Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский был одним из приближенных царя Ивана Васильевича Грозного. Скуратов больше известен нет под своим именем, а под прозвищем Малюта.
Откуда оно появилось – никто этого точно сказать не может. Есть разные версии.
По одной из них, в семье Скуратовых, история которой туманно, было два сына Григория. Старшего так и звали. А младшего называли Малютой, то есть, собственно, «меньший», «младший», «маленький».
Согласно другой версии, Григорий Лукьянович был ростом мал, поэтому появилось такое прозвище. Всё довольно просто.
Наконец, есть версия о том, что Скуратов в разговоре с разными людьми лицемерно говорил: «Малю тя!». То есть: «Умоляю тебя!». Вот отсюда якобы и пошло прозвище.
Как бы там ни было. А Скуратов известен как Малюта, а не как Григорий Лукьянович.
Это всё интересно, конечно, но тема статьи немного другая. Хотя, конечно, про Скуратова кое-что еще нужно рассказать.
Он был уроженцем города Белый. Поэтому: «Скуратов-Бельский». К роду просто Бельских он никакого отношения не имел.
Малюта, как сейчас говорят, «поднялся», благодаря тому что Иван Васильевич организовал опричнину. Скуратов верно служил царю, уничтожал неугодных ему людей. Но в 15732 году Иван Васильевич решил опричнину упразднить. По одной из версий, царь сам испугался мощи репрессивного аппарата, посчитал, что опричники и его могут уничтожить.
При этом Скуратов своего положения в обществе не потерял. Царь, как и раньше, к нему относился благосклонно.
Скуратов пал в 1573 году в битве за ливонскую крепость Вейсенштейн (ныне – Пайде, Эстония). Иван Васильевич был сильно огорчен потерей товарища. Царь приказал уничтожить всех обитателей крепости. Кроме того, царь провожал до самого Новгорода гроб с телом Скуратова. Вот такая честь была оказана Малюте.
Любимец Ивана Грозного оставил после себя четырех детей: одного сына и трех дочерей.
Мальчика звали Горяин. Это народное имя – не христианское. Какое у него было православное имя – история умалчивает. Возможно, что никакого. Впрочем, в те времена были такие традиции:
· иметь несколько имен;
· скрывать одно из имен.
Горяин ушел из этого мира, будучи еще ребенком.
С дочерями всё сложнее. Сначала казалось, что их ждет неплохая, но не блистательная жизнь. Затем – появились шансы, что они станут царицами. Но закончилось всё плохо.
Анна Скуратова
У неё жизнь сложилась проще и спокойнее, чем у других сестер.
Анна Скуратова вышла замуж за Ивана Глинского – двоюродного брата Ивана Васильевича Грозного. Таким образом, она стала довольно близкой родственницей самого царя. Но шансов на корону у Анны Григорьевны не было, естественно. Или, скажем так, они были минимальные. Не реализовались.
Марья Скуратова
С ней всё намного интереснее. Она в 1571 году вышла замуж за 18-летнего Бориса Годунова – племянника царского постельничего Дмитрия Годунова. Тогда никто и подумать не мог, что Борис станет править на Руси. Не знала этого и Марья, но власти хотела.
Когда последний сын Ивана Грозного оставил этот мир, Марья стала правительницей. Если точнее, то монархом стал её сын Фёдор. Однако Марья имела всю полноту власти и надеялась её удержать. Не получилось.
Когда в Москву пришел Лжедмитрий Первый, то он отправил в мир иной правительницу вместе с сыном. А её дочь Ксению насильно постригли в монахини.
У Годунова и Скуратовой был еще сын Иван, который оставил этот мир, будучи совсем ребенком.
Екатерина Скуратова
Она вышла замуж за Дмитрия Шуйского – младшего брата Василия Шуйского, который справился с самозванцем – с Лжедмитрием, сам начал править. Но Шуйский был уже довольно-таки стар, детей у него не родилось. Поэтому, по всему, следующим царем должен был стать Дмитрий Иванович Шуйский – супруг Екатерины Скуратовой.
Не доказано, но, по слухам, эта женщина очень хотела стать царицей. Даже конкурентов устраняла. Про неё говорят, что Екатерина на пиру отравила Михаила Скопина-Шуйского, который тоже мог стать царем на Руси.
Закончилось всё тем, что Василия Шуйского сверг народ. Причем досталось всем родственникам правителя. Екатерину Григорьевну, Дмитрия Ивановича выдали полякам. А те заточили русских в Гостынинском замке, где Скуратова и Шуйский провели последние дни.