Британский крейсер «Эдинбург» знаменит тем, что его имя фигурирует сразу в двух нашумевших операциях, разнесенных между собой по времени на 40 лет. Первая операция - потопление этого военного корабля в Баренцевом море в мае/апреле 1942 года с грузом золота массой 5,5 тонн. Операция вторая - поднятие почти всего этого золота в 80-х годах с участием трех сторон – советского и британского правительств и спасательной компании.
Очень часто войны активизируют не только развитие техники в целом и вооружений в частности, но и способствуют появлению в поле зрения и многих других, казалось бы, совсем не совместимых с ведением боевых действий дисциплин. Так, мало кто понимает, что война хоть как-то может способствовать активизации таких научных сфер, как орнитология или ихтиология, а, между тем, результаты исследований по этим направлениям достаточно заметно востребованы военными.
И уж совсем сложно заподозрить развитие именно во время войны такой дисциплины, как кладоискательство, хотя чаще всего она имеет совсем другие обозначения, в частности – «спасательные работы». Например, когда во время боевых действий на море тонет множество кораблей, часто возникает необходимость скорейшего поднятия со дна морского грузов, затопленных с этих кораблей, а то и вооружения.
А каким же боком тут кладоискательство?
Да всё очень просто – на многих кораблях, подвергнувшихся затоплению, нередко перевозятся ценности, часто – немалые. И если их не удалось поднять во время войны, то в мирное время это стараются сделать обязательно. Причем в качестве спасателей действуют не только частные кладоискатели, но и государственные структуры, которых подводная археология как таковая интересует совсем мало, и они на «народные деньги» занимаются самым настоящим кладоискательством.
Так, в этом плане весьма показательна эпопея британского крейсера «Эдинбург», который затонул в Баренцевом море во время Второй мировой войны с грузом золота, предназначенного для оплаты поставок в СССР по ленд-лизу. В истории кладоискательства этот эпизод занимает особое место, и хотя поднятые гораздо позже богатства достались не только частным лицам, но и в значительной степени государственным структурам, эта тема все же интересна исключительно как находка клада, в этом ключе она специалистами чаще всего и рассматривается.
Начать тут следует с того, что золото, которое крейсер «Эдинбург» вез из СССР в Англию, не было оплатой за поставки, его предполагалось использовать в основном для производства оборудования, которое требовало применения золотых элементов (поставки по ленд-лизу во время войны не подлежали оплате). И так как золота этого было очень много – почти 5,5 тонн, - это только подчеркивает большие объемы поставок союзниками технической помощи в СССР.
Если кратко, то дело было так.
Примерно 29 апреля 1942 года (точная дата почему-то не прослеживается даже по документам, фигурирует также 1 мая) британский крейсер «Эдинбург» с грузом золота вышел из Мурманска, и в сопровождении нескольких эсминцев отправился в Англию. На следующий день на расстоянии менее 200 миль от Мурманска в крейсер попала торпеда с немецкой субмарины U-456. Попадание было неудачным для крейсера – в левый борт и в корму, повреждены были винты и началось хоть и медленное, затопление. Эсминцы попытались оттащить крейсер обратно в Мурманск, но тут появились немецкие надводные корабли, которые вступили в бой.
В ходе боя с немецкими эсминцами «Эдинбург» был поврежден еще больше, и хотя немцы потеряли один свой боевой корабль, положение создавалось угрожающее, крейсер находился под угрозой захвата. Из Англии радировал руководитель операции и приказал срочно затопить «Эдинбург», что и было сделано. По крейсеру было выпущено несколько торпед, корпус корабля разломился и опустился на глубину около 250 метров. Там он пролежал вместе с золотом почти 40 лет.
По ценам 70-х годов груз золота на «Эдинбурге» оценивался на сумму более чем 200 миллионов фунтов стерлингов, потому, как только появилась оборудование, позволявшее проводить спасательные операции на большой глубине, правительство Великобритании решило заняться этим делом. Оно получило согласие правительства СССР (ведь крейсер лежал на нашей территории), и привлекло к проведению работ частную компанию Jessop Marine. Recoveries Ltd., обладавшую большими техническими возможностями.
Доходы всех трех сторон были распределены так: 45% от поднятого золота уходили частной компании, которая занималась подъемом, а оставшаяся часть делилась между СССР и Великобританией в пропорции 66,666% и 33,333%.
Работы по поиску крейсера начались в мае 1981 года, а в сентябре уже начался подъем слитков на спасательный корабль «Стефанитурм». Дело осложнялось тем, что ящики, в которых золото было упаковано, от времени сгнили и рассыпались, и слитки приходилось выискивать среди всякого мусора и даже боеприпасов. Но в итоге к началу октября был отыскан и поднят 431 слиток из 465. Из-за начавшихся осенних штормов работы пришлось прекратить. Все корабли отправились в Мурманск, где найденное золото общей массой чуть более 5 тонн (точнее – 5129,3 кг) было разделено между участниками операции.
Однако за остатками золота вернулись в 1986 году, и их подъемом занялась все та же компания с применением спасательного корабля «Дипвотер-2». При повторной спасательной операции с «Эдинбурга» водолазы подняли еще 29 слитков, вес которых составил почти 350 кг(более трети тонны). Оставшиеся 5 слитков (60 кг) так и не были найдены, и до сих пор лежат где-то на затопленном крейсере среди обломков.
Таким образом мы видим, что понятия «война» и «кладоискательство» связаны между собой достаточно прочно, потому что если рассмотреть историю войн в гораздо более глубокой перспективе, то можно увидеть, что подъем затопленных ценностей часто производился и во время ведения боевых действий.
И уж гораздо более часто «спасательные работы» кладоискателями проводились в мирные времена. Мало того – они проводятся и сегодня, в разных местах Мирового океана с разными результатами, тем не менее, это типичное «военное кладоискательство», потому что после каждой войны на дне моря оказывается довольно большая масса затонувших драгоценностей.
А многих кладоискателей интересуют не только золото и бриллианты, но и совсем другие артефакты, не менее ценные. К таким артефактам можно отнести орудия и всякую утварь с древних военных кораблей, а так же более современные вещи, которые тоже стоят немалых денег, и способны окупить все расходы на поиски и проведение работ по их подъему.
Часто – это целые корабли, которые можно поднять и использовать металл, из которого они изготовлены, на переплавку. А то и отправить такой артефакт в музей.
И все это тоже можно назвать кладоискательством, хотя чаще всего это маскируется под понятием «спасательные работы», о чем я уже писал выше.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОЕННОЙ ИСТОРИИ:
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?
«Корморан» и «Сидней», 1941 г. Как тихоходное торговое немецкое судно расстреляло боевой крейсер
Броненосец «Каир», поднятый со дна реки, стал для США настоящим историческим сокровищем!