Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Очень плохие отзывы о несчастных «Харрикейнах» и «Томагавках», поставлявшихся в СССР в начале войны

Первыми истребителями, поступившими в СССР от союзников в 1941-м году с началом Великой Отечественной войны, были английские «Харрикейны» и американские «Томагавки». И всем были хороши эти самолеты, но только наши пилоты их сильно не любили, хотя некоторые из них и становились на этих машинах асами. В самом начале Великой Отечественной войны британские союзники организовали поставки самолетов для нужд Красной Армии. Гитлеровская армия больше не угрожала Великобритании, потому что все ее силы были брошены на Восток, а на Западном фронте немцы в основном перешли к обороне. Если и были какие-то сухопутные стычки между британцами и германцами, требующими массированной поддержки авиации, то это была только Северная Африка – японцы в войну еще не вступили. Именно такое изменение расстановки сил и позволило англичанам начать помощь СССР, хотя, естественно, прямо с заводов к нам ничего не отправляли – просто снимали с фронтов уже повоевавшие самолеты и грузили на корабли. Первыми истребителями

Первыми истребителями, поступившими в СССР от союзников в 1941-м году с началом Великой Отечественной войны, были английские «Харрикейны» и американские «Томагавки». И всем были хороши эти самолеты, но только наши пилоты их сильно не любили, хотя некоторые из них и становились на этих машинах асами.

Английский Hawker Hurricane на службе СССР
Английский Hawker Hurricane на службе СССР

В самом начале Великой Отечественной войны британские союзники организовали поставки самолетов для нужд Красной Армии. Гитлеровская армия больше не угрожала Великобритании, потому что все ее силы были брошены на Восток, а на Западном фронте немцы в основном перешли к обороне. Если и были какие-то сухопутные стычки между британцами и германцами, требующими массированной поддержки авиации, то это была только Северная Африка – японцы в войну еще не вступили.

Именно такое изменение расстановки сил и позволило англичанам начать помощь СССР, хотя, естественно, прямо с заводов к нам ничего не отправляли – просто снимали с фронтов уже повоевавшие самолеты и грузили на корабли.

Фронтовой истребитель P-40B «Tomahawk»
Фронтовой истребитель P-40B «Tomahawk»

Первыми истребителями, которые поставили англичане в СССР, были британские «Харрикейны» и американские P-40 разных модификаций – сначала «Томагавки» из Англии, а затем «Киттихоки» из США. Естественно, первые машины, полученные от англичан, были малопригодными для ведения боевых действий, потому советским техникам приходилось их дорабатывать – заменялось не только вооружение и оснащение, но и двигатели. Однако замена двигателя не означала улучшения качеств самолетов – просто им придавалась хоть какая-то работоспособность.

Но нельзя, конечно же, сказать, что «Харрикейны» и «Томагавки» не пригодились Красной Армии в первый период войны. Просто они все ушли на вспомогательные рубежи, где на них не возлагалась чрезмерная боевая нагрузка – например, в ПВО, в основном на Север, где немецкая авиация действовала относительно слабо. И благодаря этому появилась возможность снять с наименее ответственных участков фронта более совершенные машины, чтобы перебросить их туда, где шли основные воздушные бои.

Самолеты ленд-лиза Хаукер "Харрикейн" IIA и Кертисс P-40C + F "Томагаук" + "Киттихаук". Рисунок В. Воронина к статье в журнале "Крылья Родины", №7 за 1986 год
Самолеты ленд-лиза Хаукер "Харрикейн" IIA и Кертисс P-40C + F "Томагаук" + "Киттихаук". Рисунок В. Воронина к статье в журнале "Крылья Родины", №7 за 1986 год

Вот именно в этом качестве и понадобилась в первый год войны англо-американская помощь – хоть «Харрикейны» и «Томагавки» в бою с немецкими «мессершмиттами» и имели мало шансов, зато они могли более-менее успешно отражать нападение бомбардировщиков без истребительного сопровождения. Для этого более современные «Яки» и «МиГи» не требовались, потому что «мессершмитты» просто не доставили до прикрываемых объектов, которые охраняла западная авиатехника.

Это уже потом, с появлением американских «аэрокобр», можно было говорить, что истребительная авиация Красной Армии значительно усилилась, но это было потом, только через два года. А на первом этапе войны «Харрикейнами» и «Томагавками» просто затыкали дыры.

В связи с этим хочу представить одну статью, хоть и старую, но более-менее объективную. Написана она была не знаю кем – по фамилиям компетентность авторов я определить не смог. Но я не собираюсь гадать, насколько верны выводы, сделанные в этой заметке, по крайней мере, большая их часть лично у меня не вызывает никаких сомнений. Если и есть какая-то натянутость, то незначительная. Предлагаю моим читателям самим с этим разобраться, свои наблюдения изложить в комментариях, и там мы выясним всю правду.

Статья эта была опубликована в журнале «Крылья Родины» за 1986 год, в номере 7. Понятно, что над авторами в те годы довлела какая-то цензура, которая могла бы не позволить хвалить зарубежную технику. Но, насколько я помню, именно в том году эта цензура уже не была такой давящей, как несколькими годами ранее. Да и не нашел я в предлагаемой статье чего-то идущего вразрез со здравым смыслом. Американская и английская авиатехника, поставлявшаяся в СССР в первый год войны, и на самом деле была не совсем годной, и причины этому я изложил выше.

Статья из журнала на фоне графика максимальных скоростей самолетов по высотам. Обозначения - на увеличенном скрине ниже. Справа обозначена зона наиболее активных воздушных боев на Восточном фронте
Статья из журнала на фоне графика максимальных скоростей самолетов по высотам. Обозначения - на увеличенном скрине ниже. Справа обозначена зона наиболее активных воздушных боев на Восточном фронте

САМОЛЕТЫ ЛЕНД-ЛИЗА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

ГОВОРЯТ ФАКТЫ И ДОКУМЕНТЫ

К. КОСМИНКОВ, инженер-исследователь, Е. ПАВЛОВ, журналист

По многочисленным просьбам читателей с этого номера начинаем рассказ о самолетах Англии и США, поставлявшихся в Советский Союз по так называемому закону о ленд-лизе. В журнале (№6, 1985 г.) была опубликована статья «Ленд-лиз: факты и вымыслы». В новой серии широко представлены документы, цифры, таблицы, графики, летные оценки. Многие из них впервые.

Обозначения к графику максимальных скоростей самолетов по высотам, сам график - выше
Обозначения к графику максимальных скоростей самолетов по высотам, сам график - выше

Западная пропаганда, стремясь скрыть от своих читателей факт решающего вклада Советского Союза в борьбу с фашизмом, обычно преувеличивает роль ленд-лиза в техническом оснащении Красной Армии и, в частности, ее Военно-Воздушных Сил. Оперируя фирменными, как правило, завышенными летными данными английских и американских самолетов, она пытается доказать превосходство своей техники перед советской. Собранные авторами технические характеристики иностранных самолетов беспристрастно свидетельствуют об обратном. Советская авиационная техника не только качественно не уступала поставляемой по ленд-лизу, но и превосходила ее.

Все использованные в статьях летно-технические данные, описание особенностей эксплуатации, пилотажных свойств иностранных самолетов основаны на отчетах НИИ ВВС РККА, где они проходили всесторонние испытания по тем же программам, что и отечественные.

Авторы выражают глубокую благодарность Героям Советского Союза Ю. А. Антипову, М. Л. Галлаю, И. П. Мазуруку, летчику-испытателю И. И. Шелесту, а также многим боевым летчикам-ветеранам, которые дали обстоятельные консультации при работе над темой.

До открытия второго фронта в 1944 году помощь союзников нашей стране в борьбе с фашистскими захватчиками состояла в основном в поставках боевой техники, в частности самолетов. Почти 76% из них составляли истребители.

ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ г-на ЧЕРЧИЛЛЯ г-ну СТАЛИНУ.

«...Военный кабинет, несмотря на то, что это серьезно уменьшит наши ресурсы истребителей, единодушно решил послать в возможно короткий срок в Россию двести истребителей «Томагаук». 26 июля 1941 года».

ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА г-ну СТАЛИНУ.

«...Мы ускоряем отправку 200 самолетов «Томагаук».

...Вы понимаете, истребители составляют основу обороны метрополии. Кроме того, мы стремимся достичь преобладания в воздухе в Ливии, а также снабдить Турцию, с тем, чтобы привлечь ее на нашу сторону. Тем не менее я мог бы отправить еще 200 «Харрикейнов»... Мы нашли, что эти самолеты весьма смертоносны в действии... 30 августа 1941 года».

Первые поставки начались осенью 1941 года. Это были английские «Харрикейны» и американские «Томагауки».

Советский "Харрикейн" в полете
Советский "Харрикейн" в полете

«ХАРРИКЕЙН»

Самолет известной фирмы «Хаукер» - в первую мировую войну она называлась «Сопвич» - разработан главным конструктором Сиднеем Кэммом в 1935 году, то есть почти одновременно с немецким Ме-109 (Bf-109). Однако за шесть лет до начала поставок по ленд-лизу он прошел гораздо меньший путь модернизации - советские летчики получили только вторую его модель «Харрикейн» Мк. I или IIB с 8 и 12 пулеметами калибра 7,7 ммсоответственно. «Мессершмитт» за этот период улучшался, по крайней мере, пять раз и уже имел пушечное вооружение.

«Харрикейн» - самолет со странной, даже загадочно противоречивой репутацией. Создан он был в одно время с другим английским истребителем «Спитфайр». Обладал, по сравнению с последним, гораздо худшими летными данными, медленнее модифицировался, однако был запущен в крупносерийное производство.

Советский "Харрикейн", уже успевший повоевать на Восточной фронте
Советский "Харрикейн", уже успевший повоевать на Восточной фронте

Во всех английских источниках про «Харрикейн» не сказано ни одного худого слова. Более того, в капитальном труде Д. Ричардса и Х. Сондерса «Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне» самолеты «Спитфайр» и «Харрикейн» постоянно упоминаются вместе, как наиболее совершенные английские истребители. Летчик-испытатель Д. Пауэлл в своей книге «Испытательный полет», признав «Спитфайр» «лучшим истребителем второй мировой войны», тем не менее, назвал «Харрикейн» эффективным и отметил, что летчики одержали на нем в воздушных боях больше побед, чем на любом другом самолете.

Советские летчики отозвались о «Харрикейне» не лучшим образом, особенно в его возможностях вести бои на вертикальном маневре. И даже хваленый мотор «Мерлин» знаменитой фирмы Роллс-Ройс острые на язык авиационные техники называли «ройсь-ройсь, копайся!» - он оказался ненадежным в наших климатических условиях. Осенью и зимой часто заклинивал и отказывал.

"Харрикейн" Mk IIB
"Харрикейн" Mk IIB

Такое мнение подтверждают графики и таблицы летных данных «Харрикейна», которые приводятся в статье, а также результаты испытаний в НИИ ВВС: «Харрикейн» обладал хорошими пилотажными качествами и характеристиками горизонтального маневра, но, ввиду посредственных аэродинамических свойств и пониженной нагрузки на крыло, имел скоростные свойства, скороподъемность и вертикальный маневр заметно ниже, чем у Як-1, Як-7 и Ме-109E, F. Слабым было признано и вооружение, состоящее лишь из пулеметов стандартного «пехотного» калибра.

«Харрикейны», полученные Советским Союзом, по предложению известного летчика-североморца Б. Ф. Сафонова перевооружались отечественными пушками и крупнокалиберными пулеметами (2 ШВАК-20 + 2 БС-12,7).

Вот так наши умельцы переделывали английские "Харрикейны" в разведчики
Вот так наши умельцы переделывали английские "Харрикейны" в разведчики

Чем же объясняется снисходительность английских оценок? Наверное, дело все-таки в том, что Советский Союз и Великобритания «воевали в разную войну».

Стратегической авиации гитлеровцы так и не создали. На Британские острова и английские колонии их воздушные соединения для бомбардировки целей приходили в ослабленном состоянии с запасом топлива, едва обеспечивающим возвращение на свои базы. В силу этого обстоятельства они не могли вести активный воздушный бой. «Спитфайры» увлекали фашистские истребители сопровождения на высоту, а живучие «Харрикейны» (двухлонжеронное деревянное крыло) расправлялись с бомбардировщиками.

Проекции "Харрикейна" Mk.1
Проекции "Харрикейна" Mk.1

При переходе союзников к активным наступательным действиям на континенте в 1944 году, когда требовалось не только уничтожать в небе легкую добычу, а и искать противника с целью нанести ему как можно больший урон, навязывать ему бой, сковывать, то есть делать то, что с самого начала войны делали советские летчики, «Харрикейны» были заменены «Тайфунами», «Торнадо» и «Темпестами».

СТРОГО СЕКРЕТНОЕ И ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА г-на УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ МАРШАЛУ И. В. СТАЛИНУ.10 апреля 1943 года.

1). В двух отмененных конвоях... находилось 375 ваших «Харрикейнов», а также 285 ваших «Аэрокобр» и «Киттигауков». Мы работаем день и ночь над составлением плана отправки вам... этих самолетов по возможности другими путями...

2). ...«Харрикейны» не обладают достаточным радиусом действия для перелета в Гибралтар, и поэтому их придется, возможно, отправить морем в Токоради или Касабланку, собрать там, тропикализировать и перебросить своим ходом в Тегеран, где мы сможем их детропикализировать. В альтернативном случае, если Тунис будет в скором времени завоеван, мы, возможно, будем в состоянии отправить некоторое количество «Харрикейнов» через Средиземное море и собрать в Египте или Басре.

3). …Может, вы пожелаете получить... несколько наших «Харрикейнов», вооруженных 40-миллиметровыми пушками. Во время недавних боев в Тунисе... одна эскадрилья в составе 16 самолетов уничтожила 19 танков в течение четырех дней. Самолет известен под названием «Харрикейн» IID и вооружен двумя... пушками с 16 снарядами на пушку... Он не отличается от «Харрикейн» IIС, за исключением того, что... тяжелее на 430 фунтови скорость его приблизительно меньше на 20 миль в час. Я мог бы послать вам максимум 60 самолетов этого типа...

Отметим: «Харрикейн» IIC был вооружен 4 пушками Испано Мк-2 с общим боезапасом 240 снарядов, на испытаниях в НИИ ВВС он показал у земли скорость 412 км/ч, а на высоте 5150 метров - 496 км/ч. Для 1943 года такие показатели были явно неудовлетворительными.

ЛИЧНОЕ И СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ 1. У. ЧЕРЧИЛЛЮ.

«Я... признателен вам за предложение послать нам 60 самолетов «Харрикейн» IID. 12 апреля 1943 года».

Один из тех "60 самолетов" потерпел крушение во время испытательного полета
Один из тех "60 самолетов" потерпел крушение во время испытательного полета

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. К. ЖУКОВА:

«B 22.00 мы были у Верховного... Поздоровавшись, он возмущенно сказал:

- Десятки, сотни тысяч советских людей отдают свою жизнь в борьбе с фашизмом, а Черчилль торгуется из-за двух десятков «Харрикейнов». А их «Харрикейны» - дрянь, наши летчики не любят эту машину...».

След тех 60 «Харрикейнов» в дальнейших документах затерялся, хотя они регулярно фигурируют (именно 60!) в западных источниках. Последнее сообщение Черчилля на эту тему было датировано 14 мая 1943 года:

«...Теперь решено отправлять их в Басру, так как мы не смогли, не снимая пушек, которые пришлось бы отправлять в Тегеран, оборудовать их дополнительными баками, необходимыми для перелета через Африку».

Поставленные «Харрикейны» были старыми. Они уже побывали в боях, а затем их наспех подремонтировали. В Англии этот самолет прекратили выпускать в сентябре 1944 г. Всего построено 14233 «Харрикейна», массовое производство было вызвано потребностями войны. «Держа фронт» от Сингапура до Каира, по Средиземному морю и от Гибралтара до Норвегии, англичане не могли полностью обеспечить его одними цельнометаллическими «Спитфайрами».

Советский Р-40 "Томагавк" в полете
Советский Р-40 "Томагавк" в полете

Р-40 («ТОМАГАУК», «КИТТИХАУК»)

Самолет Р-40 был разработан американской фирмой «Кертисс» на базе Р-36А («Хаук»), выпускавшегося массовой серией (для экспорта) в тридцатых годах. Фирме удалось, используя преемственность конструкции, в короткий срок наладить серийное производство нового истребителя, который стал поступать на вооружение ВВС США, а также Англии, где он и получил название «Томагаук».

P-40 - цельнометаллический моноплан с мотором жидкостного охлаждения «Аллисон». Вооружение - шесть пулеметов: два синхронных калибра 12,7 мм и четыре крыльевых калибра 7,62 мм. Вслед за Р-40С «Томагаук» в массовое производство пошли его варианты P-40D, E, F и другие, получившие в США название «Уорхаук», а в английских ВВС «Киттихаук» (это название самолета было принято и у нас).

Вооружение «Киттихаука» - шесть 12,7-мм крыльевых пулеметов. На самолете установили мотор с режимом повышенной мощности. B ходе боя летчик мог использовать этот режим в течение 5 минут.

Советский P-40E Kittihawk, он же - Tomahawk
Советский P-40E Kittihawk, он же - Tomahawk

В оценке Р-40 советские и американские летчики также расходятся. Но совсем не так, как в случае с «Харрикейном».

ИЗ КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЕТАЛ БЫСТРЕЕ ВСЕХ» АМЕРИКАНСКОГО ЛЕТЧИКА (ВПОСЛЕДСТВИИ ИЗВЕСТНОГО ИСПЫТАТЕЛЯ) Ф. ЭВЕРЕСТА:

«Я с волнением ждал, когда мне придется на нем летать. Я никогда еще не летал на самолете, имеющем скорость 640 км/ч...

... Максимальная скорость, которую я мог выжать, была значительно меньше 640 км/ч... В последующие два года я совершил на Р-40 более ста боевых вылетов, но так никогда и не смог достигнуть такой скорости.

... Хотя Р-40 был не лучшим боевым самолетом, другого не было и нужно было использовать то, что есть. Р-40 не могли равняться с маневренными немецкими истребителями, и после каждого боя мы не досчитывались нескольких самолетов...

...Когда он (начальник.- авт.) упомянул о том, что там тоже летают на Р-40, я отказался. Я сказал ему, что... больше не хочу иметь дела с этим самолетом, самолет этот неплохой, но на нем ничего кроме неподвижного аэростата не собьешь»...

Конечно, оценка Ф. Эвереста объясняется его тогдашней молодостью и горячностью, а также страстным желанием, как он и признает, летать на более совершенном «Мустанге».

У наших боевых летчиков «Киттихаук» пользовался неплохой репутацией. Просторная кабина с возможностью обзора назад, хорошее оборудование, тормоза. Вооружение, хотя и пулеметное, но с большим секундным залпом (4,4 кг против 1,7 у Ме-109G, трехточечного).

Схема истребителя Curtiss "Tomahawk" IIA
Схема истребителя Curtiss "Tomahawk" IIA

В КНИГЕ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П. М. СТЕФАНОВСКОГО «ТРИСТА НЕИЗВЕСТНЫХ» рассказывается о совещании в Кремле во время войны. На нем присутствовали руководители Государственного комитета обороны, военачальники, работники министерства авиационной промышленности, летчики.

«Я стал пояснять свою мысль. Плексиглас, выпускаемый нашей промышленностью, темный. Фонарь в полете забрызгивается маслом, на солнце растрескивается, теряет прозрачность. Кроме того, фонари на наших самолетах не имеют обзора назад, их нельзя сбросить в случае аварии. На пикировании они не открываются. В то же время на самолетах Кертисс Р-40 «Томагаук» имеется прекрасный фонарь. Он выполнен из отличного плексигласа, открывается в любом промежуточном положении. На самолете установлена система аварийного сброса.

Один из руководителей министерства спросил:

- А разве обзор у немецких «мессершмиттов» лучше?

Вопрос был рассчитан на ликвидацию моих доводов:

- Не лучше. И тем хуже для них! Однажды мне удалось пристроиться в самую середину колонны вражеских машин и сбить одну из них... И никто из фашистов не заметил меня. Вот, что значит плохой обзор у истребителя!»…

Отметим, что доводы летчика приняли. Промышленности указали на необходимость выпуска качественного плексигласа, что и было сделано.

Существует и еще одно немаловажное обстоятельство более или менее положительной оценки советскими летчиками «Киттихауков». Как видно из приведенных выше документов, Р-40 поставлялись через англичан вместе с их истребителями. Реакция летчиков становится понятной: что угодно, только не «Харрикейн»! И уж дальше такую точку зрения: «Киттихаук» - хороший самолет», приходилось доказывать. И доказывали. Так общеизвестная истина - воюет не самолет, а летчик в самолете, превратилась в совершенно другую, искаженную: хорош летчик, значит и самолет хорош.

Первые «Томагауки» (Р-40C) поступили из Англии во второй половине 1941 года. Было поставлено 195 машин. Затем пошли «Киттихауки», которых СССР получил приблизительно 2100. Практика использования P-40 показала, что они обладают сравнительно невысокими боевыми качествами, тяжелы в управлении и уступают новым немецким истребителям Me-109F и G. Поэтому они практически не использовались на решающих направлениях боевых действий.

"Киттихок" P-40E, лето 1942 года
"Киттихок" P-40E, лето 1942 года

OT ПРЕМЬЕРА СТАЛИНА ПРЕЗИДЕНТУ ГОСПОДИНУ РУЗВЕЛЬТУ.

«…Следует иметь в виду, что самолеты «Киттигаук» не выдерживают борьбы с нынешними немецкими истребителями. 7 октября 1942 года».

СЕКРЕТНОЕ И ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ ПРЕЗИДЕНТА РУЗВЕЛЬТА ПРЕМЬEPУ СТАЛИНУ.

«Я дал указания, чтобы вам было отравлено в течение остающегося периода 1943 года дополнительно следующее количество самолетов, помимо нового протокольного соглашения 78 бомбардировщиков Б-25 и 600 истребителей П-40-Н. (в современной транскрипции Р-40N. - авт.).

У нас нет более маневренных истребителей, чем истребители П-40-Н, которые с прекрасными результатами использовались во время последних боев в Тунисе. Этот самолет показал себя нашим лучшим средством защиты от пикирующих бомбардировщиков. Он показал себя весьма эффективным для прикрытия совершаемых самолетом П-39 (Р-39. - авт.) штурмовых атак. 16 июня 1943 года».

Сведения о применении в ВВС СССР во время войны модификации самолета Р-40N пока не найдены (Может, читатели помогут в этом?). В известной книге В. Грина «Боевые самолеты второй мировой войны» отмечается, что серия самолетов P-40N-Q оказалась по летным характеристикам хуже предыдущей.

Замена двигателя на P-40 с американского на советский приводила порой к ухудшению аэродинамики, зато наш мотор прекрасно жрал бензин плохого качества и был надежнее в экстремальных условиях
Замена двигателя на P-40 с американского на советский приводила порой к ухудшению аэродинамики, зато наш мотор прекрасно жрал бензин плохого качества и был надежнее в экстремальных условиях

Английские и американские истребители, поставлявшиеся в первый год войны, не смогли сыграть значительной роли в укреплении мощи советской авиации. В этот тяжело сложившийся для нашей армии период острая нехватка самолетов вынуждала вводить иностранную технику в бой без тщательного с ней ознакомления и доводок. Как видно из приведенных графиков, истребители «Харрикейн» и Р-40 уступали по своим боевым возможностям новым советским истребителям.

Но известно также и то, что до конца 1941 года и даже в 1942-м советские летчики мужественно сражались и били врага на уже устаревших И-16 и И-153. Не меньшую отвагу и героизм проявляли они в кабинах «Харрикейнов» и «Киттихауков». Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов одержал на английском истребителе немало побед, погиб на «Киттихауке» - предположительно из-за заклинивания мотора.

Справа - так выглядел в бою истребитель P-40E командира 2-го гиап подполковника Б. Ф. Сафонова, дважды Героя Советского Союза. Северный флот, весна 1942 г. Слева - сам Сафонов, последнее его фото
Справа - так выглядел в бою истребитель P-40E командира 2-го гиап подполковника Б. Ф. Сафонова, дважды Героя Советского Союза. Северный флот, весна 1942 г. Слева - сам Сафонов, последнее его фото

В следующих публикациях будет рассказано, как во время войны, благодаря исследованиям техники ленд-лиза в НИИ ВВС, ее боевые возможности повысились. Будет представлена и сводная таблица технических данных иностранных истребителей.

К. КОСМИНКОВ, инженер-исследователь, Е. ПАВЛОВ, журналист

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ МОЕГО КАНАЛА:

Нелестные отзывы советского летчика-испытателя о «Мустангах» P-51 и «Тандерболтах» P-47, поступивших по ленд-лизу в СССР

Тайны ленд-лиза: СССР получал от союзников самолеты в разбитом виде, многие вообще никуда не годились

Тайны ленд-лиза. Какой процент помощи от собственной выработки получил СССР от союзников в с 1941 по 1945 годы?

Интересные факты по ленд-лизу в годы войны. Чем же Красная Армия била немцев?

Британский крейсер «Эдинбург» в 1942 году утонул с 5,5 тоннами золотых слитков на борту