Он был третьим мужем русской царицы Марины Мнишек. И хотя ее первого мужа, царя Дмитрия, больше известного как Лжедмитрий I, убили во время мятежа, а сама она царствовала всего 9 дней, царского титула она не лишилась. Поэтому ее муж вполне мог стать русским царем, о чем атаман Иван Мартынович Заруцкий и мечтал. Так каким он был, очередной претендент на русский престол?
Становление атамана
Родился Иван Заруцкий в конце 1560-х – начале 1570-х годов. Был он из простолюдинов и проживал в Тернополе, который в то время входил в состав Речи Посполитой. Ребенком он попал в плен к крымским татарам, которые держали его в низовьях Волги. Оттуда он бежал на Дон и стал казаком.
Детство, проведенное в плену, а затем казацкая вольница сформировали его характер -жесткого, коварного человека, которого не останавливали никакие преграды. Он не смог получить образования, но проявлял склонности и способности к воинскому делу.
Внешне Иван Заруцкий был очень видный: красивый, статный, энергичный и решительный, он обладал яркими лидерскими качествами и нравился людям. Поэтому попав к казакам, он смог быстро продвинуться в атаманы. Но современники, узнававшие его ближе, отмечали и другие его качества: хитрый, жестокий, коварный, он на все готов был ради денег и власти. Он легко клялся, а потом также легко отказывался от клятвы, он менял свои взгляды в зависимости от ситуации и не придерживался никаких религиозных убеждений. Но казаки своего атамана уважали и побаивались.
На службе у Болотникова
Заруцкий прекрасно понимал, что рыбку надо ловить в мутной воде, поэтому к Смуте он примкнул рано, еще в 1604 году. И когда на Дон пришло известие о появлении «царевича Дмитрия» и его походе на Москву, Заруцкий присоединился к его войску. Он был в составе войска Лжедмитрия, когда тот вошел в Москву, но вскоре покинул ее и вернулся на Дон. Видимо, то положение, которое он занимал при Лжедмитрии, его не устраивало.
Его деятельная натура требовала новой войны, и ее он нашел, примкнув к армии Ивана Болотникова. Здесь он уже играл более важную роль, чем у Лжедмитрия. Со своими казаками он принял участие в походе на Москву и воевал против армии царя Василия Шуйского. Но Москву взять не получилась и войско направилось в Тулу. Слухи о том, что царь Дмитрий спасся после майского бунта 1606 года и собирает новое войско, никому не давали покоя, и Заруцкого из Тулы отправили в Северские города с важным поручением – найти царя Дмитрия. Благодаря этой «командировке» Заруцкий избежал гибели, когда осенью 1607 года Тула была взята войском Шуйского и войско Болотникова разгромили.
Верный сподвижник Лжедмитрия II
«Царя Дмитрия», известного как Лжедмитрий II, Заруцкий нашел в Стародубе и тут же поступил к нему на службу. Новый самозванец оценил смелого, энергичного, умного и видного атамана, и приблизил к себе – здесь начался головокружительный взлет карьеры казачьего атамана. Заруцкий проявил себя не только преданным делу «царя Дмитрия», но и деятельным человеком.
Так, когда Лжедмитрий II отправил Заруцкого на Дон, чтобы тот привлек на его сторону новые силы, то он привел отряд из пяти тысяч казаков. Поэтому ему и Александру Лисовскому Лжедмитрий II передал командование всеми казацкими войсками, и в походе на Москву Заруцкий командовал правым крылом армии.
В 1608 году Лжедмитрий II обосновался в селе Тушино недалеко от Москвы, разбив там воинский лагерь. Казацкий атаман много услуг оказал самозванцу, и тот его щедро благодарил. В Совете при «царе Дмитрии» он занял одно из первых мест, а также ему был пожалован чин боярина. В 1609 году Заруцкий благодаря своей храбрости и воинским навыком спас Тушинский лагерь от захвата войском Василия Шуйского, а самозванца от гибели.
Когда Лжедмитрий II бежал из Тушинского лагеря в Калугу, Заруцкий вскоре опять примкнул к нему, был одним из самых близких ему людей и служил ему до конца. Здесь, в Калужском лагере, и начался его роман с царицей Мариной Мнишек.
После смерти Лжедмитрия II жизнь поставила перед «боярином» Заруцким вопрос: договариваться с поляками или действовать против них. К чести атамана следует сказать, что национальное самосознание взяло верх, он понял опасность для страны польского нашествия и под влиянием призывов патриарха Гермогена вступил в Первое ополчение. Со своими верными казаками он двинулся к Москве на соединение с Ляпуновым.
Роман с царицей Мариной
Высокий чин, признание среди казаков, а также роман с царицей Марией Мнишек совсем вскружили голову лихому атаману. И он стал думать о том, а не стать ли самому правителем России. С июля 1610 года в стране правил Совет из семи бояр – Семибоярщина, очень непопулярный в народе орган, который решил призвать на русский трон польского царевича Владислава. Далеко не все одобряли такое решение бояр, многие считали, что царем должен стать русский человек. Заруцкий отлично понимал, что ему, безродному казаку, самому царем не стать. Агитации как за него, так и за Марину вызовут возмущения. Поэтому он задумал сделать иначе.
После смерти Тушинского вора Марина Мнишек полностью перешла под покровительство атамана Заруцкого. Тот поселил ее в Коломне, под защитой верных казаков, где часто навещал ее. К слову, свою законную супругу он упек в монастырь. В конце 1610-начале 1611 года Марина Мнишек родила сына. Официально его отцом считался «царь Дмитрий» - Лжедмитрий II. Но в казачьей среде знали, что настоящим отцом мальчика является атаман Заруцкий.
И атаман решил провозгласить царем Ивана Дмитриевича – ведь он был настоящий царевич, а самому с Мариной быть при малолетнем царе регентами. Фактически, правителем России был бы он сам.
Потеря авторитета среди казаков
Но эту его идею не поддержали не только патриарх Гермоген и вожди нижегородского ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, но и свои казаки. Он стал терять авторитет. Чтобы удержать власть, Заруцкий стал метаться из стороны в сторону. То он присягает Лжедмитрию III, то пытается организовать покушение на Пожарского. Потом вступил в переговоры с гетманом Яном Ходкевичем, который шел выручать окруженных в Москве поляков.
Авторитет атамана продолжал падать, и стоявшее под Москвой войско стало разбегаться. В основном с ним остались казаки и немногочисленное дворянство, привыкшее к разбоям и разгульной жизни. Они совершали набеги на города, грабили их, но, получая отпор, вынуждены были уходить все дальше и дальше.
Решение Земского собора от февраля 1613 года о призвании на царство Михаила Романова Заруцкий не принял. Он продолжал выдвигать в качестве претендента на престол Ивана, сына Марины. За это новая власть объявила атамана Заруцкого врагом государства, а тот в ответ продолжал грабить русские города. Для борьбы с казачьим войском Заруцкого было направлено войско под командованием воеводы Ивана Одоевского. Многие из тех, кто раньше безоглядно верил Заруцкому, стали колебаться. Города, присягнувшие Михаилу Романову, стали давать серьезный отпор казачьим отрядам, а многие казаки сами стали присягать Михаилу.
Астраханский «царь» Дмитрий
Заруцкий терпел поражение за поражением, его войско разбегалось, с ним осталось уже только около 500 казаков. С ними он двинулся к Волге, где вступил в союз с ногайским князем Иштериком и вместе они захватили Астрахань. Воевода князь Иван Хворостинин и десятки чиновников были казнены.
В Астрахани Марина и Заруцкий обвенчались. Заруцкий стал править в Астрахани и объявил себя царем Дмитрием. Об этом говорит дошедший документ - челобитная казака на имя царя Дмитрия Ивановича, царицы Марины Юрьевны и царевича Ивана Дмитриевича. От имени царя он вступил в переговоры с персидским шахом Аббасом, склоняя его к союзу против Москвы. Шах сначала пообещал, затем отказал. Заруцкий также распускал слухи, что Москва занята литовцами.
Весной 1614 года к Астрахани подошел отряд московских ратников под руководством стрелецкого головы Василия Хохлова. Но жители Астрахани, не дожидаясь Хохлова, подняли восстание против «царя Дмитрия». Казаки с Заруцким и Мариной сначала заперлись в Кремле, а в ночь на 12 мая на стругах бежали вверх по Волге. Хохлов бросился в погоню, разбил казаков, но сам Заруцкий с Мариной и мальчиком на трех стругах ускользнули, сумев спрятаться в многочисленных протоках Волги. На стругах они вышли в Каспийское море, поднялись по реке Яик (река Урал) и укрылись на Медвежьем острове.
Но это не помогло спастись. В итоге беглецы были, все-таки, схвачены – их выдал атаман Ус. 6 июля 1614 года пленных привезли в Астрахань, а оттуда на стругах отправили по Волге в Казань. Меры по охране пленников были предприняты просто беспрецедентные. Так, караван стругов, в котором везли Марину с сыном, сопровождало 600 стрельцов. Заруцкого везли отдельным караваном, его сопровождало 350 стрельцов. Был строгий наказ: при нападении противника все пленники должны бить убиты. Из Казани в Москву пленников отправили сухим путем, также с высокими мерами защиты.
Расправа над атаманом
В Москве расправа над атаманом Иваном Мартыновичем Заруцким была скорой. Человека, вышедшего из семьи простолюдинов, взлетевшего высоко, а захотевшего еще большего, подвергли мучительной казни – он был посажен на кол.
О том, как расправились с Мариной и ее сыном, а также о судьбе ее отца и рода Мнишеков – в следующей статье.
Другие статьи по теме: