Во Владикавказе и Москве есть очень сильные скульптурные композиции, посвященные защите детства. Обе работы - дело рук художника с мировым именем Михаила Шемякина. Обе композиции эмоционально громко отзываются внутри. К посещению обязательны.
Памятник "Дети - жертвы пороков взрослых". Москва. Болотная площадь.
Признаться честно, мое знакомство с творчеством Михаила Шемякина вышло случайным. В 2017 году, гуляя по Москве, зашел на Болотную площадь. Было раннее утро. народу немного. Внимание привлекло скопление фигур в одном из концов парка.
Подошел ближе, а там застывшие фигуры мальчика и девочки в окружении "монстров взрослых".
Как пояснил сам скульптор, этот памятник - это аллегория борьбы с мировым злом. Каждая фигура взрослого обозначает тот или иной порок: тут и наркомания, и проституция, и алкоголизм, и садизм, и пропаганда насилия, и эксплуатация детского труда, и нищета, и война, - все то, от чего нужно спасать сегодняшнее и будущее поколения.
Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: "Дети - наше будущее!", - написал, обращаясь к зрителям Михаил Шемякин. - Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг .услышать и узреть те горести и ужасы ,которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России.
Скульптурная композиция "Дети - жертвы террора". Владикавказ. Территория Северо-Кавказского горно-металлургического института.
Если в Москве шемякинская скульптура стоит практически в центре города, то, оказавшись во Владикавказе, композицию "Детям - жертвам террора" предстоит поискать. Она расположена на территории Северо-Кавказского горно-металлургического института в районе перекрестка ул. Николаева и Котовского.
Почему эта скульптура появилась именно в Северной Осетии - Алании объяснять не надо. Художник не скрывает, что эта его работа посвящена бесланской трагедии.
Композиция наполнена символами. Никаких решений в лоб. Чрезмерная натуралистичность и мрачность были бы излишними.
Здесь очень много отсылок к московской композиции. Тоже мальчик и девочка, тоже застывшие. Они находятся как бы в немом протесте. Стоят на пути процессии монстров. Сразу бросается в глаза, что скульптуры этих монстров - растиражированная копия одного из пороков в московской композиции.
И защищать этим детям есть что. За их спиной колесо судьбы и свиток, где записаны имена всех ушедших в мир иной в результате терактов.
Текст и фото Андрей Мужщинский