Психологическая готовность к школьному обучению.
Традиционно под психологической готовностью ребенка к школьному обучению понимают психологические предпосылки для начала систематического обучения в школе
Выделяют следующие важные составляющие готовности к школе.
1. Физиологическая зрелость.
2. Развитие саморегуляции.
3. Эмоционально-личностная готовность:
· Умение принимать на себя роль.
· Сформированность учебной мотивации.
4. Интеллектуальная готовность.
1.Физиологическая зрелость.
К школе ребенок должен быть готов физически. Именно поэтому перед школой так важно пройти медицинское обследование. Во-первых, кости и мышцы ребенка должны быть готовы к длительному сидению и удержанию позы. Кисть руки должна быть достаточно оформлена, особенно в суставах, чтобы быть способной к такому физически непростому занятию, как письмо. Нервная система, в частности головной мозг, должны иметь определенную степень зрелости. В норме к 7 годам у ребенка заканчивается процесс миелинизации – покрытия нервных волокон особым белком миелином, который обеспечивает изоляцию каждого волокна. Это необходимо для того, чтобы нервный импульс, идущий по нерву, не перепрыгивал на соседние нервы.
Как проверить, готов ли ребенок к школе физически. Традиционно, физическую готовность оценивают по смене молочных зубов на коренные. Также существуют различные тесты физической зрелости, в частности Филлипинский тест.
2. Развитие навыков саморегуляции.
В школе ребенку придется довольно долго сидеть в относительно неподвижном положении, выполняя не всегда интересные и довольно трудоемкие задание. Так, во время урока письма необходимо сидеть и выводить элементы букв, а затем и сами буквы. Во время, например, окружающего мира сидеть тихо и слушать, что говорит учитель, быть внимательным и не отвлекаться на посторонние раздражители. Для ребенка это бывает довольно трудно, и навык саморегуляции следует тренировать. Самый лучший способ – старые добрые игры с правилами (прятки, салки, казаки-разбойники, краски, классики, колечко-колечко и пр.), спортивные игры (вышибалы, бадминтон, игры с мячом, колдунчики и пр.), настольные игры (игры-ходилки, карточные игры и пр.).
Важно, чтобы ребенок учился планировать свое время и правильно его расходовать. Дайте ему возможность быть самостоятельным, и нести ответственность за свой выбор.
Ребенку необходимо много двигаться, ходить пешком! в своем удобном темпе. Если есть возможность, лучше пройдите пешком, а не пользуйтесь транспортом; предпочитайте пешие прогулки различного рода велосипедам и самокатам. Это позволит развиваться энергетическому блоку мозга, отвечающему за активацию всего мозга, а также своевременное включение и выключение отдельных его участков.
3. Умение принимать на себя роль.
Все мы в своей жизни играем определенные социальные роли: начальник и подчиненный, мать или отец, дочь или сын, клиент туроператора и т.п. Исполняет свои детские роли и ребенок. Уже к 7 годам он воспитанник в детском саду, сын/дочь, брат/сестра, экскурсант в музее, зритель в театре. С приходом в школу он примет на себя особую, социально значимую роль – ученик. Это первая роль в его жизни, играть которую он будет не по своему желанию из личного интереса, а по требованию общества. И следовательно, это первая роль, за которую ему придется перед обществом отвечать. Для успешного освоения своей новой роли ребенок должен иметь подобный опыт в дошкольном детстве.
Как развивать умение принимать на себя роль? Для этого лучше всего подходят давно знакомые всем сюжетно-ролевые игры: магазин, дочки-матери, водитель и т.п., когда ребенок принимает на себя новую роль и выполняет соответствующие ей действия. Посещайте с ребенкаом места общественного пользования, которые предполагают соответствующее поведение (театр, музей, магазин, общественный транспорт).
4. Сформированность учебной мотивации.
Как правило к семи годам дети уже хотят идти в школу. Но для успешного обучения мало просто хотеть, необходимо хотеть правильно. Существуют разные мотивы учения. Ребенка в школе могут привлекать внешние атрибуты учения: новый портфель, красивая форма, пенал, ручки и пр. Тогда его желание идти в школу связано с желанием примерить на себя эти обновки. Естественно, как только обновки перестанут быть новыми и привлекательными, желание учиться быстро пропадет. Другой мотив учения – возможность познакомиться с новыми друзьями. В целом неплохой мотив, но в таком случае пребывание ребенка в школе наполняется не учением, а общением с одноклассниками, а уроки становятся долго тянущимися перерывами между краткими периодами общения на переменах. Ходить в школу ради получения пятерок тоже не самый лучший мотив, поскольку получение пятерок и получение знаний – разные процессы. Самый правильный и эффективный вариант – когда ребенка в школу влечет возможность узнать что-то новое и интересное. В этом случае его ничто не отвлечет от процесса познания, и новые знания никогда не закончатся и не пресытят его.
5. Сформированность навыков самообслуживания.
В школе рядом с ребенком не будет мамы, няни, воспитателя. Поэтому ему придется самому раздеваться утром, следить за своими вещами, поддерживать порядок на парте, переодеваться на физкультуру и обратно, кушать и относить за собой грязную посуду в столовой, вспоминать, на какой крючок он повесил свою верхнюю одежду в раздевалке и одеваться домой. Он будет сам решать возникающие у него проблемы, обращаться за помощью ко взрослым.
Если вы замечаете, что ваш ребенок:
Не может длительное время (10-12 минут) сосредотачивать внимание
Не может спокойно сидеть (крутится, дрыгает ногами, вертит головой, раскачивается и т.п.)
Не хочет идти в школу
Затрудняется рисовать линии, обводить, рисовать по клеточкам
Не обладает достаточным запасом знаний
Не обладает достаточно развитой речью (совершает множество ошибок при разговоре, неправильно употребляет предлоги, неправильно согласует слова в предложении)
ОН НАХОДИТСЯ В ГРУППЕ РИСКА, С БОЛЬШОЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ БУДЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ. Это повод обратиться за помощью к специалисту – психологу, логопеду, дефектологу, нейропсихологу, неврологу. И быть готовым стать активным участником образовательного процесса своего ребенка (сотрудничество с учителем и специалистами школы, специалистами городской системы психолого-педагогической помощи, заниматься с ребенком дома по рекомендациям педагогов).
Важная составляющая психологической готовности ребенка к школе – готовность его родителей быть рядом, поддерживать, верить в него. В случае возникновения трудностей, сомнений, не бойтесь обращаться за помощью к специалисту.
Чикишева К.Д.,
психолог ГБОУ Школа № 1568