Развитие математических представлений только косвенно связаны с алалией. Это отдельная функция, которая у одних алаликов может развиваться легко, а у других с большим трудом. Сама видела на канале Ларисы Геннадьевны Нуриевой, как ребенок, который едва говорит, легко складывает числа. И для таких детей всё легко. Для нас же - это прямо стена(
Чтобы переходить к сложению, ребенок должен уметь пересчитывать предметы. Не важно, называет ли он конечную цифру словом, показывает на пальцах или подбирает нужную карточку. Главное, чтобы ребенок при счете сумел остановиться на нужном числе и как-то обозначить итоговый ответ. Я пыталась вводить сложение, когда мы дошли до тройки. Но было не эффективно, потому что ребенок еще плохо считал. Теперь мы дошли уже до 9, но складываем только в пределах пяти, т.к. в этих рамках числа закрепились достаточно прочно.
Основные принципы для меня - это использование не более двух видов материала в течение одного-двух месяцев для развития одной функции. Один вид может наскучить, а три и более будут больше отвлекать своим разнообразием.
Всегда перед ребенком опорная карточка с цифрами, она у нас уже затертая, но знакомая и понятная.
Она может быть любой, главное, чтобы была привычна ребенку.
Материал для занятий нашла на озоне, при желании можно выбрать аналогичный.
Мне эта штука понравилась, потому что именно так это выглядит в моей голове. Я использую пока одно деревянное поле. Выставляю рядом жёлтые и синие бочонки. Цифру не кладу. У ребенка на бумаге есть опора.
Спрашиваю "сколько желтых?".
Ребенок считает, показывает на пальцах и ищет цифру на опорной карточке. Далее записывает рядом с жёлтым цветом.
Далее также считаем и записываем синие.
Потом обвожу рукой все бочонки и спрашиваю "А всего сколько?". Считаем уже все, ищем ответ на опорной карточке, записываем и ищем деревянный кружок с нужной цифрой.
Когда мы написали пример, то читаем уже, например, два плюс один будет три.
И так почти каждый день.
Нужно понимать, что результата возможно придется ждать долго. Нормальному взрослому кажется, что это просто. Но для некоторых детей это очень трудно.
В этом наборе с бочонками мне нравится простота и принцип: ничего лишнего, всё необходимое.И также нравится поле, где бочонки укладываются попарно в столбцах и по 5 в строках, это созвучно стандартным представлениям. То есть можно и самому сделать поле 2х5 и взять камни двух цветов, например.
У меня есть еще одна игрушка, она очень красочная, но она больше отвлекает от сути, и начинать с нее не стоит. Вначале нужно закрепить на первом варианте.
Тут мне очень нравится и качество, и карточки. На карточках указано, что нужно положить и сколько. Но опять же, важен принцип Можно нарисовать и самому такие карточки к первой игре, и деньги не тратить. Это уже второй этап, когда не я выкладываю предметы, а ребенок по письменному заданию выкладывает нужное количество.
Читаю эти свои записи, и вроде всё так просто... На самом деле, к этому я шла долго, потому что нет ничего проще сложения. А для моего ребенка это трудно, и приходится стойко из раза в раз делать одно и тоже, чтобы хоть как-то вошло.