примерно на 20-30%, в результате вышеописанных изменений.