Найти тему
Музыкальные сказки

«Сказка про музыкальные инструменты, Олю, Диму и мастера Бекара». Глава 5: скрипка и ковёр-самолёт

Оглавление
Иллюстрация Елизаветы Жердевой
Иллюстрация Елизаветы Жердевой

– Ну что ж, сегодня твой звездный час, Оля. Мы отправляемся в гости к твоим старым музыкальным знакомым — скрипкам. А заодно и к их родственникам. Но для начала я задам несколько вопросов Диме, а ты не подсказывай. Готов? Тогда вот тебе первый вопрос: сколько деталей в скрипке?
– Нууу…​ несколько деревяшек, струны, а еще железки и винтики, к которым струны привязаны. Штук пятнадцать, наверное. А, вспомнил: еще этот, который ты под скрипку кладешь!
Димка торжествующе взглянул на девочку.
– «Этот» называется мостик, —​ не выдержала Оля, —​ но он как раз к деталям скрипки не относится. И даже без подбородника можно играть, хоть и неудобно будет. Но даже без них, штук пятнадцать — это только названий всех деталей, а если каждую повторяющуюся по отдельности считать, то гораздо больше получится.
– Ого!
– Ага! А еще у скрипки душа есть.
– Да ладно, – Димка хмыкнул.
– Я тебе покажу в моей скрипке, когда вернемся.
– Серьезно? —​ мальчик перевел взгляд на Бекара.
– Думаю, что Оля имеет ввиду маленькую круглую палочку внутри скрипки, между верхней и нижней деками. Она действительно называется «душка». Хотя настоящая душа скрипки — это, скорее, душа играющего на ней музыканта. Что ж, теперь второй вопрос: какой великий ученый​ очень хорошо​ играл на скрипке?

– А, это я знаю: Шерлок Холмс!

– Ну, отчасти ты прав, – улыбнулся Бекар, – однако вот только не сказать, чтоб Шерлок Холмс был ученым. А вот Эйнштейн точно был, и он с шести лет играл на скрипке и очень этим гордился. Теперь третий вопрос: какие скрипки играют красивее всего? Какой мастер их создал?

– Оо, тут я точно знаю: Страдивари!

– А ты, Оля, как думаешь?

– Думаю, что он угадал, —​ согласилась девочка.

– Что же, раз вы сошлись во мнениях, тогда в путь – покажу вам кое-что.

Спустя​ пару минут дети уже разглядывали очередную картинку: перед тяжелыми деревянными дверями толпились разного возраста мужчины и женщины в строгих костюмах. Они о чем-то переговаривались, показывали друг другу ноты, о чем-то спорили…

– О, прям как наш класс перед контрольной, — засмеялся Димка.

– Забавное сравнение. Однако это очень известные и талантливые скрипачи, и тут сейчас будет своего рода экзамен. Только не для них.

В этот момент двери распахнулись, и оттуда вышла компания ребят, похожих на студентов. Каждый из них подошел к своему музыканту и завязал ему глаза, взял за руку, провел в зал и усадил на кресло. На сцену вышел еще один музыкант, за ним выкатили стойку с пятью скрипками. Три из них явно старинные (Бекар тихонько пояснил ребятам, что две из них —​ скрипки Страдивари, а еще одна другого великого мастера —​ Гварнери), еще две —​ совсем новые, будто только из магазина.

«Сейчас, дамы и господа, —​ объявил музыкант, —​ я сыграю для вас один музыкальный фрагмент на пяти разных инструментах. Если вам кажется, что играет скрипка великих мастеров —​ поднимаете правую руку, если считаете, что скрипка современного мастера —левую.»

– Ой, а можно и я попробую? — подпрыгнула Оля.

– Пробуй, конечно.

Девочка повернулась к сцене спиной и присоединилась к соревнованиям. Наблюдавший же за происходящим Димка удивлялся все больше и больше. Оля не угадала ни разу. Но ладно бы только она: знаменитые скрипачи тоже постоянно ошибались, угадывали единицы! По итогам финального голосования скрипки Страдивари и вовсе оказались на последнем месте.

– Как же так? – в один голос протянули растерянные ребята. – Так это что же получается, про Страдивари все выдумывают?
– Что вы, конечно нет. Его скрипки действительно звучат прекрасно, в чем вы и сами могли сейчас убедиться. Просто современные мастера научились делать инструменты не хуже, а нередко даже лучше. Однако вспомните, что Антонио Страдивари родился почти четыре столетия назад, когда технологии производства были совсем другими. А поскольку он никому не раскрыл секретов своего искусства, то эти секреты обросли легендами. До сих пор ученые проводят исследования, пытаясь разгадать тайну знаменитого мастера: что именно делало звучание созданных им инструментов таким красивым.
– Я слышал, что его скрипки стоят очень дорого?
– Очень. Самая дорогая была продана за 18 миллионов долларов. Многие знаменитые скрипачи по-прежнему считают за честь играть на скрипках Страдивари и некоторых других итальянских мастеров. Но большинство старинных инструментов все же находится в музеях.

– Ой, фуууу, – вдруг оглянулась Оля и скривилась. – Где это мы? На лавку мясника похоже…В полутемном невысоком помещении глаза ребят с трудом различали окружающие предметы. В центре за прилавком возвышался солидный хозяин заведения. Дети подвинулись друг к другу, опасаясь что-то задеть.
– Ты угадала, Оля. Мы в лавке мясника 17 века. В те далекие времена создание скрипок было тесно связано с этим заведением: струны делали из жил животных, а в смычок вставляли волос из конского хвоста. Хотя, несмотря на прогресс во всех сферах жизни человека, конский волос используют для смычков и в наше время. Представляешь, узнали даже, что смычок из хвоста вороного (чёрного) и белого коня дают совсем разный звук.
А вот, кстати, и сам великий мастер.

Бекар с улыбкой обернулся на звук дверного колокольчика лавки. В помещение вошел мальчик, только немного постарше ребят, протянул лавочнику бумажку, а взамен получил целый мешок с жилами и прочими отходами.

– Это Страдивари? Серьезно? – хихикнул Димка.

– Ну да, а что тебя смущает? Думаешь он родился сразу взрослым и опытным? Так не бывает. Вот талантливым, это да. Пойдемте за ним, посмотрим.

Юный Страдивари меж тем, сгибаясь под тяжестью сумки перешел улицу и поднялся на второй этаж. Картинка перед ребятами сменилась.

– Уф, ну вот это гораздо больше похоже на мастерскую, – с облегчением заметила Оля.

Мальчика встретил пожилой мужчина и осторожно забрал у него ношу.

«Учитель, а зачем вам все это?» – спросил мальчишка, но ответа не получил.

– Учитель Страдивари, Николо Амати, всегда был скрытен, – пояснил Бекар, – и не открывал секретов своего производства даже своему ученику, пока окончательно в нем не убедился. Эту черту унаследовал и Страдивари. Когда у него, уже взрослого и заслужившего признание спросили, в чем секрет его скрипок, он сказал, что использует для покрытия пыльцу цветов и пыль с пола собственной мастерской. И одно время в это даже верили.

– Оль, давай твою скрипку цветочной пыльцой и пылью покроем – сразу круто заиграешь! – съехидничал Димка.

Между тем Амати подозвал ученика и показал скрипку, еще не до конца просохшую после нанесения лака. Парень осторожно коснулся струн, корпуса, провел по струнам лежащим рядом смычком и восхищенно взглянул на учителя.
Когда же учитель вышел, юноша быстро, но тщательно осмотрел скрипку, только разве что не понюхал. Надолго задержал пальцы на надписи Amati на боку инструмента.

– Что он делает? – зашептали ребята.
– До расцвета таланта Страдивари самыми лучшими скрипками были инструменты от Амати. Однако юный Антонио был настолько талантлив и дотошен, что сам разгадал секрет своего учителя раньше, чем тот успел ему его открыть. И когда мальчику исполнилось шестнадцать, он создал инструмент почти такой же силы звучания и изящества. Амати был так поражен, что разрешил ученику самому подписывать созданные им инструменты. В тот время не каждый взрослый скрипичный мастер заслуживал такое право, а шестнадцатилетние мальчишки о таком и мечтать не могли. Однако воспользовался этим правом талантливый юноша лишь несколько лет спустя. Итак, первую скрипку Мастер создал в 16, а последнюю в 93 года, незадолго до смерти. Всего он создал почти 1200 скрипок, несколько альтов, виолончелей и других струнных инструментов.
– Погодите-ка, – озадаченный Димка поспешно выстукивал что-то на экране мобильника, – тогда выходит, что он делал одну скрипку целый месяц?
– Не целый месяц, а всего, – поучительно сказал Бекар. – Вспомни-ка, сколько времени нужно на изготовление альпхорна?

– Страдиваари, Итааалия, – проворчал вдруг Димка, – А в России скрипок не делали что ли?

– Ну почему же, еще как делали.

Неожиданно подул легкий ветерок, и ребята вместе со своим провожатым оказались на опушке леса…

… Ветви берез и елей задевали их плечи, а ноги щекотали знакомые полевые цветы.

– У графа Шереметева, например, – продолжил Бекар свой рассказ, –в крепостных был Иван Батов, скрипки которого тоже известны и славны до сих пор. Но он, в отличии от Страдивари,изготавливал еще и балалайки, и гитары. А еще частенько чинил скрипки европейских мастеров, может и Страдивариусы, как знать. Говорят, что однажды он сделал из гробовой доски балалайку, которую граф Потемкин купил для своего оркестра за тысячу рублей.

– А это тогда было много, да?

– Ну, скажем так: самого Батова за эти деньги можно было бы купить​ три раза – улыбнулся Бекар. – Поговаривают, что вольную крепостной мастер в итоге получил за виолончель собственного производства, которую Шереметев тоже чрезвычайно выгодно продал.

А еще был у нас в стране мастер Киттель. Он, правда, больше прославился смычками, чем самими скрипками. Зато смычки его сейчас практически бесценны, а знамениты почти как скрипки Страдивари. Он, кстати, в подражание итальянскому мастеру гнался за эксклюзивом, покрывал смычки лаком необычного цвета и вставлял элементы из панциря черепахи. А еще были Леман, Витачек, Подгорный… Много в России скрипичных мастеров было. Просто так вышло, что скрипки ассоциируются именно со Страдивари. Если вспомните — с волынкой такая же история: есть волынки у разных народов, а знают ее большинство людей как национальный инструмент Шотландии.

Димка тяжело вздохнул.

– Что, Дим, тебе за наших мастеров обидно или за волынку свою? – решила съехидничать Оля.

– Да не, просто путешествуем сегодня как-то скучно…

– Ой, подумаешь, скучно ему!

– Подожди, Оля, не вредничай, – решил предотвратить ссору Бекар. – А как бы тебе хотелось поинтересней, Дима?

– Ээ… щас… – глаза парнишки загорелись ожиданием приключений, – а давайте – на ковре-самолете! Всю жизнь мечтал! Или вы только картинки можете перемахивать?

Не успел мальчик договорить, как у его ног внезапно появился и разлегся на траве очаровательный коврик с длинной бахромой по краям. Уголки ковра поднимались и опускались небольшими волнами, хотя ветра уже не было.

– Что ж, молодой человек, присаживайтесь, – Бекар пригласительным жестом указал на ковер. – И ты, Оля, садись поскорее.

Ребята вместе с провожатым уселись на сказочный транспорт, стараясь быть ближе к середине. Оля и Дима сразу же крепко схватились за края. Ковер-самолет качнулся и начал набирать высоту. Бекар с интересом наблюдал за детьми, не забывая при этом о цели путешествия:

– Транспорт у нас сказочный, и развивать может сказочную скорость. А полетим мы по разным странам посмотреть на родственников скрипки – струнные смычковые инструменты разных народов. Посмотрите-ка, вон крестьянин русский на гудке играет.

Ковер плавно летел на небольшой высоте, и ребята хорошо могли разглядеть собравшихся на краю села людей в праздничных одеждах. Некоторые из них плясали, другие смотрели, а несколько человек играли на разных музыкальных инструментах. У одного музыканта в руках была деревяшка с тремя струнами, очень похожая на грушу. По ней он водил очень изогнутым смычком. Оля почти свесилась с края коврика, чтобы получше рассмотреть.

– Дим, смотри, смычок-то какой кривой! – девочка развеселилась.

– Сейчас держитесь крепче, – предупредил Бекар, – перемещаемся на Восток, в Азию.

Ковер поднимался все выше, далеко позади оставив деревню с веселыми крестьянами. Села и города превратились в крошечные точки и мелькали внизу с огромной быстротой. Ледяной ветер с силой дул навстречу.

– Нннаддо ббыло шуббы братть… – стуча зубами, с трудом проговорила Оля. Бекар с сочувствием посмотрел на нее, развернул неизвестно откуда появившиеся пушистые пледы и накрыл ими детей с головой.

Ковер замедлил скорость и начал снижаться. Путешественники смоли различить внизу степь, простиравшуюся до самого горизонта. Кое-где видны были большие стада овец, коз, коров, лошадей. Оля снова перегнулась через край и пыталась все рассмотреть.

– Ой, смотрите, верблюды! – вдруг вскрикнула она, указывая вниз. – Где это мы?

– Пролетаем над Казахстаном. А теперь смотри еще внимательнее. Видишь?

Девочка различила рядом с верблюдами мужчину, сидящего прямо на траве. Он водил изогнутым смычком по струнам, натянутым на весьма необычный инструмент, который держал меж скрещенных ног. Девочка позабыла о недавних неприятностях и снова развеселилась.

– Этот еще смешнее! Как огромная чашка из дерева, а вверх и вниз еще две деревяшки торчат! Интересно, смогла бы Ольга Геннадьевна на этом поиграть? – и озорница звонко рассмеялась. – Дим, как думаешь? … Дима??

Оля, наконец, взглянула на товарища. Он сидел с прикрытыми глазами и побелевшим лицом, молча вцепившись в бахрому ковра и стараясь не шевелиться.

– Ты чего?? Тебе плохо?? – Оля испугалась не на шутку. Дима не отвечал.

Бекар еле заметно махнул рукой, и ковер-самолет, отлетев в безлюдную степь, тихо опустился на землю. Мальчик открыл глаза и посиневшими губами с трудом проговорил:

– А можно… я дальше… пешком пойду?

Бекар сочувственно улыбнулся.

– Что ж, если приключений на сегодня хватит – давайте просто сменим картинку. Хотя такой интересный маршрут был намечен: ведь «родственников» у скрипки так много.

– Ну вот… – огорчилась Оля. – Может быть, хотя бы картинки покажете нам?

– Могу и картинки. Однако лучше я открою вам одну тайну: многие из этих инструментов вы сможете посмотреть сами в музеях музыкальных инструментов. Самый большой такой музей в Москве находится, но и в некоторых других городах такие музеи есть. А потом мне расскажете, что увидели и узнали.

А сейчас покажу я вам ещё одну удивительную штуку. Вернее я покажу две картинки, а вы угадаете,в чем подвох, хорошо?

– Конечно!

– Тогда внимание. А заодно смотрите – нотку не пропустите. Мы ведь ее пока так и не нашли.

И вот ребята с Бекаром уже в концертном зале. Он переполнен, люди не просто заняли все места – они стоят в проходах, на балконах. Просто негде шагу ступить.

– Тут будет какой-то великий скрипач играть?

– Да, один из лучших современных.

Дети притихли, проникнувшись. Как раз в этот момент на сцену шагнул скрипач. Невысокий, со слегка растрепанными каштановыми волосами и острым подбородком. Но когда он заиграл, все это перестало иметь значение. Заслушалась не только Оля, но и непоседливый Димка. И даже когда концерт закончился, они, как и многие другие, ещё некоторое время сидели тихо, пытаясь что-то понять…

– Ну что, теперь вторая сцена? – на этот раз Бекар не выдержал первым.

– А там тоже будет великий скрипач выступать? – мечтательно протянула Оля.

– Увидите, – загадочно улыбнулся Бекар.

– Ой! Это же метро!

И вправду, ребята оказались в метрополитене, не Московском, но вполне узнаваемом. А у стены стоял скрипач. У ног его – раскрытый скрипичный футляр. Сам музыкант невысокий, со слегка растрепанными каштановыми волосами и острым подбородком, и какой-то немного растерянный: будто не понимает, что происходит. В футляре несколько монет и помятая купюра, но вообще люди идут мимо. У всех дела, все спешат на работу, ведут детей в школу. Дети и не прочь бы послушать музыку, но родители тянут их за руки, и им приходится уйти. Никому нет дела до скрипача. Да и Оля с Димкой заскучали.

– Ну надо было хоть с этого начать, – закапризничала девочка,– после гения слушать какого-то уличного музыканта? Зачем?

– Это ты мне скажи зачем, договаривались же, – Бекар почему-то нахмурился, и дети сосредоточились на музыке.

– Так это же… - ахает Димка, но Бекар даёт ему знак молчать. Впрочем, через минуту догадалась и Оля.

– Это же тот великий музыкант! – ахает и она тоже.

– Да, – грустно вздыхает Бекар, – это знаменитый эксперимент. И новый вам урок: настоящая красота музыки может быть где угодно, а не только в концертных залах. И даже не всегда в музыкальных инструментах. Учитесь слушать и слышать.

Помолчав, он протянул Оле монетку:

– Вот, положи-ка в футляр.

И уже шепотом добавил:

– И не забудь забрать нашу нотку – она там!

Скрипка Страдивари (из открытых источников)
Скрипка Страдивари (из открытых источников)
Струнные смычковые инструменты в витрине музея Глинки (из открытых источников)
Струнные смычковые инструменты в витрине музея Глинки (из открытых источников)

ВОПРОСЫ:

1. Каких «родственников» скрипки вы можете назвать? Можно называть как классические музыкальные инструменты (из состава симфонического оркестра), так и струнные смычковые инструменты разных народов.

2. У скрипки этого – семь, у домры – пять, а у арфы только четыре. О чем речь?
3. Если заиграть на скрипке перед паутиной, то паук вылезет из укрытия. Как вы думаете — почему?

~~~~~~~~~~

Автор Юлия Сергеева (для проекта «Музыкальные сказки»)

НАЧАЛО СКАЗКИ:

«Сказка про Олю, Диму, мастера Бекара и музыкальные инструменты». Глава 1
Музыкальные сказки2 июля 2023

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Если сказка вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)

Больше оригинальных сказок о музыке, созданных для нашего проекта, можно найти ЗДЕСЬ