Ох эти древнеримские матроны – клейма негде ставить. Мессалина прославилась распутством, Агриппина – интригами, Локуста травила императоров, как крыс. А приличные дамы имелись?
Младшую дочь героя Карфагена Публия Корнелия Сципиона Африканского звали Корнелией, по имени рода. Как всех римских девочек. Корнелия выросла, вышла за солидного человека – Тиберия Семпрония Гракха; он был лет на 30 старше. У них родилось 12 детей, двое из которых остались в истории равновеликими Цезарю и Августу.
Римский автор Солин пишет о Корнелии нечто странное: «у женщины предвестием несчастья может быть то, что она родилась со сросшимся женским органом, как это было у Корнелии, которая став матерью Гракхов, искупила это предзнаменование…» Сплетня или нет, бог знает.
Сыновья, за которых не стыдно
133 год до н.э. Тиберий Гракх-младший – народный трибун и зачинщик аграрной реформы: земли богатых даешь бедным и все такое. Кусочек социализма в Древнем Риме. Сенат в ярости, плебс рукоплещет; реформа проходит в обход сената! Младший брат Тиберия, 20-летний Гай, на стороне старшего. Их мать Корнелия в политику не лезет, но всяк знает: это она воспитала сыновей справедливыми, честными, храбрыми. Увы, не все в семье за братьев; их двоюродный брат Назика Серапион, великий понтифик, задумал пакость.
Тиберию пора избираться на второй срок: за год трибунских полномочий много ли сделаешь? Форум гудит, на Капитолии считают голоса – там страсти на выборах кипели, как у нас в 90-е. Назика вдруг гаркает: «всяк, кто хочет, чтобы общество было в безопасности, следуй за мной!» Так кричат при чрезвычайных ситуациях. Нашлись те, кто повелся. Назика укрыл лицо тогой, двинул толпу к комиции; Тиберия и его соратников забили камнями; жертвы даже не защищались.
Труп Тиберия уносят воды Тибра, а муж его сестры Семпронии Сципион Эмилиан - тот, кого дед Гракхов Сципион Африканский сделал приемным внуком – публично одобряет убийство. Корнелия в шоке. Она оплакивает старшего сына и гордится младшим; усилиями Гая Гракха реформу продолжают. А убийцу Назику изгнали из Рима; через год он скончался.
Вторая потеря
Спустя три года упорный Эмилиан добивается отмены передела земли в пользу бедняков. И в том же году внезапно умирает. По Риму ползет слух – на шее трупа видели синяки, человека явно задушили; среди возможных убийц называют… добропорядочную Корнелию. Сама она, конечно, не маралась, но могла нанять убийцу. Под подозрением жена Эмилиана и дочь Корнелии Семпрония – историк Аппиан не сомневался, что та помогала матери расправиться с мужем.
А Плутарх сообщает о письмах Корнелии младшему сыну Гаю – мать просила его отомстить за гибель брата и избраться трибуном. Эксперты так и не сошлись во мнении, были письма или нет. Если да, они говорят против Корнелии. Впрочем, Эмилиана не жалко.
Спустя 10 лет после трибуната Тиберия народным трибуном становится Гай Гракх. Он идет дальше брата, его реформы радикальнее. Два года сенат в бешенстве следит за трудами младшего Гракха, потом его прокатывают на очередных выборах и вынуждают покончить с собой. Гай просит раба пронзить его мечом. По водам Тибра плывет тело последнего сына Корнелии.
Ей запретили оплакивать Гая. Она не просто не пролила ни слезинки – абсолютно спокойно говорила о смерти сыновей, подробно отвечала на вопросы. Сошла с ума от горя? Была и такая версия.
Полтора десятка римских авторов прославили Корнелию в своих трудах. Видимо, и простые горожане считали ее образцовой женой и матерью, что сама воспитала детей; другие матроны сваливали это скучное занятие на рабов. Всеобщее уважение и сомнительное, потому едва заметное пятнышко на биографии – женщины лучше матери Гракхов в истории Рима не найти.
Сколько лет она прожила после гибели сыновей, неизвестно.
Если б из 12 детей, что родила Корнелия, выжила еще пара мальчиков, возможно, мы сейчас изучали бы другую историю Древнего Рима.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки