Найти тему
Почините романтику

Великая государыня старица Марфа

Оглавление

Происхождение и семейная жизнь

Семья костромских дворян Шестовых принадлежала к клану Салтыковых-Морозовых. Считается, что предком рода стал некий Михаил Прушанин, прибывший из Пруссии на службу к Александру Невскому. Ни Шестовы, ни Салтыковы историю не творили, считались "средним классом", но при этом не бедствовали. О происхождении матери нашей сегодняшней героини вообще можно только догадываться - неизвестна ее девичья фамилия и нет сведений о ее родне. Зато Мария Ивановна завещала своей дочери 14 деревень после своей смерти.

Ксения Ивановна была завидной невестой, самостоятельная да грамотная, рукодельница да хозяюшка. А в сплетнях и вовсе не была замечена. Федор Никитич Романов же напротив считался модником, кутилой и щеголем. Будучи двоюродным братом царевича Федора, Романов занимал высокое положение в обществе, был хорошо образован и обладал незаурядным умом. А еще Федор Никитич был намного старше Шестовой. Точный год рождения Ксении неизвестен, но если учитывать, что они поженились в 1585 году, то ей на этот момент вероятнее всего было 16-20 лет, а ему 32. Поэтому его выбор костромчанки в качестве жены вызвал вопросы в обществе и продолжает вызывать до сих пор.

Есть две основные и не противоречащие друг другу версии:
1. Ксения была дальней родственницей Романовых через мать. В те времена еще сохранялся обычай сочетаться браком с дальними родственниками, чтобы земля не уходила на сторону.
2. Иван Васильевич Шестов, отец Ксении, погиб в одной из Ливонских войн, и родня решила перевезти дочерей в Москву, чтоб удачно выдать замуж. И верно - вскоре сестра Ксении вышла замуж за окольничего Салтыкова, а она сама за двоюродного царя Федора Иоанновича, Федора Романова.

Казалось, супруги идеально дополняют друг друга. Но семейная идиллия омрачалась только отсутствием детей. В 1592 году Ксения родила двух мальчиков - Бориса и Никиту, но дети, к сожалению, были очень слабы и прожили совсем недолго. Через год Федор Никитич уже праздновал рождение здоровой дочери Татьяны. Мать подарила девочке всю любовь и заботу, на какую была способна. Следующим родился Михаил, в 1596 году. Все остальные беременности Ксении заканчивались печально...

-2

Впрочем, боярыня Романова была самой лучшей матерью - сама шила детям одежду, изготовляла игрушки и учила грамоте. Скупала для отпрысков диковинные фигурки разных животных и книги с библейскими историями и притчами. А за умерших детей церкви получали щедрые пожертвования на помин.

"Дело Романовых"

-3

Федор Никитич и его братья и сестры пользовались всеобщим уважением и любовью в обществе, а также породнились с крупными и влиятельными боярскими семьями - Голицыными, Троекуровыми, Мстиславскими. А одна из младших Романовых и вовсе вышла замуж за троюродного племянника Борьки Годунова. Что в будущем и спасло ее от "романовской опалы". Все эти связи возвышали и укрепляли положение семейства. А это не могло не тревожить новоявленного царя Годунова.

-4

Никто из клана Романовых не вступил в борьбу за престол. И даже больше - они приветствовали нового правителя. Существует легенда, будто бы Никита Романович Захарьин-Юрьев, отец семейства, на смертном одре попросил Годунова позаботиться о детях. И тот дал клятву. А при вступлении на престол Борис дал обещание не казнить никого в течении 5 лет. Как бы в противовес Грозному.

Уж слишком близко к трону стояли Романовы. И слишком сильными они стали. Того и гляди - окажется Борька за кормой. Новый царь построил систему доносов. Донеси на неугодного - получишь чин и землю. Первым из окружения Романовых жертвой доносов пал боярин Шестунов. Слуга накляузничал - боярин ругал царя Бориса на чем свет стоит и обещал извести. Шестунова отправили в ссылку.

Но найти слугу, который бы навел клевету на Федора Никитича или его родню, было трудно. Но все же нашелся такой человек - казначей. Его письмо в Челобитный приказ рассказывало, что в кладовой хранятся мешочки с ядовитым корнем для приготовления яда, предназначенного для государя. Мешочки казначей сам и подложил, за отдельную плату, естественно. Обыск поручено было совершить Салтыкову, мужу сестры Ксении, человеку прямому и честному. Быстро был созван совет бояр, привлечен патриарх. Сам Годунов оставался в тени событий, как бы ни причем.

Разбирательства были не в пользу Романовых - каждый мечтал занять их места и чины, а земли разделить между собой. Памятуя о обещании никого не казнить, Борис просто заставил Федора и Ксению принять постриг, братьев сослали в Пермь, а детей и сестер заперли в Белоозерном монастыре. Александра, вероятнее всего, задушили. Михаил и Василий умерли в страшных мучениях на цепи в яме. Не пожалели даже старенькую мать Шестовой - Марию Ивановну тоже постригли в монахини.

-5

Что бы Годунов хотел сделать с малолетними детьми Федора, мы не узнаем - их тетка Марфа, княгиня Черкасская, смогла тайком увезти племянников в Клин, в старинную вотчину Романовых-Захарьиных. Впрочем, позднее это бегство назвали государевой милостью - Годунов якобы милостиво разрешил остаткам семьи поселиться в старом имении.

Ксения, постриженная инокиней Марфой, страдала потом всю жизнь нервными приступали. Впрочем, в Заонежье, куда ее определили, все сочувствовали бывшей боярыне, подкармливали и приносили весточки от родных. Федор, ставший Филаретом, содержался в довольно сносных условиях. Ему была дана собственная отдельная келья, был слуга. Запрещалось лишь писать письма да ходить на церковные службы. Ну и покидать Антониево-Сийский монастырь.

-6

Смутное время

С падением Годуновых опальное семейство снова оказалось на виду. Лжедмитрий I приблизил к себе Романовых, разыгрывая карту заботливого родственника. К тому же, народ все еще любил их и негодовал о наказании, учиненном Бориской. Филарет тут же стал митрополитом Ростовским. При Лжедмитрии II митрополита схватили и пленили, но возвели уже в патриархи. На правах полупленника-полусоюзника Филарет два года провел в лагере тушинского вора. Сам же себя патриархом не звал, а только лишь пленником. Ксения-Марфа это время проводила с детьми и сестрами мужа, покинув монастырь и укрывшись в романовской вотчине.

А потом Семибоярщина. Филарет публично не возражал против польского короля на русском троне, но требовал принять православие, зная, что Сигизмунд не пойдет на это. Он склонил на свою сторону некоторых бояр. Польская делегация устала ждать положительного ответа, и все несогласные были схвачены и увезены в Мальборгский замок. На долгих 8 лет...

Кроме принятия православия польским кандидатом, в условиях Семибоярщины было:
* прекращение контактов с Папой Римским;
* смертная казнь для отступников православной веры;
* женитьба на православной невесте из древнего рода;
* освобождение всех пленных русских.

Ксении-Марфе опять пришлось стать главой семьи. На нее вновь обрушились страшные времена - умерла дочь Татьяна, семья оказалась в осажденной казаками Москве в окружении поляков, голод. В довершение, казаки чуть не зарубили Романовых, когда те спасались из Москвы. Мать опасалась за сына - ведь это его прочил на царство митрополит Гермоген. Поляки могли легко и просто избавиться от Михаила. Поэтому семейство опять скрылось в глухой Костромской деревне.

Так и вышло - поляки снова преследовали их. Целое войско выехало искать Михаила Романова. Здесь каждый крестьянин знал Ксению Ивановну и Михаила Федоровича. А Иван Сусанин вызвался проводить поляков к "месту их укрытия". Но привел в болото.

Иван Сусанин и поляки
Иван Сусанин и поляки

Новое царствие

Новый ужас инокиня Марфа испытала, когда бояре пришли звать Михаила на царство. Неужели она растила и берегла единственного сына, свою кровиночку, чтоб отдать его боярам? Она ответила им отказом, мол, мал еще Михаил. Но в 1613 году юноша все-таки был венчан на царство. Марфа сама благословила его Феодоровской иконой Божией Матери, ставшей в последствии святыней дома Романовых.

-8

Молодому царю требовалось продолжить династию, а следовательно - надо его женить. В Кремль потянулись невесты. Одной из них оказалась Мария Хлопова. Есть некоторые теории, что пути будущего царя и Марии пересекались ранее, во время ссылки Михаила. Якобы, именно тогда он ее и приметил. Но свидетельств этому нет. Как бы там ни было, но Государь заявил - женюсь на Хлоповой. Марфа, являясь фактическим правителем при малолетнем царе (хотя какой малолетний - в 17 лет то?), стала возражать - девчонка худородная, ни кола, ни двора. Ксения, дорвавшаяся до государевой власти, совсем забыла, как сама вступила в неравный брак с Федором Романовым.

«Мария Ивановна Хлопова, невеста царя» худ. Николай Неврев, 1884 год
«Мария Ивановна Хлопова, невеста царя» худ. Николай Неврев, 1884 год

Михаил настоял на своем, и девушку стали готовить к свадьбе. Однако, Мария заболела. У нее была рвота и все признаки отравления. Невесту осмотрели лекари и выдали вердикт - она безнадежно больна. Великая государыня-старица Марфа вновь надавила на сына, не надобно жениться на этой девицу, вон на Салтыкову посмотри. Но и салтыковская дочь не пришлась по вкусу Михаилу. Под шумок от Хлоповых избавились, отправив их в ссылку. Молодой царь лишь просил иногда рассказывать ему о жизни его несостоявшейся жены.

Мать тщетно подсовывала ему боярских девиц еще несколько лет, пока из плена не вернулся Филарет в 1619 году. Долгая разлука и полученная власть разрушила хорошие отношения между супругами. Отец поддержал сына, справился о Хлоповой и перевез ее в Нижний Новгород из ссылки. Но и невест сыну подыскивал из Европы. Только никто не хотел выдавать свою дочь за православного царя - ведь ей придется менять веру. Значит, нужно было искать среди своих.

В 1623 году Михаил вновь затосковал по Марии. Филарет провел расследование и дознание - лекари были подкуплены Салтыковыми. Теми, самыми, которые хотели сделать свою сестру царицей. Салтыковы отправились в ссылку, а Михаил готовиться к свадьбе. Марфа в очередной раз встала в позу - или я, или она! Сын покорился матери, но не забыл.

Евдокия Стрешнева
Евдокия Стрешнева

Царь сочетался браком с Марией Долгорукой, но молодая царица прожила не больше 4 месяцев. И опять все признаки отравления. Следующую невесту Михаил Федорович по чистой случайности заприметил в окружении более знатной кандидатки. Евдокия Стрешнева была хороша собой, скромна и покладиста. Ну а Марфе опять не понравилась. Но вот только она вскорости отправилась в Вознесенский монастырь заниматься богоугодными делами. А царскую невесту привезли только перед свадьбой, так ее родичи боялись.

Ксения-Марфа Шестова-Романова умерла в 1631 году на 71 году своей жизни.

Дорогие читатели! Лайки, подписки и комментарии способствуют развитию канала!

Читайте также:

Из золотой клетки в монастырь
Почините романтику9 ноября 2022
Последняя византийская принцесса - Софья Палеолог
Почините романтику3 марта 2022