Найти тему

Обучение счёту(часть 2, сложение) ребенка с алалией

Развитие математических представлений только косвенно связаны с алалией. Это отдельная функция, которая у одних алаликов может развиваться легко, а у других с большим трудом. Сама видела на канале Ларисы Геннадьевны Нуриевой, как ребенок, который едва говорит, легко складывает числа. И для таких детей всё легко. Для нас же - это прямо стена(

Чтобы переходить к сложению, ребенок должен уметь пересчитывать предметы. Не важно, называет ли он конечную цифру словом, показывает на пальцах или подбирает нужную карточку. Главное, чтобы ребенок при счете сумел остановиться на нужном числе и как-то обозначить итоговый ответ. Я пыталась вводить сложение, когда мы дошли до тройки. Но было не эффективно, потому что ребенок еще плохо считал. Теперь мы дошли уже до 9, но складываем только в пределах пяти, т.к. в этих рамках числа закрепились достаточно прочно.

Основные принципы для меня - это использование не более двух видов материала в течение одного-двух месяцев для развития одной функции. Один вид может наскучить, а три и более будут больше отвлекать своим разнообразием.

Всегда перед ребенком опорная карточка с цифрами, она у нас уже затертая, но знакомая и понятная.

Она может быть любой, главное, чтобы была привычна ребенку.

Материал для занятий нашла на озоне, при желании можно выбрать аналогичный.

-2

Мне эта штука понравилась, потому что именно так это выглядит в моей голове. Я использую пока одно деревянное поле. Выставляю рядом жёлтые и синие бочонки. Цифру не кладу. У ребенка на бумаге есть опора.

Вверху мы просто считаем одинаковые бочонки и записываем результат в виде числа, так повторяем цифры
Вверху мы просто считаем одинаковые бочонки и записываем результат в виде числа, так повторяем цифры

Спрашиваю "сколько желтых?".

Ребенок считает, показывает на пальцах и ищет цифру на опорной карточке. Далее записывает рядом с жёлтым цветом.

Далее также считаем и записываем синие.

Потом обвожу рукой все бочонки и спрашиваю "А всего сколько?". Считаем уже все, ищем ответ на опорной карточке, записываем и ищем деревянный кружок с нужной цифрой.

Когда мы написали пример, то читаем уже, например, два плюс один будет три.

И так почти каждый день.

Нужно понимать, что результата возможно придется ждать долго. Нормальному взрослому кажется, что это просто. Но для некоторых детей это очень трудно.

В этом наборе с бочонками мне нравится простота и принцип: ничего лишнего, всё необходимое.И также нравится поле, где бочонки укладываются попарно в столбцах и по 5 в строках, это созвучно стандартным представлениям. То есть можно и самому сделать поле 2х5 и взять камни двух цветов, например.

У меня есть еще одна игрушка, она очень красочная, но она больше отвлекает от сути, и начинать с нее не стоит. Вначале нужно закрепить на первом варианте.

Djeco
Djeco

Тут мне очень нравится и качество, и карточки. На карточках указано, что нужно положить и сколько. Но опять же, важен принцип Можно нарисовать и самому такие карточки к первой игре, и деньги не тратить. Это уже второй этап, когда не я выкладываю предметы, а ребенок по письменному заданию выкладывает нужное количество.

Читаю эти свои записи, и вроде всё так просто... На самом деле, к этому я шла долго, потому что нет ничего проще сложения. А для моего ребенка это трудно, и приходится стойко из раза в раз делать одно и тоже, чтобы хоть как-то вошло.