Как известно, в 1941 году начались поставки военной техники, снаряжения и стратегических материалов в СССР от США и Великобритании. Но первые результаты от этих поставок начали появляться только во второй половине 1942-го, то есть, в канун Сталинградской битвы. А на чем же воевала Красная Армия до этого, если поставки набрали необходимые обороты только через год с лишним после нападения Гитлера?
В этой статье я не собираюсь ставить под сомнение необходимость западной помощи СССР во время Великой Отечественной войны и ее реальный вклад в дело победы Красной Армии на Восточном фронте. Любая помощь в то время была важна, а американцы и англичане и на самом деле очень сильно помогли и оружием, и техникой, и снаряжением, и прочими материалами, включая даже продовольствие.
И масштабы этой помощи впечатляют, особенно когда видишь количество американских «студебеккеров» и прочей автомобильной техники - 432,5 тысяч единиц! При этом в СССР с 1941 по 1945 гг. было произведено всего 265,5 тысяч автомобилей, и это, в принципе, показатель масштабности западной помощи, которую можно принижать или даже игнорировать, но которая от этого никуда не исчезла и была просто громадной даже по меркам тоже немалой советской довоенной промышленности.
И при этом не будем заострять внимание на том факте, что все лето и осень самого критического первого года войны СССР противостоял вермахту практически без этой помощи и умудрился сломать немцев под Москвой на собственных ресурсах, которые остались после разгрома основной части Красной Армии в летних боях. Помощь в достаточных объемах начала поступать в СССР только с лета 1942 года, но тут появляется закономерный вопрос – а смог ли СССР без западной помощи, которая все же пошла, восполнить все потерянные в 1941-1942 гг. ресурсы?
Этот вопрос дискуссионный, и кто-то утверждает, что мог бы, но также не следует забывать, что решающие битвы все же были в 1943 году (Сталинград и Курское сражение), и совсем не факт, что только собственными силами эти битвы были выиграны Красной Армией. А тотальные бомбардировки промышленности инфраструктуры Третьего рейха англо-американскими бомбардировщиками начались только в 1944-м, так что до этого момента СССР мог противостоять вермахту только с помощью западной помощи, извините за тавтологию.
Да, я не собираюсь преуменьшать значение ленд-лиза и поставок стратегически важного для ведения изнурительной войны продукта. Если кто и должен что-то доказывать, то только специалисты, имеющие на руках полный спектр необходимой информации. Я же хочу заострить внимание моего читателя на некоторых интересных моментах, которые эту западную помощь сопровождали. Эти моменты не очень широко известны большинству любителей истории, потому что кажутся незначительными, но о них следует рассказать - это все же часть истории, которая поможет оценить вклад союзников в войну более полно.
Начну как бы с самого конца войны. Так, с 1941 по 1945 гг. СССР получил от англичан и американцев почти 18,5 тысяч самолетов. Среди них была и прославленная «Аэрокобра» P-39, которая вступила в бой на Восточном фронте в середине лета 1942 года. Всего было поставлено почти 5 тысяч этих машин (4952 шт.), и они внесли немалый вклад в победу, особенно учитывая, что на «Аэрокобрах» успешно сражалось немало советских асов.
Однако США поставили в СССР еще один истребитель – «Кингкобра» P-63, который начал поступать на вооружение Красной Армии в 1944 году, и всего из Америки прибыло 2400 штук. Однако против Германии эти самолеты не использовались, просто не успели, а в советско-японской войне в августе 1945-го они повоевали так мало, что вообще как бы не воевали. Как итог – 2400 новейших американских самолетов остались совсем невостребованными, их даже в ПВО не сильно использовали, сначала из-за отсутствия необходимости, а затем из-за появления новейших реактивных перехватчиков МиГ-15 и других моделей.
Таким образом из 18,5 тысяч самолетов общей западной помощи вполне закономерно можно вычесть эти 2,4 тысячи «Кингкобр», которые в деле сокрушения Третьего рейха вообще не поучаствовали.
Но если искать аналогий, то можно найти множество подобных случаев, когда самолеты вроде поступали в Красную Армию, но по тем или иным причинам, в первую очередь зависящим от самих поставщиков, в боевых действиях они не участвовали. Так, интересна история противотанковых версий знаменитых английских «Харрикейнов» - IID, которые поступили в СССР в конце 1943 года. Вообще-то «Харрикейны», несмотря на то, что уже в1941-м были устаревшими, хорошо послужили в Красной Армии, и все 3000 штук, поставленные из Великобритании, воевали на очень многих фронтах и в ПВО, выполняя патрульные функции и как средство противодействия бомбардировщикам.
Так что тут к этим самолетам не придраться – до конца 1942-го они прекрасно восполнили отсутствие более современных моделей. Правда, в 1943-м их на Восточном фронте не осталось ни одного – слишком уж устарели, но это уже совсем другой вопрос.
Но вот 60 штук противотанковых «Харрикейнов» IID (то есть не истребителей, а штурмовиков с 40-мм пушками) так на фронт и не попали из-за того, что Красная Армия в них совершенно не нуждалась. До этого они хорошо повоевали в Северной Африке у британцев, но вот никакой конкуренции штурмовикам Ил-2 они не составили и не могли составить – слишком уязвимые при обстреле с земли (на Восточном фронте у немцев ПВО была в разы мощнее, чем в Африке), к тому же слишком капризные в обслуживании.
Да, все «Харрикейны» (все 3000 штук) были капризными, но в 1941-1942 гг. наши технические умельцы научились с этими капризами бороться. Но вот конец 1943-го – это совсем не то время, чтобы как-то переделывать устаревшие импортные самолеты, при этом по многим направлениям не помогли бы никакие переделки. Как итог – более половины «Харрикейнов» IID наши пилоты намеренно разбили, чтобы пересесть на более современные советские самолеты, а остальные просто списали в утиль как мусор. Как видим, эти «ветераны» тоже не внесли никакой лепты в Победу, а только потратили впустую драгоценные ресурсы и время наших пилотов, которые могли бы в это время уже воевать на других самолетах.
Да, всего 60 штук – это не показатель. Но это только на первый взгляд, потому что таких моментов было множество, когда подарки союзников никак не применились на фронте, причем не по вине советской стороны. В итоге количество реально воевавших на Восточном фронте самолетов, поставленных союзниками за 4 года войны, можно сокращать на треть, а то и наполовину.
Много это или мало? Вообще-то помощь в любом размере ценна, но только если она реально помогает. Да, даже половина из 18,5 тысяч поставленных союзниками самолетов – это уже реальная помощь, причем заметная. Никто не станет отрицать, что «Аэрокобры» - это реальный успех, также реальный успех – это 3000 штурмовиков A-20 «Бостон», которые оказались прекрасными боевыми единицами, и которые очень хвалили советские летчики.
Правда, «Бостоны» вступили в бой только в конце 1943 года, уже после Сталинграда и Курской битвы, когда Красная Армия была гораздо сильнее вермахта во многих отношениях и стала его гнать на запад к границам Германии достаточно быстро.
Да и «Аэрокобры», как писалось выше, вступили в бой только перед началом Сталинградской битвы, а на чем же воевали наши асы до этого?
Был такой практически незаметный у нас американский истребитель P-40 «Киттихок», он же «Томагавк» в британской версии. Поставки этих, тоже отчасти устаревших к началу войны самолетов, были начаты в сентябре 1941-го из Великобритании («Томагавки»). Британцы постарались от них поскорее избавиться, потому что английские летчики не любили американские самолеты, хоть и в британских версиях, предпочитая «Спитфайры» (которые, кстати, в СССР начали поставляться только со второй половине 1943 года).
Так вот, всего P-40 нам было поставлено 2425 штук, но они смогли у нас провоевать до самого конца войны, причем асами, как и на «Аэрокобрах», на нем стало довольно много советских летчиков. Этот истребитель успешно воевал на Восточном фронте совершенно во всех ипостасях – и как истребитель, и как разведчик, и как штурмовик, и даже как бомбардировщик, причем в последнем качестве он добивался очень значительных успехов. Интересно, что именно на P-40 было совершено больше всего таранов, причем часто после удара самолет не выходил из строя – настолько крепко он был смонтирован.
Известен случай, когда за один и тот же вылет таран на P-40 был совершен дважды, и самолет благополучно прилетел на свой аэродром. И даже продырявленный множеством вражеских снарядов, «Киттихок» умудрялся возвращаться домой «на своих двоих», потому и потери этого типа самолета были заметно меньше, чем у всех остальных.
Конечно, эти истребители не были приспособлены ко многим условиям боевой работы на Восточном фронте, например, из-за зимних холодов или плохого бензина. Но наши умельцы прекрасно модернизировали машину в полевых условиях, и даже умудрялись ставить на нее отечественные моторы и прочие узлы. Как следствие – советские пилоты хоть самолет и не сильно хвалили, но и не ругали, а раз так, то эскадрильи, вооруженные P-40, очень редко переходили на другие типы самолетов, а продолжали воевать именно на них. В основном пилотов устраивала высокая живучесть машины и его потрясающая универсальность, а все остальные недостатки не играли заметной роли.
В заключение приведу еще один интересный момент. Никого не хочу ни в чем убеждать – цель моей публикации совсем не в этом. Я просто озвучиваю интересные моменты в сфере ленд-лиза союзников по самолетам, и других смыслов попрошу не искать. Так вот, всего за годы войны промышленность СССР только штурмовиков Ил-2 выпустила более 36 тысяч, и еще фронтовых бомбардировщиков Пе-2 – 11,5 тысяч. В первый год войны (1941-1942) было выпущено более 8 тысяч истребителей Як-1 и более 10 тысяч истребителей других типов, то есть почти столько же, сколько союзники поставили за все годы войны, включая и пресловутые «Кингкобры» P-63. За четыре года в СССР было произведено более 100 тысяч боевых самолетов против 18,5, поставленных союзниками, многие из которых даже не успели повоевать.
И еще один момент, который к авиации не относится, но прекрасно иллюстрирует тему ленд-лиза. С 1941 по 1945 годы Красная Армия получила от союзников столько же танков, сколько и самолетов – 18,5 тысяч. Но только лишь за один 1942 год советская промышленность выпустила 24 тысячи 719 танков. А сколько их всего было выпущено с лета 1941-го до весны 1945-го?
Ясно, что без западных материалов – стали, каучука, пороха и прочего подобного, производство таких количеств боевой техники на советских заводах было бы немыслимо, и это несомненная заслуга помощи СССР со стороны англо-американских союзников.
Но если сфокусироваться не на всех годах войны, а только на периоде до середины 1942-го, когда помощь с Запада была минимальной, то возникает вопрос – на чем же все-таки Красная Армия перемолола самые боеспособные части вермахта, что предопределило его поражение в том же Сталинграде?
И еще на закуску, но только ради информации, а не ради понижения роли западной помощи в глазах моих читателей. Американцы поставили в СССР тушенки в количестве 665 тысяч тонн, в то время как еще 1 миллион тонн мяса поступил из Монголии. Также из Монголии поступило 20% всех лошадей для кавалерии Красной Армии, и даже 20% солдатских шинелей для советских солдат и офицеров тоже были произведены в Монголии.
Но зато пуговицы для них в количестве 257 миллионов штук все же поставила Америка!
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает
Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари