Найти в Дзене
GigaScience

Ради всего человечества.

28 января 1986 года граждане США, ожидали очередного завораживающего запуска космического корабля Space Shuttle "Challenger", но стали свидетелями одной из самых сотрясающих трагедий в истории космонавтики. На 73-й секунде полета, дымный след в небе резко прервался огненной вспышкой, словно гигантский фейерверк. Причиной взрыва послужил один малозаметный недочет в конструкции ракеты. Как хорошо видно на фото, к оранжевому топливному баку крепятся два твердотопливных ускорителя, а они в свою очередь состоят из нескольких сегментов. Из-за недостаточно хорошо проработанного соединения этих сегментов, через корпус ускорителя смогли пробиться раскаленные газы, ударяя в основной топливный бак. Это и вызвало нарушение целостности бака с жидким топливом, и последующий взрыв. Миссия STS-51-L, как планировалось, должна была стать одной из самых знаковых в истории космической программы США. На борту шаттла Challenger находилось несколько научных инструментов, предназначенных для изучения физическ

28 января 1986 года граждане США, ожидали очередного завораживающего запуска космического корабля Space Shuttle "Challenger", но стали свидетелями одной из самых сотрясающих трагедий в истории космонавтики. На 73-й секунде полета, дымный след в небе резко прервался огненной вспышкой, словно гигантский фейерверк.

Взлет шаттла Challenger в день катастрофы.
Взлет шаттла Challenger в день катастрофы.

Причиной взрыва послужил один малозаметный недочет в конструкции ракеты. Как хорошо видно на фото, к оранжевому топливному баку крепятся два твердотопливных ускорителя, а они в свою очередь состоят из нескольких сегментов. Из-за недостаточно хорошо проработанного соединения этих сегментов, через корпус ускорителя смогли пробиться раскаленные газы, ударяя в основной топливный бак. Это и вызвало нарушение целостности бака с жидким топливом, и последующий взрыв.

Миссия STS-51-L, как планировалось, должна была стать одной из самых знаковых в истории космической программы США. На борту шаттла Challenger находилось несколько научных инструментов, предназначенных для изучения физических и химических процессов в космическом пространстве. В качестве полезной нагрузки, в грузовом отсеке находился спутник для исследования активных ядер галактик. Это исследование могло бы дать ответы на многие вопросы, связанные с развитием и эволюцией галактик.

Но главной невосполнимой утратой был экипаж корабля в составе семи человек.

Эта трагедия навсегда оставила отпечаток в космонавтике США, вынудив инженеров и дизайнеров пересмотреть многие аспекты конструкции космических аппаратов, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем.

Момент взрыва шаттла Challenger.
Момент взрыва шаттла Challenger.

На борту корабля в тот трагичный день находились семеро астронавтов, каждый из которых был готов пойти на риск ради науки, исследований и человеческого стремления к познанию.

  • Фрэнсис Скоби (Francis R. Scobee) - опытный пилот и командир миссии. После службы в ВВС США, где он заслужил себе репутацию одного из лучших пилотов, Скоби был выбран в качестве астронавта NASA. Его страсть к полетам и непреклонный характер делали его настоящим лидером.
  • Майкл Смит (Michael J. Smith) - пилот шаттла. Служил в ВМС США и был опытным пилотом-испытателем, прежде чем присоединиться к команде NASA. Его техническая грамотность и профессионализм были высоко оценены коллегами.
  • Рональд МакНэйр (Ronald McNair) - физик, получил признание за свои работы в области исследования лазеров. МакНэйр был не только выдающимся ученым, но и талантливым музыкантом, игравшим на саксофоне.
Подводные исследователи осматривают один из крупных обломков шаттла Challenger.
Подводные исследователи осматривают один из крупных обломков шаттла Challenger.

Эллисон Онидзука (Ellison Onizuka) - инженер и специалист по космической технике. В 1988 году Международный астрономический союз присвоил имя Эллисона Онидзуки кратеру на обратной стороне Луны.

Джудит Резник (Judith Resnik) - инженер-электрик. Получила докторскую степень, диссертация была посвящена влиянию электричества на сетчатую оболочку глаза. Она отличалась выдающимися интеллектуальными способностями и страстью к музыке.

Грегори Джарвис (Gregory Jarvis) - инженер и специалист по спутниковой связи. Он работал над проектами, направленными на улучшение спутниковой связи.

Криста Маколлиф (Christa McAuliffe), о которой будет рассказано далее, особенно выделялась среди экипажа как первый в мире "гражданский" участник космического полета.

В различных журналистских публикациях на тему трагедии Challenger'a, часто делается упор на половой и национальный состав экипажа. Однако важно понимать, что каждый из этих астронавтов был высококлассным специалистом. В своих областях они добились выдающихся результатов и признания, еще задолго до того, как они прошли отбор в NASA.

Слева-направо: Эллисон Онидзука, Майкл Смит, Криста Маколлиф, Фрэнсис Скоби, Грегори Джарвис, Джудит Резник, Рональд МакНэйр.
Слева-направо: Эллисон Онидзука, Майкл Смит, Криста Маколлиф, Фрэнсис Скоби, Грегори Джарвис, Джудит Резник, Рональд МакНэйр.

Криста Маколлиф не была профессиональным астронавтом. Она была школьной учительницей, но её амбиции, энтузиазм и жажда знаний были на уровне лучших учёных мира.

Рождённая в Бостоне, Криста была выдающимся педагогом, который стремился привить своим ученикам любовь к образованию и науке. Её страсть к преподаванию и умение зажигать интерес учащихся привлекли внимание NASA, и она была выбрана из более чем 11 тысяч кандидатов для участия в программе «Учитель в космосе». Эта программа была создана для того, чтобы привлечь внимание молодежи к космонавтике и вдохновить следующее поколение на новые исследования в этой области.

Криста проходила подготовку рядом с профессиональными астронавтами, готовясь к миссии на протяжении нескольких месяцев. Её задачей на борту шаттла было проведение трансляций уроков прямо из космоса, что было бы настоящим событием в образовательной программе. Маколлиф планировала показать своим ученикам по всей стране физические процессы в условиях микрогравитации, рассказать о жизни в космосе и вдохновить их мечтать о невозможном.

Её искренний интерес и восторг от предстоящего полёта делали её настоящим символом для всех американцев. Она представляла собой мечту обычного человека, который может выйти за рамки своего обыденного мира и достичь звёзд.

К сожалению, этой мечте было не суждено сбыться. От экипажа космического корабля ничего не зависело в тот день - катастрофа стала неизбежным следствием инженерного просчета.

Криста Маколлиф в интерьере космического шаттла.
Криста Маколлиф в интерьере космического шаттла.

Трагедия 1986 года стала одним из самых мрачных моментов в истории американской космической программы. Она нанесла удар не только по семьям погибших, но и по всей нации, которая в это время наблюдала за полетом, полагаясь на надежное и безопасное завершение миссии. Внезапное катастрофическое разрушение шаттла заставило многих пересмотреть свои представления о космическом путешествии, рисках и стоимости человеческой жизни.

Память о шаттле Challenger и его экипаже быстро превратилась в символ национального единства и соучастия. По всей стране были устроены памятные мероприятия и траурные церемонии в честь погибших астронавтов. Центры исследования, школы, памятники были названы в их честь, чтобы их жертва и служение обществу не были забыты.

Эта трагедия также послужила стимулом для дальнейших усилий в улучшении безопасности космических полетов. Каждая жертва на пути человечества к звездам становилась сигналом о необходимости доработки технологий, пересмотра подходов и стандартов.

"Павший астронавт" - символическая фигурка и памятная табличка, оставленные на поверхности Луны экипажем миссии Аполлон-15 в 1971 году. Является мемориалом в память о всех погибших первопроходцах космонавтики.
"Павший астронавт" - символическая фигурка и памятная табличка, оставленные на поверхности Луны экипажем миссии Аполлон-15 в 1971 году. Является мемориалом в память о всех погибших первопроходцах космонавтики.

Пожалуйста, подпишитесь на наш канал, чтобы регулярно видеть наши новые посты и не пропустить интересные темы! Это очень поможет развитию канала и позволит нам регулярно выпускать материалы.