1970-е – 1984 годы
СССР
Практика контрразведывательной работы особых отделов КГБ показала, что разведки стран НАТО и КНР в своей в разведывательно-подрывной деятельности против Советских Вооруженных Сил, широко использовали обучение в военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР военнослужащих развивающихся государств, засылая в их числе своих агентов.
Этот канал агентурного проникновения в Советский Союз являлся привлекательным по следующим причинам.
Прежде всего своей масштабностью и обширной географией размещения иностранцев на территории СССР. Так в начале 1980-х годов в 64 учебных заведениях Министерства обороны, расположенных в 40 городах, обучалось несколько тысяч иностранцев.
Агентура противника прибывала в этом потоке в СССР на законных основаниях и непосредственно включалась в сферу Советских Вооруженных Сил на длительное время. К тому же, она свободнее, чем другие иностранцы, могла передвигаться по территории Советского Союза, находиться в закрытых для посещения иностранными гражданами районах, где расположены отдельные военные учебные заведения. Постепенно такой агент овладевал русским языком, приобретал устойчивые служебные и внеслужебные связи среди наших военнослужащих и гражданских лиц, в том числе имеющих отношение к секретам или обладающих сведениями, которые интересовали разведки США и других стран НАТО. Именно легальное проникновение агентуры из иностранных военнослужащих в сферу деятельности Советских Вооруженных Сил прельщало западные спецслужбы. Используя такую возможность, они делали основной упор прежде всего на сбор разведывательной информации о Советской Армии и Военно-Морском Флоте, военно-экономическом потенциале советского государства, на проведение акций идеологических диверсий, получение наводок и вербовочную разработку советских военнослужащих, внедрение в агентурный аппарат органов КГБ. Такой агентуре могли ставиться и другие задачи. Противник исходил из того, что степень риска при этом незначительна, поскольку поддерживать связь с ней можно довольно безопасно как в Советском Союзе, так и в третьих странах при выездах иностранцев на каникулы, а сам факт сбора шпионской информации может прикрываться интересами родины или обычным стремлением углубить военные знания. К тому же разведки принимали во внимание, что органы КГБ идут на арест и тем более на предание суду такой агентуры неохотно, поскольку подобные действия имели риск нанести политический ущерб отношениям СССР с развивающимися государствами.
Указанные обстоятельства учитывались особыми отделами КГБ в работе по выявлению подрывной деятельности агентов враждебных спецслужб.
Особые отделы КГБ заблаговременно создавали негласные позиции среди преподавательского состава и обслуживающего персонала спецфакультетов, где обучались военнослужащие развивающихся стран, проводили инструктаж агентуры и отрабатывали ей линию поведения, которая могла привлечь внимание возможных агентов противника. В местах жительства военнослужащих развивающихся стран, проведения ими свободного времени использовались негласные помощники. Выявлению вражеской агентуры активно способствовали надёжные источники из иностранцев, особенно из соотечественников разрабатываемых лиц.
При изучении иностранцев в целях выявления среди них вероятных агентов западных спецслужб внимание агентуры особых отделов обращалось на следующие признаки:
- стремление к завязыванию знакомств с советскими гражданами, имеющими отношение к государственным и военным секретам;
- попытки проникнуть в места, закрытые для посещения иностранцами;
- поддержание контакта с сотрудниками посольств государств, членов НАТО, в Москве и периодическое посещение этих посольств;
- поездки в каникулярное время в страны НАТО;
- противоречивые данные, содержащиеся в различных документах, автобиографии и т. п.;
- работа в национальных спецслужбах до прибытия на учебу;
- длительное проживание иностранца или обучение его в развитых капиталистических странах;
- наличие родственных и других связей в учреждениях главного противника;
- отрицательное отношение к Советскому Союзу, антисоветская обработка соотечественников и других иностранцев и т. д.
Специальный факультет Академии Генштаба готовил военнослужащих иностранных государств по специальностям: «Военное и государственное управление» и «Военная безопасность государства». Срок обучения — 2 года и 1 год. С 1939 г. было выпущено более 3000 офицеров из 34 стран. Военная академия им. М. В. Фрунзе. - Обучались слушатели иностранных армий. Срок обучения такой же, как и у наших, но предварительно в течение года некоторые из них на подготовительном курсе изучали русский язык. Военная командная академия ПВО. г. Калинин. - В 1959 г. открылось отделение по подготовке иностранных слушателей, в 1961-м преобразованное в факультет слушателей иностранных армий, на котором обучались в/сл ок. 20 стран. Военно-медицинская академия. Ленинград. - С 1955 г. на спецфакультете академии прошли обучение, усовершенствование и переподготовку более 2800 военно-медицинских специалистов из 52 стран мира. - 9 человек закончили докторантуру и защитили докторские диссертации , 79 закончили адъюнктуру и защитили кандидатские диссертации. Военно-дипломатическая академия. (в/ч 22117, г. Москва). - Спецфакультет - для военнослужащих "армий дружественных стран", готовил братьев по классу по трем направлениям: - разведчики под дипломатическим прикрытием и разведчики-нелегалы; - войсковая разведка (от штаба армии и выше); - подготовка кадров "технической» разведки". ВПА им. Ленина - Был факультет по подготовке политработников для армий социалистических и дружественных стран. Военно-инженерная академия им. В.В. Куйбышева. По нек. сведениям был спецфакультет, где обучались иноземцы. Военно-воздушная инженерная академия им. Жуковского. Прошли подготовку слушатели 25 стран. Военная артиллерийская командная академия. Ленинград. - На спецфакультете готовили офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой (срок обучения 2 г. и с полной военно-специальной подготовкой (5 лет) для вооруженных сил иностранных государств. - Кроме того, была подготовка ИВС на академических курсах (переподготовка и повышение квалификации) и в адъюнктуре.
(Источники: Широков В., Губарев А.)