Сразу обозначу, что речь пойдет о конструкторе с известнейшим именем – о Фердинанде Порше. Автомобили, которые носят фамилию этого человека, до сих пор очень популярны в мире, считаются престижными и не «ширпотребными».
Мы знаем, что, допустим, автомобили «Мерседес» - это высший класс. У Владимира Высоцкого были авто этого немецкого бренда еще в 70-х. У Брежнева, по некоторым данным, был «Мерседес».
А «Порше» покупают не так часто, как «Мерседесы», но эти авто сразу привлекают внимание окружающих. Особенно, если такая машина появляется в каком-нибудь небольшом российском городке.
Фердинанд Порше мог быть советским машиностроителем, танкостроителем, авиастроителем. Но не сложилось.
Инженерное бюро в Штутгарте
Фердинанд Порше родился в 19 веке – во второй половине. И уже к рубежу столетий придумал несколько гибридных и электрических двигателей, которые получили хорошие оценки со стороны специалистов.
А в годы Первой мировой войны человек, о котором идет речь, создавал моторы для немецких дирижаблей и самолетов.
Когда к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, у Порше было свое собственное инженерное бюро в Штутгарте, где он плотно занимался конструированием. Однако некоторый кризис чувствовался. Тогда вся Европа в плане экономики была не в лучшем состоянии.
Другое дело – Советский Союз. В СССР в направлении индустриализации всё было замечательно. Большевики активно развивали промышленное производство, не жалея на это денег.
Это было время возможностей. СССР мог выйти в абсолютные мировые лидеры в индустриальной сфере. Однако помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Впрочем, если бы в 30-х большевики не вливали огромное количество средств в отрасль, то, возможно, наша страна не смогла бы одолеть военного преступника Гитлера.
В 30-х Советский Союз искал гениев инженерии по всему миру. В том числе и в Германии. И Порше сделали предложение, от которого было трудно отказаться.
Работа на СССР
Сам немецкий конструктор к тому времени, когда на него вышли советские товарищи, искал инвесторов. В Европе, как я указала, был кризис. Никто не хотел давать денег только-только созданной компании. Малоизвестной. Хотя самого Фердинанда Порше многие хорошо знали.
И тут приехали люди из СССР, позвали конструктора на экскурсию в Союз.
Порше возили по разным советским заводам, его даже, по слухам, водили по секретным оборонным предприятиям.
Общался Фердинанд и с Иосифом Виссарионовичем. Хоть это ничем не подтверждается, по некоторым данным Сталин был готов создать отдельный наркомат, который занимался бы конструированием автомобилей, самолетов, танков.
Это бы сильно помогло Советскому Союзу – если бы Порше согласился. Возможно, что и с гражданскими автомобилями у нас в дальнейшем не было бы никаких проблем. Ездили бы не на «Жигулях» советские люди, а на «Порше». Но ничего не получилось.
Причины отказа
Есть несколько версий того, почему Фердинанд Порше решил не становиться советским министром:
1. Он не мог перевести в Союз всю свою родню, а Сталин настаивал на том, чтобы конструктор разорвал все контакты с Германией.
Вполне возможно.
2. Иосиф Виссарионович запретил Порше перевозить всех родственников.
Думаю, что эта версия слабая. Ведь Сталин был очень сильно заинтересован в том, чтобы Порше работал на СССР.
3. Конструктора напугал языковой барьер.
Тоже не думаю, что эта версия состоятельная. Ведь инженерия – это вещь точная. Там решает не язык, а чертеж. Для Фердинанда нашли бы лучших переводчиков.
4. Порше не верил в перспективы Советского Союза. А это может быть. Ведь в 30-х годах прошлого века с конструкторами у нас всё было не так хорошо. Не зря же талантливых инженеров искали за пределами страны.
Как бы там ни было, а Порше не остался работать в СССР. А в Германии ему предложили интересные проекты. Например, в 30-х военный преступник Гитлер задумал создать народный автомобиль – «Фольксваген Жук». Над проектом работал Порше.
Правда, до Второй мировой ни одной машины с конвейера не сошло.
Зато Фердинанд Порше плотно занялся разработкой танков. «Тигры» и самоходки «Фердинанд» - это его детища.
После войны Порше арестовали и отправили в лагеря.
Получается, конструктор выбрал не ту сторону. В СССР его бы носили на руках, скорее всего. Хотя и расстрелять могли за что-нибудь.
По крайней мере, Фердинанд не стал бы пособником гитлеровского преступного режима. А это очень важно.