Алкоголь - частый герой советских фильмов. И тут речь не про «тогда и сейчас» - к сегодняшнему кино тоже есть много вопросов. Интересно само явление - высокоморальное советское общество, выходит, просто не замечало вредных привычек у каждого второго киногероя?
Но на самом деле замысел вот в чем: считалось, что таким образом разоблачается постыдное пристрастие, а зрители, смеющиеся над экранными пьяницами, осознают всю пагубность этой привычки.
На деле же эта задумка работала ровно в обратном направлении - во многих фильмах той поры любители выпить сыграны настолько талантливо и обаятельно, что сцены распития спиртных напитков попросту не вызывали негативных эмоций у зрителей.
Подобная ситуация в советском кино была и с курением. Мы подробно разбирались в этом вопросе тут:
Но в чем же причина такого беззаботного отношения к вредным привычкам?
А причина одна - советские фильмы отражали реальную жизнь. Алкоголь был естественным и довольно безобидным атрибутом и выходных посиделок с товарищами, и праздничных семейных застолий. Вред алкоголя не был хорошо изучен, а потому не вызывал серьезных опасений.
Побочное явление у такой достоверности тоже было: экранные алкоголики не просто пользовались огромной зрительской симпатией, более того - немало впечатлительных советских девушек на полном серьезе влюблялись в их прототипы и в жизни.
Пропаганда все-таки или нет?
Многие сегодняшние зрители обвиняют советское государство в неприкрытой пропаганде алкоголя. Мол, алкогольная продукция была важной частью госбюджета. А это значит, что киногероев с рюмкой в руке правительство одобряло. Фильмы с изобилием алкогольной продукции даже не имели возрастного ценза. Гриф «Дети до 16-ти лет не допускаются!» ставился только на фильмы с неприкрытым эротическим подтекстом. Например, такие как «Маленькая Вера» (1988). А если этого подтекста нет, фильм под ограничение не попадал.
И если в отношении сигарет обвинение в пропаганде вредной привычки вполне логично - курение советских киногероев, и особенно киногероинь, выглядит инородно, то с алкоголем всё не так однозначно...
Почему же?
Давайте представим, что в тех советских фильмах, которые чаще всего обвиняют в популяризации спиртных напитков, их просто не было бы. И что получится тогда?
К примеру, «Ирония Судьбы, или с легким паром!»: старые друзья встречаются под Новый год в бане. И что они там делают? Играют в карты/шахматы/разгадывают кроссворды?
И как в таких сценарных обстоятельствах объяснить попадание Жени Лукашина в чужую квартиру? В чем тогда комедия положений?
В этом случае сегодняшние зрители называли бы его не алкашом, но, как минимум, умственно несостоятельным.
Или что должны пить заведомо отрицательные персонажи «Кавказской пленницы»? Кефир? Боржоми? Компот?
В таком контексте зрительских вопросов было бы еще больше. Наверняка сложилось бы ощущение подмены понятий, подозрения, что кино выдает желаемое за действительное.
Потому что так советское кино перестало бы быть тем, за что его и любят - отражением реальной жизни.
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
Поставьте лайк, если вам было интересно, или дизлайк, если не согласны с автором статьи.
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: