Найти тему
Музыкальные сказки

«Сказка про музыкальные инструменты, Олю, Диму и мастера Бекара». Глава 8: на машине времени

Иллюстрация Елизаветы Жердевой
Иллюстрация Елизаветы Жердевой

– Что ж, мы отправляемся в последнее наше путешествие. И у меня для вас небольшой сюрприз, – мастер Бекар провел рукой, и неподалеку от ребят появилась огромная круглая штука на ножках.

– Что это? – дети озадаченно разглядывали непонятный объект.

– Где-то я что-то похожее уже видела… – задумчиво протянула Оля.

– Так это ж… это же машина времени! – закричал Димка, догадавшись. – А как… почему… – от волнения мальчик не мог подобрать слова, – а чо мы раньше-то не это?..

Бекар молчал и загадочно улыбался.

– Я вспомнила: это в мультике каком-то такая же машина была! Мастер Бекар, а только ведь это очень опасно?

– Что опасно, Оля?

– Ну, если мы попадем в прошлое и вдруг случайно там что-то изменим, то ведь и будущее, то есть, настоящее… Короче, все поменяется, как в фильмах показывают?

– Не беспокойся об этом, – по-прежнему чему-то улыбаясь, успокоил девочку Бекар. Он подошел к машине времени, открыл дверцу и пригласил ребят забраться внутрь.

– Ого! Ух ты! Ничего себе! – не переставая ахал Димка, разглядывая кнопки и рычажки на панели управления. Он уже протянул было руку, чтобы что-то нажать, но Бекар довольно строго его остановил.

– Давай заранее договоримся, Дима: во избежание неприятных ситуаций – никакой «самодеятельности», пожалуйста. Итак, как я и говорил, сегодня мы отправимся «в гости» к одним из самых древних музыкальных инструментов. Есть идеи?

– Ну, я слышал про какую-то древнюю-предревнюю дудочку, – почесал в затылке Димка.

– Да, есть такая. Но давайте я вам подскажу. Нас ждет знакомство с целым классом инструментов, которые мало менялись с древних времен.

Ребята переглянулись, соображая.

– Думайте, думайте! – Бекар ждал, постукивая пальцами по крышке волшебной шкатулки с нотками.

Еще минута прошла в недоуменном молчании, а потом Оля вдруг задумчиво взглянула на руку Мастера.

– Ударные! Точно ударные!

– Ударные? – засуетился и Димка. – Мы правда на ударные смотреть полетим?

– Ну да, – пожал плечами Бекар. – Дим, а ты чего это так разволновался?

– Я просто однажды по телевизору видел, как маленький мальчик, похожий на индийского йога, играл на очень необычном барабане, который из двух состоял. Даже в интернете искал как он называется, но не нашел. Может, сегодня увижу?

– Я, кажется, догадываюсь о чем ты говоришь, – кивнул Бекар. – Но всему свое время. А пока мы отправляемся в доисторические времена.

– А можно я нажму нужные кнопки? – попросил Дима. Но на экране уже высветилась надпись «доисторическое время», и почти сразу появилась соответствующая картинка. Ребята с удивлением разглядывали древний лес, по которому летали стрекозы размером побольше курицы, а землю покрывали двухметровые папоротники.

Вдруг что-то мелькнуло в зарослях, еще раз, еще, все ближе и ближе – и на поляну выскочило какое-то животное. Больше всего оно напоминало мохнатую корову. Животное остановилось, тяжело дыша и прислушиваясь, но через секунду снова рвануло в лес. А почти сразу после этого ребята услышали какие-то странные звуки. Не то, чтобы они напоминали барабан, но какое-то ритмичное постукивание раздавалось то из одной, то из другой части леса. И вскоре стало ясно, откуда этот звук: за животным бежали люди. Точно такие, какими изображают их в учебниках истории – в шкурах через плечо и с дубинками в руках. Этими-то дубинками они, прямо на ходу, постукивали по стволам деревьев, попадающихся на пути.

– Эй, они убегают! – крикнул Димка, выскочил из машины и бросился следом. Оля, даже не успев ничего понять, побежала следом. Минут десять дети поспешно продирались сквозь заросли кустарников, пока Оля наконец не рухнула на траву, тяжело дыша. Димка досадливо охнул, а сзади ребят раздался спокойный и чуть насмешливый голос Бекара.

– Размялись, мои юные друзья? Может быть теперь перенести вас к тому месту, где закончилась погоня?

Теперь досадливо застонали уже оба.

А тем временем погоня действительно закончилась. К восторгу Оли и разочарованию Димки – не в пользу охотников. Лес остался позади, и теперь несколько наиболее молодых и быстроногих воинов еще бежали по равнине вслед за убегающим зверем. Однако было видно, что они больше мешают друг другу, чем помогают, а потому отстают все больше и больше. Скоро это поняли и воины, остановились, а затем лениво потрусили к ожидающему их племени.

– Ну что, есть у вас версии что случилось?

– Наверное они бежать устали? – пожал плечами Димка.

– Наивный ты, – вздохнула Оля, – мы ж не просто гуляем – мы в прошлом музыкальных инструментов. Значит дело в том стуке.

– Аааа, тогда я знаю! Это они азбукой Морзе друг другу информацию выстукивали, да?

– Ты переоцениваешь наших предков, – улыбнулся Бекар, – но суть ты угадал верно. Этим стуком они указывали свою территорию и направление движения, что позволяло им не путаться друг у друга под ногами. И точно понимать куда бежать, не приглядываясь сквозь заросли травы и папоротников. Но, как вы видите – на равнине деревьев нет, и стучать не по чему. И какое же тут единственно верное решение?

– Сделать барабан! – хором закричали дети.

– Совершенно верно. А теперь давайте-ка слетаем и взглянем на одного юного индийского исследователя.

Они вернулись к машине (обратный путь, на удивление, получился значительно короче) и снова забрались внутрь. В этот раз Димка не успел даже рот открыть и заговорить о своей просьбе, как на экране появилась какая-то надпись на незнакомом языке. И через мгновение они уже летели вдоль берегов Священной реки Ганг. Внезапно машина остановилась, и ребята увидели мальчика, который пытался разрезать барабан ножом.

– Что же он делает? – ахнула Оля.

– Он же испортит барабан! – добавил Дима.

– Не успеет, – Бекар указал на мужчину, который на цыпочках подходил к мальчишке сзади.

«Что же ты делаешь?»

Мальчишка испуганно подпрыгнул и попытался спрятать нож. Но понял, что попался, и виновато опустил голову.

« – Я хотел посмотреть, кто сидит внутри барабана и стучит там… – почти прошептал он.

– Но для этого же вовсе не обязательно портить барабан твоего брата, верно? – улыбнулся мужчина. – Пытливый ум это хорошо, но иногда надо еще и обычный включать. Давай я расскажу тебе, как устроен барабан. Слушай внимательно! Корпус барабана производится из дерева, металла, акрилового пластика или даже глины. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. А звук издает вовсе не какое-то там мифическое существо, а просто воздух. Ударяя по барабану, мы сжимаем воздух, прижимаем его мелкие частицы – молекулы – друг к другу. Потом они разжимаются и ударяют в ответ – по стенкам барабана. Вот отсюда и звук. Понял, Тамтам?

– Эх, а я думал, что там кто-то сидит, – сказал Тамтам, разочарованно вздохнув.»

– Как же я его понимаю, – засмеялся вдруг Димка, – я до пяти лет думал, что внутри пианино сидят два гномика и включают магнитофон.

Бекар и Оля посмеялись вместе с Димой.

– Надеюсь, теперь и ты, и Оля, и Тамтам поняли, как устроены музыкальные инструменты. А вы, кстати, знаете, что такое «тамтам»?

– Неееет, – хором ответили Оля и Дима.

– Тамтам – это ударный музыкальный инструмент, один из видов гонга. Состоит он из выпуклого диска большого размера, который изготавливают из металла, чаще всего из бронзы. Колотушка, используемая для игры, представляет собой деревянную рукоятку с войлочным наконечником, – пояснил Бекар.

– Послушайте, а мы же в Индии, да? И этот малыш что-то говорил о своем брате- барабанщике. Мы не можем слетать взглянуть на него?

– А почему бы и нет? Тем более, что нотку мы пока не нашли.

Никакой новой надписи в окне машины ребята не увидели, но зато ощутили движение. Теперь их необычный транспорт набрал высоту и перемещался над Индией, словно простой вертолет…

Пока путешественники летели к городу, Бекар рассказал ребятам об одном из лучших барабанщиков мира по имени Ринго Старр. Он входил в состав группы Битлз. Кстати, участники этой группы любили посещать Индию и занимались там йогой и медитацией.

– А на каком барабане играл Ринго? - спросила Оля.

– Это было ударная установка, – поспешно ответил Дима, опередив Бекара.

– Да, всё верно, – подтвердил тот и добавил, – ударная установка – это набор ударных инструментов (барабанов, тарелок и других), использующихся совместно, одним барабанщиком. Так что ударники – единственные музыканты, которые могут одновременно играть на пяти и даже десяти инструментах.

Так, за разговорами, ребята оказались в самом центре города Калькутты. И в этот момент Дима увидел того самого необычного мальчика, который потрясающе играл на барабане.

– Вот он, вот! Вот этот барабан! – закричал Димка.

– Отлично. Только называется этот инструмент мриданга. Главное её отличие от барабана в том, что два инструмента всегда скреплены между собой и никогда не бывают поодиночке. Считается, что это мужской и женский барабан.

– Это что же, на женском играют только девочки, а на мужском только мальчики? – засмеялась Оля.

– Нет, конечно. Просто вот эта большая мембрана – мужская, она даёт более низкий звук и олицетворяет силу и мощь. А вторая, маленькая – женская. Она даёт более высокий звук и олицетворяет наслаждение и блаженство. Ладно, ребята, нам пора бы уже и дальше отправляться: нотку-то мы так и не нашли.

– А мы можем оставить этому мальчику какой-нибудь подарок от нас? – смущенно спросил Димка. – Я знаю, что он нас не видел, но не зря же я так долго хотел его увидеть, правда?

– Можем, но только в порядке исключения.

– Ой, а настоящее и будущее от этого точно не изменятся? – снова забеспокоилась девочка.

– Не волнуйся, Оля. Хорошие дела могут изменить мир только к лучшему. Так что же ты хочешь подарить мальчику, Дим?

Димка задумался.

– А в России есть ударные инструменты?

– Не подскажу. Это же твой подарок, да? Вспоминай. Может быть, Оля тебе подскажет?

– Ну, барабаны – это понятно, но скучно, – начал размышлять мальчик вслух.

– Может, ложки? – предложила Оля.

– Ага, может еще вилки? – отмахнулся Дима. Девочка обиженно засопела.

– Ты зря обидел подругу, между прочим. Ты разве никогда не слышал про то, что можно играть на ложках?

– Ну слышал, конечно, мы в детском садике играли. Но я думал, что это так, игрушка, а не инструмент. Неужели и настоящие музыканты на ложках играют?

– Играют, и еще как!

Димка смутился.

– Ладно, Оль, извини, я не знал.

– Ничего, – Оля не хотела долго обижаться на приятеля. – А я зато придумала самый-самый русский ударный инструмент!

– И какой же? – недоверчиво протянул Димка.

– Бубен! – выпалила довольная собой девочка. – Правда же, мастер Бекар?

– Не хочется тебя расстраивать, – вздохнул тот, – но бубен не совсем русский инструмент.

– Как это? – хором протянули ребята, опешив. – Бубен не русский?

– Да не может же быть! – продолжила Олечка, едва не плача. – Я же видела на картинках скоморохов с бубнами! Значит, они у нас еще с 17 века. Так какие же они, если не русские?!

– Не горячись, не горячись, – выставил перед собой Бекар ладонь. – Так-то оно так, играли скоморохи на бубнах. Но вот только не они одни. Например, бубен упоминается в сказаниях о крестовых походах. Помните когда они были? Впрочем я знаю, с историей у вас не очень. Ну, дома у родителей или у интернета спросите. Но могу вас заверить – это было задооолго до 17 века. И уж точно не в России. А вообще бубен – он как барабан: появился еще у древних народов, и потом в каждой стране сформировалась своя разновидность.

– Точно, – протянул Димка, – я же вспомнил, индейские шаманы тоже же на бубнах играют, когда духов вызывают и все дела, да?

– Совершенно верно, Дима. Впрочем, бубен все-равно хорошая идея: ведь в Индии он распространен не был никогда, да и освоить его не трудно.

С этими словами Бекар встряхнул руками и в руках у него с тихим звоном появился бубен.

– Ой, а у шаманов не такой.

– Верно, молодец. Это не шаманский, а оркестровый бубен – самый распространенный и звонкий. Ну бегите уже, дарите. Может и нотку найдете.

Картинка за окном машины внезапно сменилась, и ребята увидели того же мальчика на окраине индийской деревни. А на себе Оля и Дима с удивлением обнаружили традиционные индийские саронги. В полном восторге они выскочили из своего транспортного средства и помчались по тропинке к мальчишке.

– Привет, мы из России, держи, это тебе наш музыкальный инструмент, на память! – затараторил Димка, подбежав к мальчику.

Мальчишка смотрел на ребят и, озадаченно наклонив голову, переводил взгляд с них на бубен и обратно.

– Он не понимает, – хихикнула Олечка. – Бекар нас местному языку не научил же.

– Ну вооот… – протянул Димка обиженно. Но тут же сообразил, как поступить: протянул мальчишке бубен и несколько раз осторожно по нему стукнул. Мальчик, наконец, тоже понял, что от него требуется. Он взял подарок, несколько раз тронул его, прислушиваясь… и вдруг заиграл несложную, но очень красивую музыку.

Димке только и оставалось, что завистливо присвистнуть.

– Вот это он дает! И правда – талант.

– Ты нотку лови лучше, – подтолкнула Оля приятеля в бок, указывая на фиолетовую нотку, выскользнувшую из бубна на траву. Димка послушно подхватил её, и они заторопились обратно к Бекару. Вслед им неслись звуки бубна.

– Я дуууух! – раздалось вдруг страшное завывание за спиной у Олечки. – Кто меня вызываааал?!

Некоторые инструменты из группы ударных инструментов  (из открытых источников)
Некоторые инструменты из группы ударных инструментов (из открытых источников)

ВОПРОСЫ:

1. Различных ударных инструментов существует очень много. А какие сможете назвать вы?

2. Вспомните и назовите песни об ударных и музыкальные произведения, в названии или в тексте которых есть упоминание ударных инструментов.

3. Вспомните название советского мультика про необычные приключения двоечника и отличницы. Кто из героев путешествовал на машине времени?

~~~~~~~~~~

Автор Юлия Сергеева (для проекта «Музыкальные сказки»)

НАЧАЛО СКАЗКИ:

«Сказка про Олю, Диму, мастера Бекара и музыкальные инструменты». Глава 1
Музыкальные сказки2 июля 2023

Если сказка вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)

Больше оригинальных сказок о музыке, созданных для нашего проекта, можно найти ЗДЕСЬ