– Ура, ура, вы мне обещали, что сегодня мы отправимся в мир фортепиано, да? Я вам покажу, что про пианино я уж точно знаю все!
– Погоди, погоди. Про что ты все знаешь?
– Ну, про пианино, я же на фортепиано уже больше года играю.
– То есть, ты уверен, что фортепиано и пианино – одно и то же? – улыбнулся Бекар.
– Конечно, это все знают! И рояль.
– Ооо, ты совсем все в охапку сгреб. Давай разбираться. Фортепиано, Дима, это общее название класса музыкальных инструментов. А вот пианино и рояль – это инструменты из этого класса. И между собой они очень сильно отличаются. В первую очередь тем, что струны пианино располагаются вертикально, а рояля – горизонтально .
– Что Вы, какие же струны у пианино? – засмеялась Оля. – Это у скрипки струны, а у пианино клавиши.
– Вот ты смешная! – теперь уже захохотал Димка, смутившийся было после лекции Бекара. – А как ты думаешь, они играют? Это же тебе не телефон. Клавиша связана с молоточком. Ты нажимаешь кнопку, молоточек бьет по струне, и получается звук.
– Правда? – Оля посмотрела на Бекара, а тот кивнул. – А дальше тогда как?
– А что дальше? – не понял Димка. – Ударяешь по второй клавише, она по другой струне…
– Нет, я не об этом. Молоточек так на струне и лежит что ли?
– Нет, Олечка, он возвращается на свое место. Такую конструкцию придумал в 1711 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори. С тех пор пианино стало играть как сейчас и стало считаться королем музыкальных инструментов.
– Королем? Вот здорово! – ахнул Димка. – А я говорил, что пианино лучше твоей скрипочки!
– Ди-ма, – Бекар сердито покачал головой.
– Ладно, ладно… – виновато буркнул мальчик.
– Вот-вот, – улыбнулся Бекар, – Давайте-ка отправимся лучше в первое небольшое приключение.
– Ой! Это что это? Это где это мы? – Димка ахнул от неожиданности и даже ухватил Олечку за руку.
– А вы угадайте, – Бекар усмехался, глядя на перепуганных ребят. Они оказались в каком-то огромном длинном колодце. Падающий откуда-то сверху свет освещал длинную и странную дорогу, на которой они стояли. На стене справа видны были длинные железки, вверху привязанные к другим железкам и уходящие куда-то вниз, в темноту. Рядом с ребятами эти железные «канаты» были не очень длинными, а дальше они становились все длиннее и толще.
– Вообще непонятно. Еще и видно плоховато… – протянул мальчик, озираясь. – Какие-то железки, деревяшки…
– Наверное, мы внутри пианино, да? – Оля с большим любопытством разглядывала все вокруг.
– Быть такого не может. Пианино же пластмассовое, – продолжал недоумевать мальчик.
– А вот и нет, Дима, Оля совершенно права: мы действительно внутри пианино. На 70 процентов оно деревянное. А еще в нем есть пластик, чугун, медь и даже войлок, представь себе! Кстати, угадаете – сколько деталей в пианино?
– Ну раз даже в скрипке, вы говорите, много, то в пианино наверное вообще аж тыща?! – Димка даже закрыл глаза.
– Ну почти, – улыбнулся Бекар, – десять тысяч, если быть точнее. И почти все из них подвижные.
– Ничего себе!!
– Ты, кажется, недооценивал свой инструмент, верно? Кстати, есть еще как минимум две причины, почему не стоило бы этого делать. Во-первых, любой музыкант должен хотя бы примерно быть знакомым с пианино, поэтому в музыкальной школе с ним знакомится каждый. А во-вторых, ученые доказали, что дети, которые играют на пианино – более дисциплинированы, легче усваивают материал и лучше учатся.
– Вот! А я говорил тебе, говорил! – Димка показал Оле язык.
– Дима! – Бекар снова строго остановил хулиганство.
– Ну что «Дима, Дима», – буркнул мальчик, но притих.
– Ладно, – Бекар усмехнулся, – раз ты у нас такой гений, то давай-ка отправимся и взглянем на нескольких очень талантливых музыкантов, играющих на пианино.
– Урааа, вперед! – подпрыгнул Димка и оглянулся на Олю. – Эй, ты что делаешь??
Пока Бекар был занят воспитанием Димы, Олечка незаметно отошла в сторону и пыталась дотянуться до одного из железных канатов. Однако между деревянной дорогой и стеной с железками зияла глубокая пропасть.
– Оля, стой! – Дима схватил девочку за руку, когда та уже чуть не свалилась с «дороги».
Бекар облегченно вздохнул и поспешил поменять картинку.
И вот перед друзьями концертный зал, в центре которого стоит несколько пианино. Только вот какие-то они странные, будто игрушечные.
– Это что, гениальные музыканты правда-правда будут на этом играть? – Димка с сомнением смотрит на Бекара.
– Еще как будут, скоро сам все увидишь.
На сцену между тем выходят мужчины. У каждого в руках какая-то странная коробка.
– Что-то я этих музыкантов не узнаю, – протянул мальчик.
– Не удивительно, ведь музыканты еще не вышли, – Бекар с трудом сдержал улыбку.
Секунда – и мужчины раскрываютсвои коробки, показывая детям настоящих музыкантов…
… И вот музыканты на сцене! Кто же оказался в загадочных коробках?
Попугай, выдра, кошка, собакаи обезьяна!
– Эт-то что? – Димка от неожиданности даже заикаться стал. – А музыканты где?
– Так вот они и есть музыканты, ты послушай только.
И правда, звери один за другим занимают свои места у музыкальных инструментов и ловко наигрывают на них вполне узнаваемые мелодии. Димка не верит своим глаза и, забыв обо всем, идет к сцене, чтобы поближе взглянуть на это чудо.
– А они правда играют, да? – шепнула Оля Бекару.
– Почти, – усмехается он. – Они, конечно, просто выучили последовательность клавиш, вот и все. Хотя с другой стороны, выдра Дуо, вот эта, – кивнул Бекар на сцену, – даже сама сочинила мелодию, которую потом музыканты записали и использовали как гимн зоопарка, в котором она обитала.
Теперь и Оля едва сдерживает смех:
– А ведь Димыч и в самом деле поверил!
– Кстати, Дим, – Бекар дождался, пока мальчик насмотрится на своих «коллег» и продолжил: – Аты помнишь, как вам домой принесли пианино, когда ты учиться начал?
– Конечно, помню! – оживился мальчишка. – Это же такое приключение было, такое приключение! Полдня поднимали, потом в комнату заталкивали. Потом кошка внутрь залезла – ух что было!
– А вот японские умельцы придумали один очень интересный выход, для того, чтобы кошки не жили в пианино, и чтобы не таскать его вверх-вниз по лестницам.
– Это какой же? Строить дом вокруг пианино?
– Вовсе нет. Вот такой, – с этими словами Бекар достал прямо из воздуха крошечное пианино, длиной не больше учебника.
– Ой, ну это же просто игрушка… – протянула Оля
– Вовсе нет, полностью рабочее, функциональное пианино, никаких минусов. Каждая клавиша шириной всего 4 миллиметра, правда, но это детали. Конечно, пальцами на нем не сыграешь, но можно специальными палочками. А еще бывают для них электронные устройства, почти как проекция. Хочешь попробовать?
– Еще бы!
Дети по очереди попробовали, пока Бекар так же ловко не растворил пианино обратно в воздухе.
– Ладно, это все шуточки да фокусы. А вот вы знали, что раньше пианино спасало музыкантам жизнь?
– Не-е-т.
– Это как это?
– Вперед, сейчас сами увидите, – улыбнулся Бекар.
Куда же они попали на этот раз? Оля с удивлением рассматривала обшарпанные стены, покосившуюся деревянную дверь и развеселую компанию мужчин в дальней части комнаты. Зато Димка сразу понял.
– Мы на Диком Западе, да? – восторженно ахнул мальчик – Ковбои, индейцы – круто!
– Именно так, – подтвердил Бекар.
– Тогда я знаю как пианино спасали жизни, – усмехнулся мальчик. – Мне папа рассказывал, что раньше в салунах…
– В салОнах! – перебила Оля.
– СалОн – это где девчонкам прически делают и ногти красят, а салУн – это бар для ковбоев специальный, ясно? И вообще – невежливо перебивать, – немного обиделся Димка, но тут же продолжил, – в этих салунах висели таблички: «не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет». Вы про это, дядь Бекар?
– «Мастер», – с улыбкой поправил Бекар. – Такие таблички – это, конечно, шутка. И придумана она была значительно позже, чем существовал Дикий Запад. Однако доля истины в ней есть: ковбои действительно на удивление хорошо разбирались в музыке и легко слышали фальшивые ноты. Однако музыкантов, даже неудачливых, тут все-равно ценили. Так же как и сами инструменты, которые стоили дорого, а везти их было очень сложно. Поэтому перестрелки действительно старались вести максимально далеко от пианино. Но вот что делать, если инструмент есть, а играть на нем никто не умеет?
– Не знаем… – хором протянули дети.
– И никто не знал. А вот один человек – придумал. Впрочем, смотрите – сейчас сами всё увидите. Слышите, скандал назревает?
И действительно, в толпе послышались сначала крики, потом и звуки выстрелов. Несколько случайно оказавшихся в салуне девушек бросились к выходу, мужчины же, повыхватывав оружие, встали вдоль стен. Выстрелы были сперва одиночными, но постепенно становились все чаще и чаще. Разлетались на осколки бутылки. Однако в сторону пианино и вправду не была направлена ни одна пуля – даже несмотря на то, что без музыканта оно оставалось простым ящиком, не больше.
Но вот сквозь толпу к нему двинулся невысокий мужчина с непонятным объемным свертком.
– Не прикасайся к инструменту, Воти, – раздалось сразу несколько голосов. – Не умеешь – не берись!
Но мужчина не обращал на них ни малейшего внимания. Подсел к инструменту, поднял крышку и начал что-то поспешно присоединять и перестраивать.
– Не смей трогать, сказано же тебе! – самый высокий из ковбоев направился к инструменту с самым неодобрительным видом, однако странный дядечка лишь отмахнулся. Самоуверенность нахала заставила ковбоев отступить, но недовольство уже чувствовалось в воздухе. Однако мужчина сделал еще несколько движений, опустил крышку, а потом сел за инструмент – и заиграл.
Воцарилась тишина.
– Ты где этому выучился, пройдоха? – раздались голоса после того, как музыка смолкла.
Мужчина самодовольно усмехнулся, снова передвинул что-то под крышкой и отошел от инструмента. Однако музыка продолжала играть. Тут уж дар речи потеряли не только ковбои, но и привыкшие ко всему ребята.
– Это как это? – ахнул Димка.
– А вы подумайте, – Бекар с трудом сдерживал смех, глядя на озадаченные лица ребят.
Дети замолкли, недоумённо разглядывая «колдовской инструмент». Лишь через несколько минут робко заговорила Оля.
– Нууу, мы ведь уже видели инструмент, который играет по сути сам, так?
– Ну да, шарманку, – отмахнулся от девочки Дима. – Но там же совсем другой механизм: барабан со шпеньками, на котором… ааа, я, кажется, понял! Тут так же что ли? Он этот барабан и установил?
– Молодцы, догадались! – одобрительно кивнул Бекар. – Да, это пианола – механическое устройство, нажимающее на клавиши и давящее на педали. А видели мы с вами её изобретателя – американского инженера Эдвина Скотта Воти. Он, кстати, не только не умеет играть на пианино, но и вообще не знает ни единой ноты.
– Ничего себе! Так это он, получается, «спас жизни» пианистам Дикого Запада?
– Ну да, – снова улыбнулся Бекар. – Ты вот жалуешься, что у вас учительница в музыкальной школе строгая, да? А ты представь, если бы она на каждую твою ошибку револьвер выхватывала бы?
Ребята посмотрели друг на друга и прыснули со смеху.
– А скажи мне, Дима, – заговорил Бекар, когда ребята отсмеялись, – пианино белое в черную полоску, или черное в белую?
– Ну, это легко! – ответил Димка, предварительно заглянув в телефон. – Конечно, белое в черную: белых клавиш 52, а черных всего 36. И к тому же они уже белых.
– Молодец. А ты знаешь, что раньше все было наоборот? Попробуйте угадать, зачем же цвета клавиш потом поменяли местами?
Ребята снова задумались.
– Ладно, не мучайтесь. Все просто – раньше считали, что белые руки красиво смотрятся на черном фоне, а потом представления о прекрасном изменились, и людям стало больше нравиться белое на белом.
– Ээээй, ну так нечестно! Получается, что ответ «потому что»?
– Ну, скорее уж «потому что красиво». Ладно, не дуйтесь. Дим, а ты знаешь, что у тебя есть свой собственный, почти профессиональный праздник – День пианиста?
– Правда? А когда?
Бекар хитро улыбнулся.
– А давай-ка ты сам узнаешь, когда и почему появился День пианиста, и мне расскажешь.
– Ну вот, опять сам… – приуныл мальчик.
– Зато отметим его все вместе! – предложила Оля и подмигнула Бекару. А Димка тут же развеселился.
– Вот здорово! Значит, теперь можно еще один праздник в году отмечать!
– Можно. А еще можно и нужно не забыть поздравить с этим праздником свою учительницу музыки. И, конечно, всех знакомых пианистов.
– А день скрипача есть? – дернула Бекара за рукав Оля.
– Нет, но есть день скрипки. А еще есть шанс, что кто-то и день скрипача когда-нибудь объявит. Может быть, даже и ты.
– Ладно, это все прекрасно, но мы же еще так и не нашли нотку, – Дима отвлекся от мыслей о праздниках и перешел к делу.
– Ничего, я знаю где ее искать. И в этот раз мы возьмем ее из инструмента непрофессионального музыканта. Но все вы знаете этого человека, ведь он так же, как и фортепиано, в свое время объединил весь мир.
Минута – и дети уже в Москве времен Советского Союза. Жара, окна распахнуты, на улице носятся дети, а из одного из окон несется нежная и прекрасная мелодия.
– Хотите взглянуть, кто играет? – спрашивает Бекар, и дождавшись кивка, продвигает картинку вперед, в квартиру, а потом и в комнату. За пианино сидит молодой мужчина, у него на коленях девочка.
– Так ведь это же сам Гагарин! – ахают ребята.
– Совершенно верно. Всего месяц назад он получил этот инструмент в подарок за свой успешный полет в космос. Играть-то Юра с детства умел, а вот позволить себе приобрести собственный инструмент – не мог. Так что он признавал, что это одна из лучших наград, и сразу же стал учить игре на нем свою маленькую дочку.
С этими словами Бекар ухватил последнюю нотку, бережно положил ее в шкатулку к остальным и оглянулся на ребят.
– Ну что, а теперь нас ждет путешествие в далекую-предалекую историю, где мы познакомимся с целым классом инструментов. А потом…
– Что потом?
– Потом и узнаете, – улыбнулся Бекар.
ВОПРОСЫ:
1. Когда празднуют День Пианиста?
2. Какие вы можете назвать клавишные инструменты - предшественники фортепиано?
3. Шуточный вопрос: какой инструмент называют «голым роялем»?
~~~~~~~~~~
Автор Юлия Сергеева (для проекта «Музыкальные сказки»)
НАЧАЛО СКАЗКИ:
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Если сказка вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)
Больше оригинальных сказок о музыке, созданных для нашего проекта, можно найти ЗДЕСЬ