– Ну и как я должен на эти ваши вопросы отвечать??
– Молодой человек! – неожиданно строго произнёс Бекар. – Разве Вас так учили со старшими разговаривать?
Димка смущённо опустил голову и стал разглядывать ботинки. Бекар продолжил чуть мягче:
– Телефон у Вас с собой?
– Ой, правильно, надо ведь маме позвонить, чтобы не волновалась! – забеспокоилась Оля.
– И что ты ей скажешь? – буркнул Дима. – «Не волнуйся, мама, я в древней Швейцарии!» - очень успокаивает! – сыронизировал он.
– Насчёт мамы не беспокойся, Оля. Ты же читала в волшебных историях, как герои, пережив множество приключений, возвращаются в тот самый миг, когда началось их путешествие? И с нами обязательно так случится — обещаю! А телефон может пригодиться для поиска нужной информации в интернете. Это ответ Диме.
– Ладно, понял я… поищу про этого Шико… Шилко… как его там?
– Шилклопер. Думаю, сразу в поиске найдешь. Ну, а нам пора отправляться за второй нотой и заодно познакомиться с одним очень необычным музыкальным инструментом.
– Ой, какой-то экзотический, да? Про который мы никогда не слышали? – нетерпеливая Оля даже подпрыгнула.
– Да нет, слышали не раз. И, скорее всего, даже видели, но всех его секретов точно не знаете. Начать хотя бы с того, что у этого инструмента нет родины — так что придется нам по разным странам попутешествовать. А начнется наш путь во Франции.
Ребята покрепче ухватили Бекара за руки, и все завертелось. Вскоре мальчик и девочка уже внимательно осматривали очередную двигающуюся картинку.
– Ух тыыы, это мы во дворце? – догадалась Оля.
– Именно так. Смотрите, не отвлекайтесь.
Посреди комнаты располагались несколько клеток с невзрачными пичужками. Перед ними стоял молодой парнишка и раз за разом высвистывал простенький мотив. Получалось у него не очень, даже ребята переглянулись и поморщились. Птицы вовсе не обращали на парня внимания.
– А что он делает? – шепнул Димка.
– Учит птиц петь. В 18 веке обученная певчая птица была на вес золота.
– Не очень-то у него выходит, – дети с трудом удерживались от смеха.
В этот момент дверь распахнулась, и в комнату вошел богато одетый человек. Парень мигом прекратил свистеть и согнулся в поклоне.
– Как успехи, Жак?
– Обучение движется, мсье.
– Ты же обещал научить птиц петь в считанные дни. Прошел месяц, и нет никакого видимого результата. Это немыслимо! Я прикрываю тебя как могу, но через пару дней у короля заканчивается ежегодная охота, и он лично придет с проверкой. Тогда тебе отрубят голову, не сомневайся!
– Но вы сами виноваты! – парень забыл о правилах хорошего тона и почти кричал. – Вы же запретили мне захватить с собой чижовку! С ней бы обучение пошло куда быстрее.
– Этот инструмент плебеев во дворец? Ты серьезно, мальчишка?
– Послушайте, это наш шанс успеть до конца охоты. Соглашайтесь, иначе ведь нам обоим не сносить головы, вы за меня поручились! – парень с горячностью уговаривал мужчину, и тот, наконец, сдался.
– Ладно, тащи свою чижовку. Смотри только, чтоб никто не увидел.
– Спасибо, мсье! – парнишка подскочил на месте и умчался.
Дети недоуменно смотрели на Бекара. Наконец, Димка выразил сомнения вслух:
– Чижовка? Что это? И причем тут вообще музыка? Как она связана с дрессировкой птиц?
– Чижовка - это инструмент такой, да? – протянула Оля. – Но вы же сказали, что мы этот инструмент даже видели. Но я– точно нет.
– Хм, ну это как сказать, – Бекар улыбнулся. – Смотрите, Жак уже несет чижовку.
И правда, парень вбежал в комнату, таща в руках солидных размеров ящик. Ремень ящика был перекинут через его плечо. Парнишка установил коробку на стол и начал крутить незаметную вначале ручку. Ничего не происходило. Жак оставил ручку в покое, но начал крутить другую. И из ящика вдруг полилась приятная, хоть и простенькая мелодия. Парень проиграл ее раз, другой, и вдруг одна из птичек встрепенулась. Наклонила голову, прислушалась и попыталась присоединиться к инструменту. Жак рассмеялся, продолжая крутить ручку.
– Ладно, оставим их. Можете быть спокойны, до конца охоты он успел, король Людовик остался доволен, – с этими словами Бекар смахнул картинку, оставив детей в простых серых сумерках. – Этот инструмент действительно называли чижовкой, дроздовкой, птичьим органчиком. Но разве он ничего вам не напомнил? Вы, наверное, просто забыли хорошие детские фильмы, мультфильмы и сказки. Ну-ка, думайте.
Ребята послушно притихли, вспоминая. И вдруг Олю осенило:
– Буратино, да? Это как шарманка, на ней папа Карло еще играл.
– Точно, молодец, девочка. А сейчас давайте я дам вам, как там это у вас называется… челлендж. Назовете мне хотя бы семь любых песен, книг или фильмов, где упоминается шарманка – будет вам интересное приключение.
– Белый пудель! – выпалил Димка, боясь, что отличница Оля его опередит. – Они там тоже на шарманке играли. А еще песня есть «рыдает шарманка с душой первой скрипки», да?
– Принято, три уже есть. Еще?
К удивлению Димы, Оля не спешила отвечать. Подумав, он несмело продолжил:
– Еще я в игру одну на компе играл - Neverhood. Там герой шарманкой чудовищ разбудил. Это считается или нет?
– Ладно, принято.
– А я в детстве книжку про Динку читала, там тоже шарманщик был, – теперь и Оля подключилась.
– Пять. Еще два осталось, думайте.
– И в «записках маленькой гимназистки» шарманщик точно был, я помню.
– Не читал, – Бекар с сожалением развел руками, – но принимаю, разумеется.
Дальше дети приуныли.
– Эх, жалко тут папы нет, – вздохнул Димка, – он постоянно какую-то старую песню про шарманку слушает. Группа еще так забавно называется – «Пикник». Он говорит, что это музыка его молодости.
– Ладно уж, приму, если пообещаете тоже эту песню послушать, как вернемся.
– Обещаем! – закричали дети хором, а Бекар улыбнулся. Ему и самому хотелось показать детям обещанное чудо.
– Тогда в путь.
Картинки вновь замелькали, и вот ребята уже на шумной рыночной площади. Ярмарка. А в центре площади сцена с ширмой, и рядом уже знакомая им шарманка.
– Ну что, готовы к обещанному приключению? Тогда вперед! – Бекар взмахнул руками, и деревянная стенка шарманки стала приближаться к ним, становясь все больше и больше. Вот ребята уже закрыли головы руками, боясь удариться... но вместо этого провалились в темноту.
– Где мы? – ахнула Олечка.
– Как это где? В шарманке, – Бекар уже зажег на кончиках пальцев светящийся шарик и заторопил ребят. – Идите скорее сюда, к стенке, там небезопасно.
И действительно: стоило ребятам отбежать, как висевшая посреди коробки и выглядевшая совершенно безобидно тряпочка вдруг стала раздуваться, как воздушный шар, остановившись в каких-то сантиметрах от ребят и Бекара.
– Первой ручкой воздух накачивается вот в такие меха. А сейчас начнется музыка. Только чтобы увидеть, как она рождается, нам придется забраться на самый верх этого мешка. Дим, поможешь Олечке?
– Конечно!
Бекар подпрыгнул и ловко ухватился за ткань мехов. Димка подсадил Олю и полез следом. Ткань прогибалась под ногами, и лезть было довольно удобно. Но когда они были уже наверху, Олечка взглянула вниз и, пискнув, вцепилась в ткань намертво.
– Я дальше не полезу – я боюсь!
– Ну здрасьте вам! – Димка даже фыркнул от возмущения. – Почти добрались же уже, что началось-то?
– Не полезу. Я упаду!
– Оль, сейчас шарманка заиграет. И вот тогда – точно упадешь, – спокойно проговорил Бекар, уже забравшийся на верхний ярус и теперь аккуратно отряхивающий руки и плащ.
– Нет, я не хочу... – девочка уже чуть не плакала.
– Спокойно, давай помогу, не ной только, – Димка осторожно двинулся к однокласснице и протянул ей руку. - Держись, не бойся.
Оля еще раз пискнула, но все-таки ухватилась за руку мальчика и осторожно поползла наверх. Вот, наконец, и брус. Димка ловко подтянулся, и они с Бекаром втащили наверх Олю.
- А теперь скорее за мной. Слышите скрежет? Это закрутилась вторая ручка. Нам надо поспешить.
Они успели как раз вовремя. Мешок, наполненный воздухом, раскрылся, и воздух направился к трубкам. А над головами ребят крутилось что-то большое, с выступающими деталями.
– Это валик, выступы на котором и решают, какая мелодия будет играть, – пояснил Бекар. –Видите? Выступы закрывают концы трубочек, и звук меняется. А еще может быть вот так.
Бекар повел рукой, и валик растворился в воздухе, а на его месте появились натянутые ленты с отверстиями.
– Тут принцип чуть другой. Цилиндр едет по ленте и постоянно держит отверстие в трубке закрытым, а когда проваливается в дырочку – открывает. Ленты, в отличии от валика, можно менять, и тогда шарманка будет играть разные мелодии. Понятно?
– Конечно, понятно, – Оля захлопала в ладоши. – Как интересноооо!
– А тебе, Дим? – Бекар с интересом посмотрел на задумавшегося мальчишку.
– А? Да, понятно, – рассеянно отозвался тот. Хотел было добавить что-то еще, но передумал.
– Хорошо. Тогда сейчас давайте выбираться отсюда. В шарманке ноты не оказалось, поэтому нас ждет дорога к ее ближайшему родственнику.
Бекар взял детей за руки, и через какие-то секунды они уже стояли на той же площади, откуда началось их путешествие и старательно отряхивались от пыли, которая внутри шарманки покрыла их с ног до головы.
– Дядя Бекар, – начала Оля.
– Лучше, «мастер Бекар», хорошо? Я все-таки магистр музыкальных наук.
– Мастер Бекар, – поправилась Оля, покраснела и на секунду сбилась, но продолжила, – а сейчас шарманку можно где-то увидеть? Ну, кроме всяких музеев.
– Да, конечно. Во многих странах встретить шарманщика – очень хорошая примета. Поэтому их обязательно приглашают на свадьбу, рождение ребенка… Да и просто на старинных улочках европейских городов их нередко можно встретить. И даже фестивали шарманщиков в наше время бывают.
– А еще у нас дома ее родственник стоит, – высказался вдруг Димка, до этого задумчиво молчавший.
– Это какой-такой? – живо заинтересовалась Олька.
– Магнитофон, – Димка посмотрел на Бекара. – Правда же?
– Ты с ума сошел совсем со своим магнитофоном, – ахнула девочка. – Шарманка – это же мууу-зы-ка. А магнитофон твой…
– Да ты сама подумай, – разошелся и Димка. – Ты знаешь, как пластинки устроены? Там же бороздки, которые проигрыватель читает и играет нужную музыку. И с дисками то же самое. Ну правда же? – мальчик в поисках поддержки оглянулся на Бекара.
– Правда, молодец. Мне как раз интересно было, догадается ли кто-то из вас? А заодно мы можем сделать важный вывод: знания — это хорошо, но без наблюдательности и логики тоже никуда. Действительно, сначала граммофоны и патефоны, а затем и магнитофоны использовали тот же принцип, что и шарманка. Канавка – звук, а в остальное время тишина. Ну, а теперь нам все же пора познакомиться еще с одним родственником шарманки. На этот раз — с самым настоящим музыкальным инструментом.
Все снова завертелось, и через несколько секунд ребята стояли в огромном пустом зале. В нем не было ничего, если не считать рядов кресел, занавеса, и сцены, вся задняя сторона которой была покрыта какими-то диковинными декорациями: трубами, железками.
– А где же инструмент? И какой?
– А вот вы вспомните, как я назвал вам шарманку при одном из первых знакомств?
– Чижовка
– Дзоздовка.
– А еще?
– Птичий органчик! – выпалила внимательная Оля и вдруг округлила глаза, приглядываясь к сцене. – Это вот это вот все — орган? Правда? Я знала, что они большие, но прям такие огромные?
– Да, прям такие огромные, – улыбнулся Бекар. – Давайте подойдем ближе?
Оказавшись перед самым органом, дети округлили глаза еще больше. На столе перед инструментом лежало устройство, похожее на синтезатор — мануал. И почти такое же «пианино» лежало еще и в ногах установленного на сцене стула. А по бокам от верхней клавиатуры торчали ручки.
– Это не музыкальный инструмент, это космическое кресло какое-то! – ахнул Димка.
– Ага, – Бекар довольно улыбнулся и раскрыл наугад ноты. – А на это взгляните.
Дети примолкли, пытаясь разобраться, а потом одновременно ахнули. – Это что, выходит, вот эта партитура для рук, а вот эта … для ног?
– Именно так. Хотите сыграть?
– Ну уж нееет, – решительно отказался Димка, – я и с пианино-то с ума схожу.
– Тогда давайте отойдем и дадим возможность показать себя профессионалу.
Из-за сцены вышел мужчина, сел за орган и заиграл. Завороженные невозможным зрелищем и величественными звуками, дети даже не заметили, как Бекар подхватил вылетевшую из инструмента нотку и бережно упаковал. Да что там нотка? Ему и уводить-то их пришлось практически силой: оторвать от органа по собственной воле ребят не удалось бы ни за какие коврижки!
– У этого органа еще только один мануал. А ведь их может быть до семи штук на одного органиста! – сообщил Бекар детям.
И поменял картинку.
Вопросы:
1. Вспомните музыкальные и литературные произведения где упоминается Шарманка, которые не назвали Дима и Оля.
2. Где находится самый большой орган в мире?
3. Какой очень знаменитый композитор играл на органе и даже работал органистом?
~~~~~~~~~~
Автор Юлия Сергеева (для проекта «Музыкальные сказки»)
НАЧАЛО СКАЗКИ:
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Если сказка вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)
Больше оригинальных сказок о музыке, созданных для нашего проекта, можно найти ЗДЕСЬ