Найти тему
Военно-технический сундук

Интересные факты по ленд-лизу в годы войны. Чем же Красная Армия била немцев?

Как известно, в 1941 году начались поставки военной техники, снаряжения и стратегических материалов в СССР от США и Великобритании. Но первые результаты от этих поставок начали появляться только во второй половине 1942-го, то есть, в канун Сталинградской битвы. А на чем же воевала Красная Армия до этого, если поставки набрали необходимые обороты только через год с лишним после нападения Гитлера?

Советская почтовая марка, на которой прославляется не только боевой союз СССР, США и Великобритании, но и взаимодействие по ленд-лизу
Советская почтовая марка, на которой прославляется не только боевой союз СССР, США и Великобритании, но и взаимодействие по ленд-лизу

В этой статье я не собираюсь ставить под сомнение необходимость западной помощи СССР во время Великой Отечественной войны и ее реальный вклад в дело победы Красной Армии на Восточном фронте. Любая помощь в то время была важна, а американцы и англичане и на самом деле очень сильно помогли и оружием, и техникой, и снаряжением, и прочими материалами, включая даже продовольствие.

И масштабы этой помощи впечатляют, особенно когда видишь количество американских «студебеккеров» и прочей автомобильной техники - 432,5 тысяч единиц! При этом в СССР с 1941 по 1945 гг. было произведено всего 265,5 тысяч автомобилей, и это, в принципе, показатель масштабности западной помощи, которую можно принижать или даже игнорировать, но которая от этого никуда не исчезла и была просто громадной даже по меркам тоже немалой советской довоенной промышленности.

За время войны Запад поставил в СССР 432,5 тысяч единиц автомобильной техники
За время войны Запад поставил в СССР 432,5 тысяч единиц автомобильной техники

И при этом не будем заострять внимание на том факте, что все лето и осень самого критического первого года войны СССР противостоял вермахту практически без этой помощи и умудрился сломать немцев под Москвой на собственных ресурсах, которые остались после разгрома основной части Красной Армии в летних боях. Помощь в достаточных объемах начала поступать в СССР только с лета 1942 года, но тут появляется закономерный вопрос – а смог ли СССР без западной помощи, которая все же пошла, восполнить все потерянные в 1941-1942 гг. ресурсы?

Этот вопрос дискуссионный, и кто-то утверждает, что мог бы, но также не следует забывать, что решающие битвы все же были в 1943 году (Сталинград и Курское сражение), и совсем не факт, что только собственными силами эти битвы были выиграны Красной Армией. А тотальные бомбардировки промышленности инфраструктуры Третьего рейха англо-американскими бомбардировщиками начались только в 1944-м, так что до этого момента СССР мог противостоять вермахту только с помощью западной помощи, извините за тавтологию.

Пути, по которым в основном поставлялась помощь в СССР во время войны
Пути, по которым в основном поставлялась помощь в СССР во время войны

Да, я не собираюсь преуменьшать значение ленд-лиза и поставок стратегически важного для ведения изнурительной войны продукта. Если кто и должен что-то доказывать, то только специалисты, имеющие на руках полный спектр необходимой информации. Я же хочу заострить внимание моего читателя на некоторых интересных моментах, которые эту западную помощь сопровождали. Эти моменты не очень широко известны большинству любителей истории, потому что кажутся незначительными, но о них следует рассказать - это все же часть истории, которая поможет оценить вклад союзников в войну более полно.

Начну как бы с самого конца войны. Так, с 1941 по 1945 гг. СССР получил от англичан и американцев почти 18,5 тысяч самолетов. Среди них была и прославленная «Аэрокобра» P-39, которая вступила в бой на Восточном фронте в середине лета 1942 года. Всего было поставлено почти 5 тысяч этих машин (4952 шт.), и они внесли немалый вклад в победу, особенно учитывая, что на «Аэрокобрах» успешно сражалось немало советских асов.

Прославленный советский ас Александр Покрышкин на крыле своей "Аэрокобры"
Прославленный советский ас Александр Покрышкин на крыле своей "Аэрокобры"

Однако США поставили в СССР еще один истребитель – «Кингкобра» P-63, который начал поступать на вооружение Красной Армии в 1944 году, и всего из Америки прибыло 2400 штук. Однако против Германии эти самолеты не использовались, просто не успели, а в советско-японской войне в августе 1945-го они повоевали так мало, что вообще как бы не воевали. Как итог – 2400 новейших американских самолетов остались совсем невостребованными, их даже в ПВО не сильно использовали, сначала из-за отсутствия необходимости, а затем из-за появления новейших реактивных перехватчиков МиГ-15 и других моделей.

Таким образом из 18,5 тысяч самолетов общей западной помощи вполне закономерно можно вычесть эти 2,4 тысячи «Кингкобр», которые в деле сокрушения Третьего рейха вообще не поучаствовали.

Истребители P-63 Kingcobra на аэродроме Буффало (США) перед отправкой в СССР
Истребители P-63 Kingcobra на аэродроме Буффало (США) перед отправкой в СССР

Но если искать аналогий, то можно найти множество подобных случаев, когда самолеты вроде поступали в Красную Армию, но по тем или иным причинам, в первую очередь зависящим от самих поставщиков, в боевых действиях они не участвовали. Так, интересна история противотанковых версий знаменитых английских «Харрикейнов» - IID, которые поступили в СССР в конце 1943 года. Вообще-то «Харрикейны», несмотря на то, что уже в1941-м были устаревшими, хорошо послужили в Красной Армии, и все 3000 штук, поставленные из Великобритании, воевали на очень многих фронтах и в ПВО, выполняя патрульные функции и как средство противодействия бомбардировщикам.

Британский истребитель-штурмовик Hawker "Hurricane" IID, поставленный Красной Армии. На нижнем фото - так по большей части наши пилоты избавлялись от нежелательного "подарка"
Британский истребитель-штурмовик Hawker "Hurricane" IID, поставленный Красной Армии. На нижнем фото - так по большей части наши пилоты избавлялись от нежелательного "подарка"

Так что тут к этим самолетам не придраться – до конца 1942-го они прекрасно восполнили отсутствие более современных моделей. Правда, в 1943-м их на Восточном фронте не осталось ни одного – слишком уж устарели, но это уже совсем другой вопрос.

Но вот 60 штук противотанковых «Харрикейнов» IID (то есть не истребителей, а штурмовиков с 40-мм пушками) так на фронт и не попали из-за того, что Красная Армия в них совершенно не нуждалась. До этого они хорошо повоевали в Северной Африке у британцев, но вот никакой конкуренции штурмовикам Ил-2 они не составили и не могли составить – слишком уязвимые при обстреле с земли (на Восточном фронте у немцев ПВО была в разы мощнее, чем в Африке), к тому же слишком капризные в обслуживании.

Американский штурмовик A-20 "Boston" на службе в Красной Армии
Американский штурмовик A-20 "Boston" на службе в Красной Армии

Да, все «Харрикейны» (все 3000 штук) были капризными, но в 1941-1942 гг. наши технические умельцы научились с этими капризами бороться. Но вот конец 1943-го – это совсем не то время, чтобы как-то переделывать устаревшие импортные самолеты, при этом по многим направлениям не помогли бы никакие переделки. Как итог – более половины «Харрикейнов» IID наши пилоты намеренно разбили, чтобы пересесть на более современные советские самолеты, а остальные просто списали в утиль как мусор. Как видим, эти «ветераны» тоже не внесли никакой лепты в Победу, а только потратили впустую драгоценные ресурсы и время наших пилотов, которые могли бы в это время уже воевать на других самолетах.

Да, всего 60 штук – это не показатель. Но это только на первый взгляд, потому что таких моментов было множество, когда подарки союзников никак не применились на фронте, причем не по вине советской стороны. В итоге количество реально воевавших на Восточном фронте самолетов, поставленных союзниками за 4 года войны, можно сокращать на треть, а то и наполовину.

Союзный конвой на пути в Советский Союз
Союзный конвой на пути в Советский Союз

Много это или мало? Вообще-то помощь в любом размере ценна, но только если она реально помогает. Да, даже половина из 18,5 тысяч поставленных союзниками самолетов – это уже реальная помощь, причем заметная. Никто не станет отрицать, что «Аэрокобры» - это реальный успех, также реальный успех – это 3000 штурмовиков A-20 «Бостон», которые оказались прекрасными боевыми единицами, и которые очень хвалили советские летчики.

Правда, «Бостоны» вступили в бой только в конце 1943 года, уже после Сталинграда и Курской битвы, когда Красная Армия была гораздо сильнее вермахта во многих отношениях и стала его гнать на запад к границам Германии достаточно быстро.

Советский плакат времен войны на тему ленд-лиза
Советский плакат времен войны на тему ленд-лиза

Да и «Аэрокобры», как писалось выше, вступили в бой только перед началом Сталинградской битвы, а на чем же воевали наши асы до этого?

Был такой практически незаметный у нас американский истребитель P-40 «Киттихок», он же «Томагавк» в британской версии. Поставки этих, тоже отчасти устаревших к началу войны самолетов, были начаты в сентябре 1941-го из Великобритании («Томагавки»). Британцы постарались от них поскорее избавиться, потому что английские летчики не любили американские самолеты, хоть и в британских версиях, предпочитая «Спитфайры» (которые, кстати, в СССР начали поставляться только со второй половине 1943 года).

Так вот, всего P-40 нам было поставлено 2425 штук, но они смогли у нас провоевать до самого конца войны, причем асами, как и на «Аэрокобрах», на нем стало довольно много советских летчиков. Этот истребитель успешно воевал на Восточном фронте совершенно во всех ипостасях – и как истребитель, и как разведчик, и как штурмовик, и даже как бомбардировщик, причем в последнем качестве он добивался очень значительных успехов. Интересно, что именно на P-40 было совершено больше всего таранов, причем часто после удара самолет не выходил из строя – настолько крепко он был смонтирован.

На верхнем фото - британский вариант P-40 "Томагавк" в Красной Армии. На нижнем фото - P-40E "Киттихок" с советским двигателем М-105П, который, в отличие от двигателя американского, не боялся низких температур и прекрасно жрал плохую отечественную солярку
На верхнем фото - британский вариант P-40 "Томагавк" в Красной Армии. На нижнем фото - P-40E "Киттихок" с советским двигателем М-105П, который, в отличие от двигателя американского, не боялся низких температур и прекрасно жрал плохую отечественную солярку

Известен случай, когда за один и тот же вылет таран на P-40 был совершен дважды, и самолет благополучно прилетел на свой аэродром. И даже продырявленный множеством вражеских снарядов, «Киттихок» умудрялся возвращаться домой «на своих двоих», потому и потери этого типа самолета были заметно меньше, чем у всех остальных.

Конечно, эти истребители не были приспособлены ко многим условиям боевой работы на Восточном фронте, например, из-за зимних холодов или плохого бензина. Но наши умельцы прекрасно модернизировали машину в полевых условиях, и даже умудрялись ставить на нее отечественные моторы и прочие узлы. Как следствие – советские пилоты хоть самолет и не сильно хвалили, но и не ругали, а раз так, то эскадрильи, вооруженные P-40, очень редко переходили на другие типы самолетов, а продолжали воевать именно на них. В основном пилотов устраивала высокая живучесть машины и его потрясающая универсальность, а все остальные недостатки не играли заметной роли.

Британские танки для Красной Армии
Британские танки для Красной Армии

В заключение приведу еще один интересный момент. Никого не хочу ни в чем убеждать – цель моей публикации совсем не в этом. Я просто озвучиваю интересные моменты в сфере ленд-лиза союзников по самолетам, и других смыслов попрошу не искать. Так вот, всего за годы войны промышленность СССР только штурмовиков Ил-2 выпустила более 36 тысяч, и еще фронтовых бомбардировщиков Пе-2 – 11,5 тысяч. В первый год войны (1941-1942) было выпущено более 8 тысяч истребителей Як-1 и более 10 тысяч истребителей других типов, то есть почти столько же, сколько союзники поставили за все годы войны, включая и пресловутые «Кингкобры» P-63. За четыре года в СССР было произведено более 100 тысяч боевых самолетов против 18,5, поставленных союзниками, многие из которых даже не успели повоевать.

И еще один момент, который к авиации не относится, но прекрасно иллюстрирует тему ленд-лиза. С 1941 по 1945 годы Красная Армия получила от союзников столько же танков, сколько и самолетов – 18,5 тысяч. Но только лишь за один 1942 год советская промышленность выпустила 24 тысячи 719 танков. А сколько их всего было выпущено с лета 1941-го до весны 1945-го?

Монгольские танки для Красной Армии. Правда, произведены они были в СССР, но вот деньги на них выделяло монгольское правительство
Монгольские танки для Красной Армии. Правда, произведены они были в СССР, но вот деньги на них выделяло монгольское правительство

Ясно, что без западных материалов – стали, каучука, пороха и прочего подобного, производство таких количеств боевой техники на советских заводах было бы немыслимо, и это несомненная заслуга помощи СССР со стороны англо-американских союзников.

Но если сфокусироваться не на всех годах войны, а только на периоде до середины 1942-го, когда помощь с Запада была минимальной, то возникает вопрос – на чем же все-таки Красная Армия перемолола самые боеспособные части вермахта, что предопределило его поражение в том же Сталинграде?

А вот шинели и "сибирские" полушубки для солдат и офицеров Красной Армии шили непосредственно в Монголии из монгольского же сырья
А вот шинели и "сибирские" полушубки для солдат и офицеров Красной Армии шили непосредственно в Монголии из монгольского же сырья

И еще на закуску, но только ради информации, а не ради понижения роли западной помощи в глазах моих читателей. Американцы поставили в СССР тушенки в количестве 665 тысяч тонн, в то время как еще 1 миллион тонн мяса поступил из Монголии. Также из Монголии поступило 20% всех лошадей для кавалерии Красной Армии, и даже 20% солдатских шинелей для советских солдат и офицеров тоже были произведены в Монголии.

Но зато пуговицы для них в количестве 257 миллионов штук все же поставила Америка!

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Куда пропали более 4000 истребителей P-39 «Аэрокобра», не отправленных в СССР и не попавших на Западный фронт?

Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает

Как японцы атаковали на двухмоторных палубных торпедоносцах «Мицубиси-97» Перл-Харбор 7 декабря 1941-го

Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари

Немецкий супертанк 1000 тонн весом - «Landkreuzer P.1000 Ratte». История создания и нереальность использования