Найти тему

«Сказка про музыкальные инструменты, Олю, Диму и мастера Бекара». Глава 7: где была шестая нотка

Оглавление
Иллюстрация Елизаветы Жердевой
Иллюстрация Елизаветы Жердевой

– Ура, ура, вы мне обещали, что сегодня мы отправимся в мир фортепиано, да? Я вам покажу, что про пианино я уж точно знаю все!

– Погоди, погоди. Про что ты все знаешь?

– Ну, про пианино, я же на фортепиано уже больше года играю.

– То есть, ты уверен, что фортепиано и пианино – одно и то же? – улыбнулся Бекар.

– Конечно, это все знают! И рояль.

– Ооо, ты совсем все в охапку сгреб. Давай разбираться. Фортепиано, Дима, это общее название класса музыкальных инструментов. А вот пианино и рояль – это инструменты из этого класса. И между собой они очень сильно отличаются. В первую очередь тем, что струны пианино располагаются вертикально, а рояля – горизонтально .

– Что Вы, какие же струны у пианино? – засмеялась Оля. – Это у скрипки струны, а у пианино клавиши.

– Вот ты смешная! – теперь уже захохотал Димка, смутившийся было после лекции Бекара. – А как ты думаешь, они играют? Это же тебе не телефон. Клавиша связана с молоточком. Ты нажимаешь кнопку, молоточек бьет по струне, и получается звук.

– Правда? – Оля посмотрела на Бекара, а тот кивнул. – А дальше тогда как?

– А что дальше? – не понял Димка. – Ударяешь по второй клавише, она по другой струне…

– Нет, я не об этом. Молоточек так на струне и лежит что ли?

– Нет, Олечка, он возвращается на свое место. Такую конструкцию придумал в 1711 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори. С тех пор пианино стало играть как сейчас и стало считаться королем музыкальных инструментов.

– Королем? Вот​ здорово! – ахнул Димка. – А я говорил, что пианино лучше твоей скрипочки!

– Ди-ма, – Бекар сердито покачал головой.

– Ладно, ладно… – виновато буркнул мальчик.

– Вот-вот, – улыбнулся Бекар, – Давайте-ка отправимся лучше в первое небольшое приключение.

– Ой! Это что это? Это где это мы? – Димка ахнул от неожиданности и даже ухватил Олечку за руку.

– А вы угадайте, – Бекар усмехался, глядя на перепуганных ребят. Они оказались в каком-то огромном длинном колодце. Падающий откуда-то сверху свет освещал длинную и странную дорогу, на которой они стояли. На стене справа видны были длинные железки, вверху привязанные к другим железкам и уходящие куда-то вниз, в темноту. Рядом с ребятами эти железные «канаты» были не очень длинными, а дальше они становились все длиннее и толще.

– Вообще непонятно. Еще и видно плоховато… – протянул мальчик, озираясь. – Какие-то железки, деревяшки…

– Наверное, мы внутри пианино, да? – Оля с большим любопытством разглядывала все вокруг.

– Быть такого не может. Пианино же пластмассовое, – продолжал недоумевать мальчик.

– А вот и нет, Дима, Оля совершенно права: мы действительно внутри пианино. На 70 процентов оно деревянное. А еще в нем есть пластик, чугун, медь и даже войлок, представь себе! Кстати, угадаете – сколько деталей в пианино?

– Ну раз даже в скрипке, вы говорите, много, то в пианино наверное вообще аж тыща?! – Димка даже закрыл глаза.

– Ну почти, – улыбнулся Бекар, – десять тысяч, если быть точнее. И почти все из них подвижные.

– Ничего себе!!

– Ты, кажется, недооценивал свой инструмент, верно? Кстати, есть еще как минимум две причины, почему не стоило бы этого делать. Во-первых, любой музыкант должен хотя бы примерно быть знакомым с пианино, поэтому в музыкальной школе с ним знакомится каждый. А во-вторых, ученые доказали, что дети, которые играют на пианино – более дисциплинированы, легче усваивают материал и лучше учатся.

– Вот! А я говорил тебе, говорил! – Димка показал Оле язык.

– Дима! – Бекар снова строго остановил хулиганство.

– Ну что «Дима, Дима», – буркнул мальчик, но притих.

– Ладно, – Бекар усмехнулся, – раз ты у нас такой гений, то давай-ка отправимся и взглянем на нескольких очень талантливых музыкантов, играющих на пианино.

– Урааа, вперед! – подпрыгнул Димка и оглянулся на Олю. – Эй, ты что делаешь??

Пока Бекар был занят воспитанием Димы, Олечка незаметно отошла в сторону и пыталась дотянуться до одного из железных канатов. Однако между деревянной дорогой и стеной с железками зияла глубокая пропасть.

– Оля, стой! – Дима схватил девочку за руку, когда та уже чуть не свалилась с «дороги».

Бекар облегченно вздохнул и поспешил поменять картинку.

И вот перед друзьями концертный зал, в центре которого стоит несколько пианино. Только вот какие-то они странные, будто игрушечные.

– Это что, гениальные музыканты правда-правда будут на этом играть? – Димка с сомнением смотрит на Бекара.

– Еще как будут, скоро сам все увидишь.

На сцену между тем выходят мужчины. У каждого в руках какая-то странная коробка.

– Что-то я этих музыкантов не узнаю, – протянул мальчик.

– Не удивительно, ведь музыканты еще не вышли, – Бекар с трудом сдержал улыбку.

Секунда – и мужчины раскрываютсвои коробки, показывая детям настоящих музыкантов…

… И вот музыканты на сцене! Кто же оказался в загадочных коробках?

Попугай, выдра, кошка, собакаи обезьяна!

– Эт-то что? – Димка от неожиданности даже заикаться стал. – А музыканты где?

– Так вот они и есть музыканты, ты послушай только.

И правда, звери один за другим занимают свои места у музыкальных инструментов и ловко наигрывают на них вполне узнаваемые мелодии. Димка не верит своим глаза и, забыв обо всем, идет к сцене, чтобы поближе взглянуть на это чудо.

– А они правда играют, да? – шепнула Оля Бекару.

– Почти, – усмехается он. – Они, конечно, просто выучили последовательность клавиш, вот и все. Хотя с другой стороны, выдра Дуо, вот эта, – кивнул Бекар на сцену, – даже сама сочинила мелодию, которую потом музыканты записали и использовали как гимн зоопарка, в котором она обитала.

Теперь и Оля едва сдерживает смех:

– А ведь Димыч и в самом деле поверил!

– Кстати, Дим, – Бекар дождался, пока мальчик насмотрится на своих «коллег» и продолжил: – Аты помнишь, как вам домой принесли пианино, когда ты учиться начал?

– Конечно, помню! – оживился мальчишка. – Это же такое приключение было, такое приключение! Полдня поднимали, потом в комнату заталкивали. Потом кошка внутрь залезла – ух что было!

– А вот японские умельцы придумали один очень интересный выход, для того, чтобы кошки не жили в пианино, и чтобы не таскать его вверх-вниз по лестницам.

– Это какой же? Строить дом вокруг пианино?

– Вовсе нет. Вот такой, – с этими словами Бекар достал прямо из воздуха крошечное пианино, длиной не больше учебника.

– Ой, ну это же просто игрушка… – протянула Оля

– Вовсе нет, полностью рабочее, функциональное пианино, никаких минусов. Каждая клавиша шириной всего 4 миллиметра, правда, но это детали. Конечно, пальцами на нем не сыграешь, но можно специальными палочками. А еще бывают для них электронные устройства, почти как проекция. Хочешь попробовать?

– Еще бы!

Дети по очереди попробовали, пока Бекар так же ловко не растворил пианино обратно в воздухе.

– Ладно, это все шуточки да фокусы. А вот вы знали, что раньше пианино спасало музыкантам жизнь?

– Не-е-т.

– Это как это?

– Вперед, сейчас сами увидите, – улыбнулся Бекар.

Куда же они попали на этот раз? Оля с удивлением рассматривала обшарпанные стены, покосившуюся деревянную дверь и развеселую компанию мужчин в дальней части комнаты. Зато Димка сразу понял.

– Мы на Диком Западе, да? – восторженно ахнул мальчик – Ковбои, индейцы – круто!

– Именно так, – подтвердил Бекар.

– Тогда я знаю как пианино спасали жизни, – усмехнулся мальчик. – Мне папа рассказывал, что раньше в салунах…

– В салОнах! – перебила Оля.

– СалОн – это где девчонкам прически делают и ногти красят, а салУн – это бар для ковбоев специальный, ясно? И вообще – невежливо перебивать, – немного обиделся Димка, но тут же продолжил, – в этих салунах висели таблички: «не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет». Вы про это, дядь Бекар?

– «Мастер», – с улыбкой поправил Бекар. – Такие таблички – это, конечно, шутка. И придумана она была значительно позже, чем существовал Дикий Запад. Однако доля истины в ней есть: ковбои действительно на удивление хорошо разбирались в музыке и легко слышали фальшивые ноты. Однако музыкантов, даже неудачливых, тут все-равно ценили. Так же как и сами инструменты, которые стоили дорого, а везти их было очень сложно. Поэтому перестрелки действительно старались вести максимально далеко от пианино. Но вот что делать, если инструмент есть, а играть на нем никто не умеет?

– Не знаем… – хором протянули дети.

– И никто не знал. А вот один человек – придумал. Впрочем, смотрите – сейчас сами всё увидите. Слышите, скандал назревает?

И действительно, в толпе послышались сначала крики, потом и звуки выстрелов. Несколько случайно оказавшихся в салуне девушек бросились к выходу, мужчины же, повыхватывав оружие, встали вдоль стен. Выстрелы были сперва одиночными, но постепенно становились все чаще и чаще. Разлетались на осколки бутылки. Однако в сторону пианино и вправду не была направлена ни одна пуля – даже несмотря на то, что без музыканта оно оставалось простым ящиком, не больше.

Но вот сквозь толпу к нему двинулся невысокий мужчина с непонятным объемным свертком.

– Не прикасайся к инструменту, Воти, – раздалось сразу несколько голосов. – Не умеешь – не берись!

Но мужчина не обращал на них ни малейшего внимания. Подсел к инструменту, поднял крышку и начал что-то поспешно присоединять и перестраивать.

– Не смей трогать, сказано же тебе! – самый высокий из ковбоев направился к инструменту с самым неодобрительным видом, однако странный дядечка лишь отмахнулся. Самоуверенность нахала заставила ковбоев отступить, но недовольство уже чувствовалось в воздухе. Однако мужчина сделал еще несколько движений, опустил крышку, а потом сел за инструмент – и заиграл.

Воцарилась тишина.

– Ты где этому выучился, пройдоха? – раздались голоса после того, как музыка смолкла.

Мужчина самодовольно усмехнулся, снова передвинул что-то под крышкой и отошел от инструмента. Однако музыка продолжала играть. Тут уж дар речи потеряли не только ковбои, но и привыкшие ко всему ребята.

– Это как это? – ахнул Димка.

– А вы подумайте, – Бекар с трудом сдерживал смех, глядя на озадаченные лица ребят.

Дети замолкли, недоумённо разглядывая «колдовской инструмент». Лишь через несколько минут робко заговорила Оля.

– Нууу, мы ведь уже видели инструмент, который играет по сути сам, так?

– Ну да, шарманку, – отмахнулся от девочки Дима. – Но там же совсем другой механизм: барабан со шпеньками, на котором… ааа, я, кажется, понял! Тут так же что ли? Он этот барабан и установил?

– Молодцы, догадались! – одобрительно кивнул Бекар. – Да, это пианола – механическое устройство, нажимающее на клавиши и давящее на педали. А видели мы с вами её изобретателя – американского инженера Эдвина Скотта Воти. Он, кстати, не только не умеет играть на пианино, но и вообще не знает ни единой ноты.

– Ничего себе! Так это он, получается, «спас жизни» пианистам Дикого Запада?

– Ну да, – снова улыбнулся Бекар. – Ты вот жалуешься, что у вас учительница в музыкальной школе строгая, да? А ты представь, если бы она на каждую твою ошибку револьвер выхватывала бы?

Ребята посмотрели друг на друга и прыснули со смеху.

– А скажи мне, Дима, – заговорил Бекар, когда ребята отсмеялись, – пианино белое в черную полоску, или черное в белую?

– Ну, это легко! – ответил Димка, предварительно заглянув в телефон. – Конечно, белое в черную: белых клавиш 52, а черных всего 36. И к тому же они уже белых.

– Молодец. А ты знаешь, что раньше все было наоборот? Попробуйте угадать, зачем же цвета клавиш потом поменяли местами?

Ребята снова задумались.

– Ладно, не мучайтесь. Все просто – раньше считали, что белые руки красиво смотрятся на черном фоне, а потом представления о прекрасном изменились, и людям стало больше нравиться белое на белом.

– Ээээй, ну так нечестно! Получается, что ответ «потому что»?

– Ну, скорее уж «потому что красиво». Ладно, не дуйтесь. Дим, а ты знаешь, что у тебя есть свой собственный, почти профессиональный праздник – День пианиста?

– Правда? А когда?

Бекар хитро улыбнулся.

– А давай-ка ты сам узнаешь, когда и почему появился День пианиста, и мне расскажешь.

– Ну вот, опять сам… – приуныл мальчик.

– Зато отметим его все вместе! – предложила Оля и подмигнула Бекару. А Димка тут же развеселился.

– Вот здорово! Значит, теперь можно еще один праздник в году отмечать!

– Можно. А еще можно и нужно не забыть поздравить с этим праздником свою учительницу музыки. И, конечно, всех знакомых пианистов.

– А день скрипача есть? – дернула Бекара за рукав Оля.

– Нет, но есть день скрипки. А еще есть шанс, что кто-то и день скрипача когда-нибудь объявит. Может быть, даже и ты.

– Ладно, это все прекрасно, но мы же еще так и не нашли нотку, – Дима отвлекся от мыслей о праздниках и перешел к делу.

– Ничего, я знаю где ее искать. И в этот раз мы возьмем ее из инструмента непрофессионального музыканта. Но все вы знаете этого человека, ведь он так же, как и фортепиано, в свое время объединил весь мир.

Минута – и дети уже в Москве времен Советского Союза. Жара, окна распахнуты, на улице носятся дети, а из одного из окон несется нежная и прекрасная мелодия.

– Хотите взглянуть, кто играет? – спрашивает Бекар, и дождавшись кивка, продвигает картинку вперед, в квартиру, а потом и в комнату. За пианино сидит молодой мужчина, у него на коленях девочка.

– Так ведь это же сам Гагарин! – ахают ребята.

– Совершенно верно. Всего месяц назад он получил этот инструмент в подарок за свой успешный полет в космос. Играть-то Юра с детства умел, а вот позволить себе приобрести собственный инструмент – не мог. Так что он признавал, что это одна из лучших наград, и сразу же стал учить игре на нем свою маленькую дочку.

С этими словами Бекар ухватил последнюю нотку, бережно положил ее в шкатулку к остальным и оглянулся на ребят.

– Ну что, а теперь нас ждет путешествие в далекую-предалекую историю, где мы познакомимся с целым классом инструментов. А потом…

– Что потом?

– Потом и узнаете, – улыбнулся Бекар.

Рояль и пианино (из открытых источников)
Рояль и пианино (из открытых источников)
Изобретатель фортепиано Бартоломео Кристофори (из открытых источников)
Изобретатель фортепиано Бартоломео Кристофори (из открытых источников)
Юрий Гагарин с дочерьми Галей и Леной (источник interesnyefakty.org)
Юрий Гагарин с дочерьми Галей и Леной (источник interesnyefakty.org)

ВОПРОСЫ:

1. Когда празднуют День Пианиста?

2. Какие вы можете назвать клавишные инструменты - предшественники фортепиано?

3. Шуточный вопрос: какой инструмент называют «голым роялем»?

~~~~~~~~~~

Автор Юлия Сергеева (для проекта «Музыкальные сказки»)

НАЧАЛО СКАЗКИ:

«Сказка про Олю, Диму, мастера Бекара и музыкальные инструменты». Глава 1
Музыкальные сказки2 июля 2023

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Если сказка вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)

Больше оригинальных сказок о музыке, созданных для нашего проекта, можно найти ЗДЕСЬ