Весной 1562 года Франсуа де Гиз, католик по вероисповеданию, в городке Васси (в Шампани) напал на протестантов, проводящих богослужение. Это событие послужило началу кровопролитных войн между католиками, сторонниками традиционной католической церкви и реформаторами, гугенотами (как назывались во Франции протестанты, сторонники пастора Жана Кальвина).
Эти Религиозные войны были, практически, одной из первых всеевропейских войн. Кроме непосредственно Франции, участие в них принимала Испания, Англия, Республика соединённых провинций (Нидерланды), Савойское герцогство, а также целый ряд немецких, балканских, итальянских и даже западнославянских княжеств Священной Римской Империи.
Апофеозом этой борьбы стала, безусловно, ночь святого Варфоломея, когда 24 августа 1572 года во Франции было убито 30 тысяч человек. Особое коварство заключалось в том, что протестанты-гугеноты приехали на свадьбу, сопровождая своего предводителя Генриха Наваррского женившегося на Маргарите Валуа. Считалось, что этот брак мог бы положить конец религиозным распрям, но, как это нередко бывает всё случилось с точностью до наоборот. Подавляющее большинство парижан были католиками и предводителям католиков не составило особого труда натравить заряженную толпу на гугенотов. Во главе заговора против гугенотов стояла мать французского короля – Екатерина Медичи. Такой резни Европейские города ещё не знали. В одном лишь Париже жертвами стало около трёх тысяч. Результатом этой спецоперации был один из первых в новой истории Европейский миграционный кризис, при котором Францию покинули более 200 тысяч протестантов, бежавших в соседние страны.
В 1598 году король Генрих четвёртый издаёт Нантский эдикт, в котором разрешает свободу вероисповедания гугенотам. Религиозные войны затихают, но потом опять разгораются с новой силой.
Осада Ля Рошели, воспетая великим Дюма в “Трёх мушкетёрах” – одно из деяний, завершающих противостояние католиков и протестантов во Франции. И хотя эти происходила осада уже в 1627-1628 годах – она тоже было результатом Варфоломеевской ночи. Эти события легли в основу множества произведений художественной литературы. Также по их мотивам было написано немалое количество картин.
Считается, что финальным аккордом религиозных войн во Франции была отмена Нантского эдикта королем Людовиком четырнадцатым, случившаяся 18 октября 1685 года, где запрещалось “допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии”. Казалось бы – вот и наступил мир, после практически столетнего противостояния, но мир этот был несправедливо односторонним и имел для самой Франции весьма печальные последствия. Сотни тысяч протестантских эмигрантов создали очередной европейский миграционный кризис, торговля Франции пришла в упадок, а её промышленному производству был нанесён очень ощутимый урон.
Взирая на эти события с высоты дня сегодняшнего, отчетливо видно, что основной причиной кровопролития были не столько религиозные (идеологические) противоречия, сколько экономические интересы правящей верхушки, так называемой элиты. Лидеры противоборствующих лагерей неоднократно меняли свои религиозные убеждения в зависимости от текущей военно-политической ситуации, без всякого стеснения массово сжигая в топке войны людей, оболваненных агитацией и пропагандой во имя “правильного” служения господу богу.
Десятки тысяч убитых и сотни тысяч пострадавших, более 450-ти лет назад. Будут ли они предостережением обществу от оболванивания, от ненависти, от стремления человека навязать другому человеку свои взгляды? Увы… Вряд-ли. Вся последующая история, вплоть до сегодняшнего дня – яркое тому подтверждение. Хотя… Надеяться на это, пожалуй, всё-таки стоит!