Считается, что картины времен СССР достойны не только просмотра, но и повторного пересмотра. Отличные сценарии и великие режиссеры подарили нам огромное количество произведений искусства, которые не только передают настроение эпохи, но и остаются вневременными.
Правда, без провальных картин тоже не обошлось.
Что такое хорошо? И что такое плохо?
Что вообще значит «плохой» фильм?
С одной стороны, плохими часто называют фильмы, сделанные технически низкопробно.
К современным российски фильмам, например, неизменные претензии: слабая актерская игра, операторская работа, дешевые декорации и спецэффекты.
Тогда как в советское время актерская игра была чуть ли не главным козырем кино. Зрители без доли сомнения выражали свое «Верю!» даже актерам второго плана в весьма проходных фильмах. Этим отчасти объясняется феномен советских мультиков: приглашать на озвучку в анимационные фильмы актеров самый высокой пробы было советским ноу-хау, которое в США, скажем, стали осваивать лишь с 1990-х годов.
Именно актеры «спасали» другие явные просчеты советского кинематографа: дешевую пленку, из-за которой ленты теперь приходится восстанавливать сложными технологиями и отсутствие бюджета на спецэффекты и массовку. Исключение - фильмы про войну.
Помимо «внешней» стороны кино - игры и картинки, есть и «смысловая» сторона, которая тоже может заставить нас посчитать фильм «плохим». Это просчеты сценария, стилистическая несообразность, неубедительные мотивы героев, неинтересная тема, чрезмерная затянутость фильма, не в полной мере раскрытые характеры персонажей.
И если даже у культового и всенародно любимого Леонида Гайдая случались промахи, как например, «Опасно для жизни!» (1985) или «Частный детектив, или Операция "Кооперация"» (1989), то что уж говорить о других.
Пятерка худших
Сегодня каждый фильм на популярных киноресурсах имеет собственный рейтинг. Оценки фильму ставятся с учетом предпочтений и зрителей, и кинокритиков.
Большинство советских фильмов там насчитывает очень высокие баллы - в среднем, 7 - 9 ИЗ 10.
Для примера:
- у фильма «Москва слезам не верит» оценка 8.4
- «Бриллиантовая рука» - 8.5
- «Операция "Ы"» получила оценку 8.7
Но есть картины, которые едва переваливают за отметку 4. Это значит, что такое кино можно смело относить к разряду провального.
5. «На помощь, братцы» (1988)
Рейтинг КиноПоиска - 4.9
Комедия, снятая Иваном Васильевым в 1988 году. В центре сюжета - царь, которого решили женить. Выбрал он себе невесту из заморских краев и послал за ней трех дураков в надежде на то, что не смогут они выполнить его наказа...
Фильм, изначально задумывавшийся как комедия, оказался совсем не смешным. Кроме того, герои получились плоскими, а мотивы их - неубедительными. Ничего удивительного, что зрители оказались скупы на высокие оценки.
4. «1000 долларов в одну сторону» (1991)
Рейтинг КиноПоиска - 4.9
Неудачная попытка режиссера Александра Сурина снять легкую массовую комедию.
Героиня фильма — простая девушка из провинциального русского городка. Ее родная сестра давно благополучно обосновалась в Америке и зовет ее к себе, но героиня категорически не хочет туда ехать.
Надо ли говорить, что комедии тут практически нет? Игра актеров тоже оставляет желать лучшего. С другой стороны - как можно хорошо отыграть в фильме, к которому нет приличного сценария?
3. «Голова Горгоны» (1986)
Рейтинг КиноПоиска - 4.7
Еще один фильм, когда у режиссера не получилось. К слову, к актерской работе тут у зрителей претензий нет. Но и интереса к фильму - тоже, если он получил настолько низкую оценку.
2. «Черноморочка» (1959)
Рейтинг КиноПоиска - 5.8
С «Черноморочкой» получилась интересная история. Зрительские оценки у этого фильма самые высокие в пятерке аутсайдеров - 5.8, но фильм в свое время кинокритики окрестили «самым худшим советским фильмом всех времен и народов».
Советская критика причислила этот фильм к эталонам пошлости,ставя ее в один ряд с «Полосатым рейсом» и «Человеком-амфибией». Но если и «Полосатый рейс», и «Человек-амфибия» были реабилитированы зрительским успехом, то «Черноморочка» так до сих пор и ходит с этим клеймом «врага искусства».
После разгромной критики фильма режиссер Алексей Коренев не снимал 9 лет. Только в 1968 году ему поручили съемки фильма по сценарию Виктории Токаревой «Урок литературы».
1. «Скворец и Лира» (1974)
Рейтинг КиноПоиска - 4.2
История этого фильма стала для ее участников и счастливой, и печальной одновременно. Конечно, попытка маститого режиссера своего времени Григория Александрова снять в своей картине 71-летнюю жену в роли героини, которой слегка за 20, не могла не попасть под обстрел зрительских насмешек.
Подробнее мы описывали эту историю тут:
Но находились и те, кто восхищался преданностью режиссера своей музе, который вопреки всему продолжал убеждать ее в ее неповторимости.
Все, кто мало-мальски разбирался в кино, понимали тогда, что фильм обречен на провал: сценарий плохой, Орлова уже не в форме, и ей нельзя играть 20-летнюю красотку.
«Так и снимали — руки и ноги были других актрис, - вспоминает бывший зампред Госкино СССР Борис Павленок. - Но Александров уперся, и всё. У него тогда уже начинался маразм. Стали думать, как ему объяснить, что фильм не выйдет, чтобы не убить его этим известием, и придумали. Позвали его и говорим:
«Знаете, мы не можем выпустить вашу картину по международным обстоятельствам. Между нашей разведкой и американской после оккупации Германии был договор, что ни они, ни мы там своих шпионов держать не будем. А вы сняли картину о том, как в Германии работают разведки. Будет крупный международный скандал. Мы вас хотим уберечь от этого».
И Александров, довольный до невозможности, что он стал фигурой такого масштаба, поехал домой».
Сначала фильм, конечно, положили на полку, но со временем все-таки показали массовому зрителю. Как зрители его оценили - вы знаете: на скудные 4.2.
А какие советские фильмы не понравились вам? Или таких нет? Ни одного?
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
Поставьте лайк, если вам было интересно, или дизлайк, если не согласны с автором статьи.
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: