Сообрали детей и дали всем одинаковое задание. Затем, независимо от качества выполнения, всех детишек похвалили. Только хвалили по-разному.
Одну группу похвалили за талант и интеллект:
⁃ ты такой умный!
⁃ ты такая талантливая!
А вторую группу похвалили за старания и усердие:
⁃ ты такой упорный!
⁃ ты так старалась!
После этого дали новое задание и обнаружили поразительное. Дети, которых похвалили за талант и ум, обвалили свою продуктивность по сравнению с первой задачей. А кого похвалили за старание, существенно продуктивность подняли.
Отсюда вывод! Если любите своих воспитанников и желаете им добра и самореализации, не надо хвалить их за ум и талант! Хвалите лучше за предпринятое усердие и преодоленный дискомфорт!
Нейрофизиология этого эксперимента очень простая. Если мне сказали, что я умный-преумный, я себе автоматом (бессознательно) шепчу : «Да не надо напрягаться, мой мегаум меня вывезет». И вроде бы добрым словом вы роете яму своему ребенку.
Кстати, я и сам прошёл через это. В своём классе в школе на рабочей окраине я был первый по английскому языку. Англичанка была просто в восторге от моего произношения. Произношение и в самом деле было и осталось прекрасным. Но в итоге, поступая после школы в университет, на экзамене я понял, что не знаю английского языка. От слова "Совсем".
Так что получается, чем хвалить за талант — лучше и вовсе не заметить и промолчать? А если и хвалить, то за усердие и старания?
А как вы хвалите своих детей?