Первый за почти полвека лунный отечественный аппарат "Луна-25" разбился из-за выхода на нерасчетную орбиту.
Да, к великому сожалению надежды не оправдались.
Немного о технике
Космический аппарат - штука крайне сложная. Это не то, что мы видим, так как видим мы конечный результат. А вот процесс создания видит очень малое количество людей, тем более - весь процесс создания от начала до конца. Достаточно сказать, что в процессе производства и испытаний изготавливают с десяток макетов разработанного аппарата - макет двигательной установки, габаритно-массовый, макет для виброиспытаний, заправочный, макет для проведения ТВИ (тепло-вакуумных испытаний), огневой макет и т.д. Отрабатывают каждую мелочь. А еще ведь есть так называемая "наземка" - сотни тысяч приборов, источников питания, различных имитаторов Солнца (для снятия фотоэлектрических характеристик солнечных панелей). И всё это деньги, всё это - труд сотен тысяч людей...А уж если вспомнить нашу любимую бюрократию, нелюбовь контролирующих подразделений к компьютерам и интернету и одновременную любовь к "порядку", читай - когда нужно описать на бумаге каждый разъем, каждый винт, каждый кабель, каждую трубочку. Да еще и в нескольких экземплярах, да еще конструктору по одной форме, в БТК по другой форме, а ВП хочет третью форму...В общем работы над "Луной-25" было море. А закончилось к сожалению ничем. Пара фотографий и измерения космической радиации это конечно ценно, но даже в качестве утешительного приза за такой проект этого очень мало...
Человеческая трагедия
Работников НПО, конструкторов, технологов, испытателей, специалистов по применению ЭКБ, различного рода нормоконтролеров лично мне очень жаль. Тем более, что это мои коллеги, хоть и бывшие. Труда их жаль, жаль их десятилетнего ожидания, закончившегося ничем. Конечно, сейчас начнут искать виновных, найдут какого-нибудь Васька-слесаря, который якобы превысил момент затяжки резьбового соединения трубопровода, вследствие чего сечение трубки уменьшилось до значения, выходящего за пределы нормативной документации, из-за этого повысилось давление в магистрали....
Вы наверное устали читать и потеряли мысль, так ведь? А именно такие заключения дают космические специалисты. Откуда я это знаю? А потому что сам такие заключения писал. Наукообразие у нас очень любят, потому как оно позволяет снять ответственность с высоких людей и перекинуть на того, кого уже некуда понижать и нечем наказать. Или же спишут проблему на "неучтенный фактор космической природы", типа "Солнце вошло в активную фазу, слишком сильно посветило на металлические элементы конструкции, отчего температурная деформация вышла за расчетные пределы".
Кто виноват?
А про самое главное никто писать не будет. Никто не напишет, что причина аварии, загубившей результаты труда сотен специалистов - бюрократия и трусость. Трусость высоких людей констатировать на этапе испытаний отклонение параметра от нормы. Потому как это приведет к остановке производства, сходу с испытаний, рекламациям, доработкам, повторным испытаниям...А оно нам надо, Дима? Зачем лодку раскачивать? Не пиши, об этом никто не узнает!
Наш великий авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев сказал: чем дальше от кульмана конструктора обнаружена ошибка, тем тяжелее и дороже обходится ее исправление. В случае с "Луной" в настоящий момент исправить вообще ничего нельзя. А раньше - можно было. Но побоялись. Побоялись обидеть нужных людей, побоялись нарушить связи, выбиться из графика...Побоялись, побоялись, побоялись...Ну, теперь уж нечего бояться.
"Луна-25" упала на Луну не из-за выхода на нерасчетную орбиту. Её придавила бюрократия, нелюбовь к прогрессу и банальная человеческая глупость и трусость.