Найти в Дзене

Про маркировку рекламы в 2023 году

К 1 сентября посыпались вопросы со всех сторон (видимо, стараются некоторые коллеги, сея панику среди предпринимателей). Поэтому решила кратко разъяснить основные моменты и снять напряжение:

1) Маркировка. В требованиях принципиально ничего не поменялось. Нормы об ответственности были ожидаемы, и переходный период вместо обещанных трёх месяцев растянулся на год. Поэтому всё, что является рекламой, - пожалуйста, маркируем.
Как понимать, что маркировать? Различия между информацией и рекламой (которая тоже информация, но адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания и(или) поддержание интереса к продукту или продавцу / производителю) - иногда трудноуловимые, даже для самих контролирующих органов. Поэтому, например, посты Додо-пиццы, в которых рассказывалось о конкретных продуктах (внимание привлекалось именно к индивидуально определенным позициям в линейке) с призывом "купи" не были признаны рекламой, т.к. только информировали об ассортименте, а посты одного из продавцов вейпов (в которых также идёт указание на конкретный продукт) - были.
✅ Рецепт решения проблемы: советоваться со своим юристом; направлять в свои региональные УФАС письма с просьбой разъяснить, является рекламой то или иное сообщение на сайте или в соцсети или нет. Если да - маркируем и отчитываемся. Если нет - сохраняем ответ УФАС, в случае привлечения к ответственности за отсутствие маркировки (это уже вотчина РКН) - пишем ответ, к которому прикрепляем разъяснение УФАС: мол, не реклама, потому не маркировали.

2) Самореклама. В законодательных актах такого понятия нет. Оно появилось в рекламных кабинетах для маркировки собственных рекламных сообщений. Их отличие от информационных - целевая направленность (см. п. 1 - привлечение внимания к рекламируемому объекту или продавцу). Если у вас каталожный сайт, все описания продуктов (товаров, услуг, объектов) в едином стиле, одного размера, без цветовых, рамочных, анимационных выделений и т.п. - это информационные сообщения. Если среди прочих вы решили выделить один конкретный продукт (например: призыв "Распродажа" или выделение рамкой, размером шрифта, цвет и т.п.) - то его маркируем как "саморекламу".
✅ Рецепт решения проблемы: советоваться со своим юристом перед размещением, писать запросы в УФАС, смотреть на добросовестных участников рынка (крупные СМИ и т.п.).

3) "Вечные" отчёты по рекламе. То есть если промаркированный пост так и висит, то по нему, якобы, надо продолжать отчитываться вечно. Позиция РКН - нет. И по тем, за которые деньги уже не идут - тоже не нужно.
✅ Рецепт: советоваться с юристом, читать разъяснения ФАС и РКН, смотреть их регулярные эфиры и задавать на них вопросы, и - опять о любимом - писать запросы о разъяснениях.

Что характерно для ответов УФАС, они стараются оставлять некое пространство для манёвра. Уже традиционно во всех разъяснениях о нерекламных сообщениях привычной стала фраза навроде: "Вместе с тем, в случаях, когда сообщение отвечает требованиям, предъявляемым к рекламе, оно будет считаться рекламой". Поэтому держать руку на пульсе нужно всегда, а отличать рекламу от нерекламы вы умеете хотя бы интуитивно! А как по закону - читаем выше и продолжаем общение.

Изменения ФЗ "О рекламе", которые вступят в силу с 01 сентября 2023 года, а также с 23 октября 2021 года см. наглядно в визуализации от СПС "Гарант" здесь.

Подписывайтесь на телеграм-канал автора статьи, чтобы следить за актуальной информацией в сфере онлайн-бизнеса!