Найти в Дзене
Музыкальные сказки

«Сказка про музыкальные инструменты, Олю, Диму и мастера Бекара». Глава 3: дальние родственники

Иллюстрация Елизаветы Жердевой
Иллюстрация Елизаветы Жердевой

– Ну и как я должен на эти ваши вопросы отвечать??

– Молодой человек! – неожиданно строго произнёс Бекар. – Разве Вас так учили со старшими разговаривать?

Димка смущённо опустил голову и стал разглядывать ботинки. Бекар продолжил чуть мягче:

– Телефон у Вас с собой?

– Ой, правильно, надо ведь маме позвонить, чтобы не волновалась! – забеспокоилась Оля.

– И что ты ей скажешь? – буркнул Дима. – «Не волнуйся, мама, я в древней Швейцарии!» - очень успокаивает! – сыронизировал он.

– Насчёт мамы не беспокойся, Оля. Ты же читала в волшебных историях, как герои, пережив множество приключений, возвращаются в тот самый миг, когда началось их путешествие? И с нами обязательно так случится — обещаю! А телефон может пригодиться для поиска нужной информации в интернете. Это ответ Диме.

– Ладно, понял я… поищу про этого Шико… Шилко… как его там?

– Шилклопер. Думаю, сразу в поиске найдешь. Ну, а нам пора отправляться за второй нотой и заодно познакомиться с одним очень необычным музыкальным инструментом.

– Ой, какой-то экзотический, да? Про который мы никогда не слышали? – нетерпеливая Оля даже подпрыгнула.

– Да нет, слышали не раз. И, скорее всего, даже видели, но всех его секретов точно не знаете. Начать хотя бы с того, что у этого инструмента нет родины — так что придется нам по разным странам попутешествовать. А начнется наш путь во Франции.

Ребята покрепче ухватили Бекара за руки, и все завертелось. Вскоре мальчик и девочка уже внимательно осматривали очередную двигающуюся картинку.

– Ух тыыы, это мы во дворце? – догадалась Оля.

– Именно так. Смотрите, не отвлекайтесь.

Посреди комнаты располагались несколько клеток с невзрачными пичужками. Перед ними стоял молодой парнишка и раз за разом высвистывал простенький мотив. Получалось у него не очень, даже ребята переглянулись и поморщились. Птицы вовсе не обращали на парня внимания.

– А что он делает? – шепнул Димка.

– Учит птиц петь. В 18 веке обученная певчая птица была на вес золота.

– Не очень-то у него выходит, – дети с трудом удерживались от смеха.

В этот момент дверь распахнулась, и в комнату вошел богато одетый человек. Парень мигом прекратил свистеть и согнулся в поклоне.

– Как успехи, Жак?

– Обучение движется, мсье.

– Ты же обещал научить птиц петь в считанные дни. Прошел месяц, и нет никакого видимого результата. Это немыслимо! Я прикрываю тебя как могу, но через пару дней у короля заканчивается ежегодная охота, и он лично придет с проверкой. Тогда тебе отрубят голову, не сомневайся!

– Но вы сами виноваты! – парень забыл о правилах хорошего тона и почти кричал. – Вы же запретили мне захватить с собой чижовку! С ней бы обучение пошло куда быстрее.

– Этот инструмент плебеев во дворец? Ты серьезно, мальчишка?

– Послушайте, это наш шанс успеть до конца охоты. Соглашайтесь, иначе ведь нам обоим не сносить головы, вы за меня поручились! – парень с горячностью уговаривал мужчину, и тот, наконец, сдался.

– Ладно, тащи свою чижовку. Смотри только, чтоб никто не увидел.

– Спасибо, мсье! – парнишка подскочил на месте и умчался.

Дети недоуменно смотрели на Бекара. Наконец, Димка выразил сомнения вслух:

– Чижовка? Что это? И причем тут вообще музыка? Как она связана с дрессировкой птиц?

– Чижовка - это инструмент такой, да? – протянула Оля. – Но вы же сказали, что мы этот инструмент даже видели. Но я– точно нет.

– Хм, ну это как сказать, – Бекар улыбнулся. – Смотрите, Жак уже несет чижовку.

И правда, парень вбежал в комнату, таща в руках солидных размеров ящик. Ремень ящика был перекинут через его плечо. Парнишка установил коробку на стол и начал крутить незаметную вначале ручку. Ничего не происходило. Жак оставил ручку в покое, но начал крутить другую. И из ящика вдруг полилась приятная, хоть и простенькая мелодия. Парень проиграл ее раз, другой, и вдруг одна из птичек встрепенулась. Наклонила голову, прислушалась и попыталась присоединиться к инструменту. Жак рассмеялся, продолжая крутить ручку.

– Ладно, оставим их. Можете быть спокойны, до конца охоты он успел, король Людовик остался доволен, – с этими словами Бекар смахнул картинку, оставив детей в простых серых сумерках. – Этот инструмент действительно называли чижовкой, дроздовкой, птичьим органчиком. Но разве он ничего вам не напомнил? Вы, наверное, просто забыли хорошие детские фильмы, мультфильмы и сказки. Ну-ка, думайте.

Ребята послушно притихли, вспоминая. И вдруг Олю осенило:

– Буратино, да? Это как шарманка, на ней папа Карло еще играл.

– Точно, молодец, девочка. А сейчас давайте я дам вам, как там это у вас называется… челлендж. Назовете мне хотя бы семь любых песен, книг или фильмов, где упоминается шарманка – будет вам интересное приключение.

– Белый пудель! – выпалил Димка, боясь, что отличница Оля его опередит. – Они там тоже на шарманке играли. А еще песня есть «рыдает шарманка с душой первой скрипки», да?

– Принято, три уже есть. Еще?

К удивлению Димы, Оля не спешила отвечать. Подумав, он несмело продолжил:

– Еще я в игру одну на компе играл - Neverhood. Там герой шарманкой чудовищ разбудил. Это считается или нет?

– Ладно, принято.

– А я в детстве книжку про Динку читала, там тоже шарманщик был, – теперь и Оля подключилась.

– Пять. Еще два осталось, думайте.

– И в «записках маленькой гимназистки» шарманщик точно был, я помню.

– Не читал, – Бекар с сожалением развел руками, – но принимаю, разумеется.

Дальше дети приуныли.

– Эх, жалко тут папы нет, – вздохнул Димка, – он постоянно какую-то старую песню про шарманку слушает. Группа еще так забавно называется – «Пикник». Он говорит, что это музыка его молодости.

– Ладно уж, приму, если пообещаете тоже эту песню послушать, как вернемся.

– Обещаем! – закричали дети хором, а Бекар улыбнулся. Ему и самому хотелось показать детям обещанное чудо.

– Тогда в путь.

Картинки вновь замелькали, и вот ребята уже на шумной рыночной площади. Ярмарка. А в центре площади сцена с ширмой, и рядом уже знакомая им шарманка.

– Ну что, готовы к обещанному приключению? Тогда вперед! – Бекар взмахнул руками, и деревянная стенка шарманки стала приближаться к ним, становясь все больше и больше. Вот ребята уже закрыли головы руками, боясь удариться... но вместо этого провалились в темноту.

– Где мы? – ахнула Олечка.

– Как это где? В шарманке, – Бекар уже зажег на кончиках пальцев светящийся шарик и заторопил ребят. – Идите скорее сюда, к стенке, там небезопасно.

И действительно: стоило ребятам отбежать, как висевшая посреди коробки и выглядевшая совершенно безобидно тряпочка вдруг стала раздуваться, как воздушный шар, остановившись в каких-то сантиметрах от ребят и Бекара.

– Первой ручкой воздух накачивается вот в такие меха. А сейчас начнется музыка. Только чтобы увидеть, как она рождается, нам придется забраться на самый верх этого мешка. Дим, поможешь Олечке?

– Конечно!

Бекар подпрыгнул и ловко ухватился за ткань мехов. Димка подсадил Олю и полез следом. Ткань прогибалась под ногами, и лезть было довольно удобно. Но когда они были уже наверху, Олечка взглянула вниз и, пискнув, вцепилась в ткань намертво.

– Я дальше не полезу – я боюсь!

– Ну здрасьте вам! – Димка даже фыркнул от возмущения. – Почти добрались же уже, что началось-то?

– Не полезу. Я упаду!

– Оль, сейчас шарманка заиграет. И вот тогда – точно упадешь, – спокойно проговорил Бекар, уже забравшийся на верхний ярус и теперь аккуратно отряхивающий руки и плащ.

– Нет, я не хочу... – девочка уже чуть не плакала.

– Спокойно, давай помогу, не ной только, – Димка осторожно двинулся к однокласснице и протянул ей руку. - Держись, не бойся.

Оля еще раз пискнула, но все-таки ухватилась за руку мальчика и осторожно поползла наверх. Вот, наконец, и брус. Димка ловко подтянулся, и они с Бекаром втащили наверх Олю.

- А теперь скорее за мной. Слышите скрежет? Это закрутилась вторая ручка. Нам надо поспешить.

Они успели как раз вовремя. Мешок, наполненный воздухом, раскрылся, и воздух направился к трубкам. А над головами ребят крутилось что-то большое, с выступающими деталями.

– Это валик, выступы на котором и решают, какая мелодия будет играть, – пояснил Бекар. –Видите? Выступы закрывают концы трубочек, и звук меняется. А еще может быть вот так.

Бекар повел рукой, и валик растворился в воздухе, а на его месте появились натянутые ленты с отверстиями.

– Тут принцип чуть другой. Цилиндр едет по ленте и постоянно держит отверстие в трубке закрытым, а когда проваливается в дырочку – открывает. Ленты, в отличии от валика, можно менять, и тогда шарманка будет играть разные мелодии. Понятно?

– Конечно, понятно, – Оля захлопала в ладоши. – Как интересноооо!

– А тебе, Дим? – Бекар с интересом посмотрел на задумавшегося мальчишку.

– А? Да, понятно, – рассеянно отозвался тот. Хотел было добавить что-то еще, но передумал.

– Хорошо. Тогда сейчас давайте выбираться отсюда. В шарманке ноты не оказалось, поэтому нас ждет дорога к ее ближайшему родственнику.

Бекар взял детей за руки, и через какие-то секунды они уже стояли на той же площади, откуда началось их путешествие и старательно отряхивались от пыли, которая внутри шарманки покрыла их с ног до головы.

– Дядя Бекар, – начала Оля.

– Лучше, «мастер Бекар», хорошо? Я все-таки магистр музыкальных наук.

– Мастер Бекар, – поправилась Оля, покраснела и на секунду сбилась, но продолжила, – а сейчас шарманку можно где-то увидеть? Ну, кроме всяких музеев.

– Да, конечно. Во многих странах встретить шарманщика – очень хорошая примета. Поэтому их обязательно приглашают на свадьбу, рождение ребенка… Да и просто на старинных улочках европейских городов их нередко можно встретить. И даже фестивали шарманщиков в наше время бывают.

– А еще у нас дома ее родственник стоит, – высказался вдруг Димка, до этого задумчиво молчавший.

– Это какой-такой? – живо заинтересовалась Олька.

– Магнитофон, – Димка посмотрел на Бекара. – Правда же?

– Ты с ума сошел совсем со своим магнитофоном, – ахнула девочка. – Шарманка – это же мууу-зы-ка. А магнитофон твой…

– Да ты сама подумай, – разошелся и Димка. – Ты знаешь, как пластинки устроены? Там же бороздки, которые проигрыватель читает и играет нужную музыку. И с дисками то же самое. Ну правда же? – мальчик в поисках поддержки оглянулся на Бекара.

– Правда, молодец. Мне как раз интересно было, догадается ли кто-то из вас? А заодно мы можем сделать важный вывод: знания — это хорошо, но без наблюдательности и логики тоже никуда. Действительно, сначала граммофоны и патефоны, а затем и магнитофоны использовали тот же принцип, что и шарманка. Канавка – звук, а в остальное время тишина. Ну, а теперь нам все же пора познакомиться еще с одним родственником шарманки. На этот раз — с самым настоящим музыкальным инструментом.

Все снова завертелось, и через несколько секунд ребята стояли в огромном пустом зале. В нем не было ничего, если не считать рядов кресел, занавеса, и сцены, вся задняя сторона которой была покрыта какими-то диковинными декорациями: трубами, железками.

– А где же инструмент? И какой?

– А вот вы вспомните, как я назвал вам шарманку при одном из первых знакомств?

– Чижовка

– Дзоздовка.

– А еще?

– Птичий органчик! – выпалила внимательная Оля и вдруг округлила глаза, приглядываясь к сцене. – Это вот это вот все — орган? Правда? Я знала, что они большие, но прям такие огромные?

– Да, прям такие огромные, – улыбнулся Бекар. – Давайте подойдем ближе?

Оказавшись перед самым органом, дети округлили глаза еще больше. На столе перед инструментом лежало устройство, похожее на синтезатор — мануал. И почти такое же «пианино» лежало еще и в ногах установленного на сцене стула. А по бокам от верхней клавиатуры торчали ручки.

– Это не музыкальный инструмент, это космическое кресло какое-то! – ахнул Димка.

– Ага, – Бекар довольно улыбнулся и раскрыл наугад ноты. – А на это взгляните.

Дети примолкли, пытаясь разобраться, а потом одновременно ахнули. – Это что, выходит, вот эта партитура для рук, а вот эта … для ног?

– Именно так. Хотите сыграть?

– Ну уж нееет, – решительно отказался Димка, – я и с пианино-то с ума схожу.

– Тогда давайте отойдем и дадим возможность показать себя профессионалу.

Из-за сцены вышел мужчина, сел за орган и заиграл. Завороженные невозможным зрелищем и величественными звуками, дети даже не заметили, как Бекар подхватил вылетевшую из инструмента нотку и бережно упаковал. Да что там нотка? Ему и уводить-то их пришлось практически силой: оторвать от органа по собственной воле ребят не удалось бы ни за какие коврижки!

– У этого органа еще только один мануал. А ведь их может быть до семи штук на одного органиста! – сообщил Бекар детям.

И поменял картинку.

Шарманка (из открытых источников)
Шарманка (из открытых источников)
Шарманка внутри (из открытых источников)
Шарманка внутри (из открытых источников)
Трубы органа (из открытых источников)
Трубы органа (из открытых источников)

Вопросы:

1. Вспомните музыкальные и литературные произведения где упоминается Шарманка, которые не назвали Дима и Оля.

2. Где находится самый большой орган в мире?

3. Какой очень знаменитый композитор играл на органе и даже работал органистом?

~~~~~~~~~~

Автор Юлия Сергеева (для проекта «Музыкальные сказки»)

НАЧАЛО СКАЗКИ:

«Сказка про Олю, Диму, мастера Бекара и музыкальные инструменты». Глава 1
Музыкальные сказки2 июля 2023

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Если сказка вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)

Больше оригинальных сказок о музыке, созданных для нашего проекта, можно найти ЗДЕСЬ